Благими намерениями вымощена дорога в ад…

Почти половина алматинцев считает, что власти в случае теракта должны обезвредить террористов, пойдя на неизбежные жертвы среди мирного населения

Уже прошло достаточно времени с тех страшных событий в Москве, когда участники и зрители мюзикла “Норд Ост” оказались в заложниках у группы вооруженных террористов. Компания “Комкон-2 Евразия” во время теракта провела экспресс-опрос общественного мнения. Но до сих пор эта тема остается одной из самых злободневных. Как это могло произойти? Правильно ли поступило российское правительство? Оправданно ли против террористов (а вместе с ними и мирных граждан) был применен газ? Как можно оценить информацию, преподносимую СМИ в эти нелегкие для России дни? И, в конце концов, можно ли исключить вероятность повторения этой трагедии, унесшей жизни сотен людей?


С целью выяснить мнение по этим и другим вопросам казахстанцев компания “Комкон-2 Евразия” 28-29 октября 2002 года провела опрос общественного мнения. И если в предыдущем опросе (24-25 октября 2002 года) о захвате заложников в театральном центре на Дубровке не знали 23,5%, то спустя неделю о его результатах не были информированы лишь 5% алматинцев.


Тот факт, что российские власти пошли на штурм захваченного ДК, большинством алматинцев воспринимается положительно.


\"\"


Как видим, в общей сложности 82% алматинцев считают, что российские власти действовали правильно. И даже тот факт, что в результате штурма погибло большое количество заложников, не особенно сказался на мнении горожан, две трети которых (64,7%) оценивают результаты штурма как в целом положительные.


\"\"


Приведенные данные наглядно демонстрируют, что доля тех, кто положительно оценивает результаты штурма, ниже доли тех, кто считает, что решение о штурме было верным. То есть реализация правильного решения оценена не вполне удовлетворительно. Очевидно, такая оценка вызвана тем, что в ходе штурма пострадали заложники.


Приоритет жизней заложников для алматинцев подтверждается и тем, что 40,7% их считают, что власти должны поставить себе задачу спасти жизни всех заложников, пойдя на переговоры с террористами:






















Какую цель, скорее, должны преследовать власти в случае теракта?


(%)


Обезвредить террористов, пойдя на неизбежные жертвы


48,7


Спасти жизни всех заложников, сделав уступки требованиям террористов


40,7


Действовать по обстоятельствам


1,3


Нужно остановить войну в Чечне


0,3


Затруднились с ответом


9,0


Здесь уместно привести результаты предыдущего опроса, посвященного теракту 23 октября.


На вопрос, что должны предпринять власти, более половины (51,9%) алматинцев полагали, что главное – спасти жизнь всех заложников, сделав неизбежные уступки террористам. Треть опрошенных (33,9%) считала, что необходимо обезвредить террористов, пойдя на неизбежные жертвы. 14,2% затруднились с ответом. Нетрудно заметить, что по окончании теракта доля тех, кто считал, что необходимо пойти на уступки, уменьшилась более чем на 10%, почти на 15% возросла доля тех, кто полагает, что главное – обезвредить террористов, пойдя на неизбежные жертвы (с 33,9% до 48,7%).


В вопросе же, может ли теракт быть чем-нибудь оправдан, мнения респондентов не претерпели значительных изменений:




























Может ли, по Вашему, теракт быть чем-либо оправдан? (%)


24-25 октября 2002 года


28-29 октября 2002 года


Да


7,5


11,3


Скорее да


2,9


5,3


Скорее нет


4,2


4,3


Нет


83,7


75,0


Затруднились с ответом


1,7


4,1


Как видно из таблицы, сразу же после теракта люди были настроены более категорично, нежели неделю спустя. Вызвано это, вероятно, эмоциональным накалом людей в первые дни вооруженного противостояния российских властей и террористов.


