Кто вы, профессор Бектурганова?

“…сначала за здравие, потом за упокой…”

Ноябрьские публикации АСиП Бахытжамал Бектургановой на сайте “Навигатор” вызвали бурю противоречивых эмоций у читателей. Эта буря, в частности, выплеснулась в комментариях к этим самым публикациям, благо, сайт теперь предоставил такую возможность читателям.


Впрочем, буря читательских эмоций не поспевала за сложными социологическими маневрами самой г-жи Бектургановой, которая в короткий промежуток времени успела ошарашить как поклонников оппозиции, так и вернуться в привычный облик обличителя режима.


Здесь мы хотим напомнить ноябрьские публикации г-жи Бектургановой, а потом порассуждать о причинах такого, скажем так, широкого взгляда на вещи.


Самый рейтинговый политик в Казахстане – действующий президент Н.Назарбаев


По данным, полученным Б. Бектургановой, выходит, что глава Республики Казахстан сохраняет свои высокие позиции в рейтинге наиболее популярных политиков, в то время как представители оппозиции по-прежнему остаются на задворках. Далее г-жа Бектурганова делает вывод о том, что выступления “старой” и “новой” оппозиции и даже их критика в адрес властей не дают повода населению доверять им. М.Аблязов, Г.Жакиянов, А.Кажегельдин – не представляют серьезных соперников для Н.Назарбаева, а потому вполне реально выглядит перспектива победы главы государства на предстоящих выборах. Остальные претенденты не набрали даже минимального процента голосов для претензии на победу (ниже 25%). Б. Бектурганова указывает, что существует категория людей, не желающих видеть главой государства ни одного из ныне действующих политиков (каждый 6-ой респондент). Большинство опрошенных казахстанцев хотели бы видеть президентом государства Н.Назарбаева. Но существуют города, представляющие исключение из общего правила: в Атырау две трети опрошенных президентом страны видят И.Тасмагамбетова, в Кызылорде – каждый 9-ый делает ставку на Д.Назарбаеву, а в Семипалатинске – каждый 6-ой – за А.Кажегельдина. В выводах данного исследования г-жа Бектурганова обращается к мнению советника Ертысбаева: “Советник Президента Е. Ертысбаев не так уж заблуждается, когда говорит, что в своем нынешнем состоянии оппозиция не страшна Президенту”.


У Казахстана дела идут хорошо, а у казахстанцев плохо


Ситуация в республике на конец октября 2002 г., по данным опроса, проведенного АСиП в 10 городах Казахстана: в среднем 2,7% респондентов имеют подушевой доход семьи до 500 тенге в месяц; 4% — от 500 до 1000 тенге; 6,8% — от 1000 до 2000 тенге; 11,5% — от 2000 до 3000 тенге; 16,2% — от 5000 до 6000 тенге; 7,8% — от 6000 до 7000 тенге; 4,2% — от 7000 до 8000 тенге; 10,5% — от 8000 до 10000 тенге; 6,3% — от 10000 до 15000 тенге; 4,1% — от 15000 до 20000 тенге; 2% — от 20000 до 30000 тенге и 1,1% — свыше 30000 тенге. Таким образом, среднестатистическая городская семья имеет подушевой доход около 6263 тенге в месяц. По данным опроса, средняя городская семья имеет уровень подушевого дохода в месяц в Алматы – около 6300 тенге; в Астане – около 7415 тенге; в Атырау – около 6885 тенге; в Караганде — около 5832 тенге; в Кокшетау – около 4042 тенге; в Кызылорде – около 4216 тенге; в Таразе – около 5935 тенге; в Талдыкоргане – около 7253 тенге; в Усть-Каменогорске – около 6472 тенге; в Семипалатинске – около 5286 тенге.


Превалирующее большинство респондентов Астаны, Атырау, Караганды, Талдыкоргана, Усть-Каменогорска определяет достаток семьи как среднеобеспеченный. Респонденты Алматы, Кокшетау, Кызылорды, Тараза, Семипалатинска в своем большинстве относят свои семьи к малообеспеченным. Официальные заявления правительства об экономическом росте республики воспринимаются многими рядовыми казахстанцами как не более, чем демагогический прием. Из общего числа опрошенных только 18,1% отмечают, что экономический рост республики сказывается на повышении благосостояния их семей. 63,8% респондентов не ощущают его благотворного влияния. 17,2% затруднились с ответом.


Политическая осень в оценках горожан


АСиП фиксируют сезонные изменения общественного мнения. Лето, как правило, характеризуется небольшим спадом протестных настроений, осень-зима, наоборот, их ростом. Политическая ситуация нынешней осенью оценивается в разных городах республики достаточно неоднозначно. В среднем по результатам октябрьского опроса считают ее стабильной – 21,9% респондентов; нестабильной — 28,9%; критической – 25,3%; взрывоопасной – 8,4%; затруднились с оценкой – 15,4%; отметили графу “Другое” — 0,4%.


