Американские спецслужбы имеют право…

Письма не было?


“Все прибывшие в Казахстан чеченские беженцы (мужчины в возрасте 16-60 лет) будут подвергаться унизительной процедуре дактилоскопии”, — сообщают “Новости недели”. Конечно, сами чеченцы не возражают против снятия у них отпечатков пальцев, сейчас для них важнее всего, чтобы им просто разрешили пожить какое-то время в Казахстане, многие не претендуют на гражданство. “Человек, к которому обращались около 300 чеченских семей с просьбой о помощи, лично скандального письма не получал… Но свой ответ Н.Назарбаев отправителям все же дал. Проблема чеченских беженцев, проживающих сейчас в лагерях в Ингушетии, и их возвращение на родину, считает президент страны, является внутренним делом России, близкого соседа и стратегического партнера Казахстана”. Понятно, что иного ответа и быть не могло, однако глава государства все же попытался сгладить отказ, ведь обращение, пусть даже неофициальное, еще раз свидетельствует в пользу толерантности и межнационального согласия в Казахстане, а следовательно, и грамотной национальной политики. “За последние годы в связи с событиями в Чечне около 10 тыс. чеченцев прибыли в Казахстан, напомнил президент. Он сказал, что ведется учет этих людей, “они живут и работают у нас, хотя они не граждане республики”. Газета “Известия-Казахстан” сообщает, что “представители чеченской диаспоры в Казахстане также не видели обращения беженцев и, похоже, больше обеспокоены судьбой уже переселившихся в республику земляков… Если раньше временная прописка сроком на три месяца для любого мигранта была обычной процедурой и обходилась в восемьсот тенге, то сейчас в продлении регистрации чеченцам отказывают почти поголовно. По словам мигрантов, уже несколько лет проживающих в Алма-Ате, ужесточение мер со стороны Миграционной полиции по отношению к гражданам чеченской национальности стало проявляться недавно, особенно после теракта в Москве”. В самой же России официальные лица вообще уверены, что “никто ничего не писал”. Так, “спецпредставитель президента РФ по соблюдению прав и свобод граждан в Чеченской Республике Абдул-Хаким Султыгов охарактеризовал письмо чеченских переселенцев президенту Казахстана как провокацию” (“Новости недели”).


Гонка законопроектов


В свете милитаризации мировых держав в стороне не остается и наша республика. Не успели мы “переварить” закон “О правовом режиме чрезвычайного положения”, как депутаты принялись рассматривать еще одно нововведение. “Сегодня на очередном пленарном заседании мажилиса парламента РК под председательством спикера палаты Жармахана Туякбая депутаты рассмотрят законопроект о военном положении. Новый документ предусматривает введение военного положения на территории Казахстана или в отдельных ее местностях при возникновении определенных обстоятельств. В частности, при угрозе суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, конституционному строю, политической и экономической безопасности Казахстана” (“Известия”).


“АиФ-Казахстан” сообщили о результатах поездки министра обороны Мухтара Алтынбаева в США. “В Америке… обсуждались следующие темы: сотрудничество в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, безопасность в Центральной Азии, нелегальная иммиграция в регионе. Стороны пришли к выводу, что за последний год взаимодействие между двумя странами в военной сфере значительно укрепилось и расширилось. Америка 1 раз использовала право транзитного перелета военных самолетов по воздушному пространству нашего государства. Казахстанцы учатся в военных вузах США, а недавно официальная Астана заявила о намерении купить у Соединенных Штатов партию оружия”. Кроме того, Мухтар Алтынбаев упомянул о планах Казахстана “расширить свое военное присутствие в акватории Каспийского моря”. “Этого требуют интересы защиты нефтяных запасов, а также общей безопасности региона, — заявил Мухтар Алтынбаев во время переговоров в Вашингтоне с министром обороны США Дональдом Рамсфельдом. Правда, какие из пяти прикаспийских стран могут представлять угрозу для безопасности Казахстана, Алтынбаев не пояснил” (“Известия-Казахстан”). Но это и так несложно вычислить: “Освещая визит Алтынбаева в США, иранская газета Tehran Times предупредила, что серьезный уклон в сторону Запада, который, по ее мнению, проявляют Казахстан и ряд других бывших советских республик, отнюдь не отвечает их национальным интересам”.


В Штатах между тем с соблюдением прав граждан тоже особо не церемонятся, все заслонил международный терроризм… “Американские спецслужбы получили большую свободу действий в борьбе с международным терроризмом на территории своей страны. Специальная судебная комиссия в Вашингтоне решила, что разработанные минюстом США новые правила прослушивания телефонных разговоров и просмотра электронной почты не нарушают законов и конституции страны” (“Время”).


Зарплату-то приходится делить


“АиФ-Казахстан” опубликовал данные опроса Ассоциации социологов и политологов о том, сколько реально приходится денег у казахстанцев на каждого члена семьи (не путать со среднемесячной зарплатой). Получилось вот что: “2,7 процента опрошенных имеют подушевой доход до 500 тенге в месяц; 4 процента – от 500 до 1000 тенге; 6,8 процента – от 1 тыс. до 2 тыс. тенге; 11,5 процента – от 2 до 3 тыс.; 16,2 процента – от 3 до 4 тыс.; 11,4 процента – от 4 до 5 тыс.; 9,6 процента – от 5 до 6 тыс.; 7,8 процента – от 6 до 7 тыс.; 4,2 процента – от 7 до 8 тыс.; 10,5 процента – от 10 до 15 тыс.; 4,1 процента – от 15 до 20 тыс.; 2 процента – от 20 до 30 тыс.; 1,1 – свыше 30 тыс. тенге”. При этом “среднеобеспеченными называют себя 31,8 процента семей; 45,1 процента – малообеспеченными; 13,9 процента – бедными; 5,2 процента – нищими; 2,6 процента затруднились с ответом”. Высокообеспеченными себя назвали лишь полтора процента респондентов. А в среднем на каждого казахстанца приходится 6263 тенге в месяц.