Никто не будет отрицать, что огромную роль в той широкой огласке, которую получил захват заложников в ДК на Дубровке, сыграли СМИ. Ряд российских политиков и аналитиков обвиняют представителей масс-медиа в том, что они во многом сыграли на руку террористам. Как бы то ни было, невозможно недооценить роль СМИ в освещении теракта. По мнению 66,7% алматинцев, СМИ помогли всем увидеть развитие событий от начала до конца:

























С каким высказыванием относительно того, как освещался теракт в Москве, Вы скорее согласитесь?


(%)


СМИ помогли всем увидеть событие и хорошо выполнили свою роль


66,7


СМИ допустили ряд промахов в освещении теракта и мешали властям и спецслужбам работать


16,7


И то, и другое


1,0


Все каналы давали разную информацию


0,7


Было бы лучше, если бы власти не вмешивались (в работу СМИ)


0,3


Затруднились с ответом


14,7


Таким образом, большинство алматинцев склонно считать, что СМИ работали хорошо, информируя население обо всех событиях, происходящих в дни теракта. Для сравнения: в опросе, проведенном “по горячим следам”, на вопрос “Как должны действовать СМИ применительно к освещению террористического акта?”, более половины алматинцев (56,1%) считали, что СМИ должны освещать происходящий террористический акт, пользуясь любыми источниками информации, в том числе предоставлять возможность высказаться террористам. 28% полагали, что в освещении теракта СМИ должны пользоваться только официальными источниками информации и согласовывать с властями содержание своих сообщений. Еще 15,9% опрошенных считали, что СМИ, освещая теракт, не должны действовать без санкции властей. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что большая часть алматинцев хотела получить информацию, а получив, осталась довольна ролью СМИ.


Вместе с тем казахстанцы, пользуясь СМИ, которые достаточно свободно освещали теракт в Москве, отвечают положительно на вопрос об отношении к введению чрезвычайного положения на территории, где произошел теракт. Большинство алматинцев заняли такую позицию, несмотря на то, что чрезвычайное положение предполагает введение ряда ограничений гражданских свобод, а также деятельности СМИ на той территории, где оно вводится.


\"\"


Из ответов респондентов видно, что в общей сложности 58,4% алматинцев готовы поддержать идею введения чрезвычайного положения. Более чем вдвое ниже доля тех, кто отрицательно относится к такому шагу, – 26%. Каждый пятнадцатый житель Алматы безразличен к введению чрезвычайного положения, менее 10% алматинцев затруднились с ответом.


\"\"


Естественно, что у людей, узнавших об очередном теракте, возникает вопрос о собственной защищенности от подобных происшествий. Половина алматинцев не склонна доверять официальному заявлению казахстанских силовиков на этот счет.


Обращает на себя внимание достаточно ярко выраженное разделение между теми, кто считает, что Казахстан защищен от террористов (42%), и теми, кто придерживается противоположной точки зрения (50,3%). В рядах колеблющихся оказались 7,7%. Так что, если исходить из мнения алматинцев, теракт в Казахстане может как произойти, так и не произойти примерно с равной долей вероятности. Утешающим такой результат назвать крайне трудно. Кроме всего, он свидетельствует и об уровне тревожности населения, и, косвенно, о недостаточном доверии алматинцев к представителям отечественных спецслужб. Остается искренне надеяться на то, что в Казахстане действительно “нет предпосылок для террористических проявлений”. Потому что за каждым террористическим актом прежде всего стоят смерть и боль потери. И остальное на этом фоне выглядит неважным.


И вместо заключения: недавно казахстанские власти заявили о росте миграции из Чечни в Казахстан. Алматинцам был задан вопрос об их отношении к этой тенденции.


\"\"


Конечно, не так уж мала доля настроенных положительно (15%) и доля безразличных (10,7%). Однако почти две трети алматинцев относятся к увеличению числа переселенцев из Чечни в Казахстан отрицательно. Наверняка, недавний теракт в Москве сыграл свою роль в таком распределении ответов. Ведь в массовом сознании после него укрепилось представление о Чечне как источнике актов насилия.


Кто-то из идеологов когда-то сказал, что человечество не может существовать без образа врага. Пусть даже и надуманного…


В опросе участвовали 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Ошибка репрезентативности составляет 5%. Это означает, что полученные данные правомерно распространять на все население Алматы с точностью до ± 5%.