Позитивная оценка преобладает лишь у респондентов Талдыкоргана. В Астане, Караганде и Усть-Каменогорске большинство опрошенных считают ситуацию нестабильной, в Алматы, Атырау и Семипалатинске – кризисной, причем в городских группах респондентов, оценивающих политическую ситуацию как стабильную, абсолютное большинство убеждено, что президент контролирует ее.


Каждый второй опрошенный казахстанец – жертва полицейского произвола


По данным опроса АсиП, каждый второй опрошенный казахстанец – жертва полицейского произвола. Из 1787 казахстанцев в 10 городах республики в среднем 51,7% указали, что они сами или близкие им люди подвергались жестокому обращению со стороны сотрудников полиции. 47,8% с подобным не сталкивались.


Случаи жестокого обращения со стороны полицейских наиболее часто отмечают респонденты Астаны, Атырау, Кызылорды и Семипалатинска.


Мужчины в 1,3 раза чаще, чем женщины, подвергаются насилию со стороны полицейских: 58,4% против 46,4% соответственно. Наиболее частыми видами полицейского насилия являются: оскорбление чести и достоинства (23,5%); угрозы, запугивание, шантаж (22,2%); насильственные действия, связанные с незаконным задержанием (17,5%), и вымогательство (17,3%). Значительно реже респонденты указывают на случаи избиения (7%) и изнасилования (0,7%).


Президент РК не справляется с функциями гаранта Конституции


Несмотря на высокий рейтинг Н. Назарбаева, результаты опроса общественного мнения городского населения республики выявили кризис доверия к нему как к гаранту Конституции РК. По мнению казахстанцев, президент Н. Назарбаев скорее не обеспечивает, чем обеспечивает гарантии Конституции РК.


Таким образом, по мнению г-жи Бектургановой, конституционный кризис в Казахстане находит свое подтверждение в результатах опроса. В значительной степени он обусловлен неспособностью главы государства обеспечить гарантии соблюдения Основного закона страны.


***


Итак, что называется, сначала за здравие, потом за упокой…


Прежде чем говорить о социологии г-жи Б. Бектургановой, предлагаю остановиться на социологии как науке вообще. Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Эта молодая наука коренным образом отличается от, скажем, политологии или публицистики. Если последняя основана на высказывании собственного мнения автора в произвольной форме, то политология – наука о политике, проявляется “в страстях”.


Социология же в этом смысле беспристрастна, слепа, как Фемида. Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности социологического. Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.


Вместе с тем необходимо отметить, что социология еще и дорогостоящая наука. Проведение одного социологического опроса, даже самого простого, стоит несколько тысяч долларов. Вот примерный перечень работ по проведению социологического исследования. Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т.д. Этот этап не требует больших затрат. Второй этап – сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения – записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д. Здесь уже нужны профессиональные интервьюеры, анкетные бланки, коммуникационные услуги и т.д., причем надо охватить большое территориальное пространство и опросить нужное количество людей, а это все стоит немало. Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к компьютерной обработке, составление программы обработки, сама обработка, что требует еще больших финансовых ресурсов. И, наконец, заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления. Таким образом, получается, что социологическое исследование – весьма дорогое удовольствие.


Поэтому мы должны войти в положение профессора Бахытжамал Бектургановой: ученый она настоящий, с этим мало кто спорит, но вот свой научный продукт ей приходится делать задешево, а потому, для лучшей “продажи”, заворачивать в публицистическую обертку. Кроме того, публицист она – от бога, поэтому публицистику в свои соцопросы она добавляет всегда, независимо от того, кто их оплачивает.


Получается, что:


1. Выводы ноябрьских исследований, судя по последним публикациям, расходятся с общим сложившимся мнением, а потому выглядят сомнительными, вызывая тем самым недоверие к соц.опросам АСиПа;


2. Сама постановка темы исследования (например: Самый рейтинговый политик в Казахстане – действующий президент Н. Назарбаев) содержит указание, посыл на его итоги, что, естественно, отталкивает образованного читателя от дальнейшего чтения материала, демонстрируя некомпетентность социологов;


3. Такие “подозрительные” результаты и выводы, по всей вероятности, были получены под “мягким” давлением заказчика этого социсследования, а это, в свою очередь, только указывает на “метания” АсиПа в поисках спонсора.


В общем, картина получается следующая. Г-жа Б. Бектурганова и ее команда, несмотря на профессионализм лидера, все же вынуждены бороться за выживание, за “место под солнцем”, а потому и штампуются такие вот социсследования: без определенной базы, ресурсов, с почти сформулированным результатом опроса. Все это понятно, но очень обидно, что одна из лучших публицистов на сегодняшний день — Б. Бектурганова, вынуждена заниматься “недостойными” делами. А вывод напрашивается сам: в “нормальном” государстве социология должна быть государственной наукой, т.е. ее финансирование должно быть явным и прозрачным, из госбюджета. Но вместе с тем, социология не должна зависеть от государства, ее исследования, опросы, анализ должны проводиться независимыми в своих суждениях профессиональными экспертами по актуальным проблемам социума, а выводы и результаты доступны и, главное, достоверны для всего населения.