Перечислить все нарушения – не хватит бумаги…

От количества блинов качество теста не меняется


Руководство Ассоциации республиканской сети независимых наблюдателей огласило “полный перечень нарушений, допущенных на выборах в мажилис 28 декабря. Их оказалось так много, что экспертам едва удалось уместить все на 10 печатных листах. За выборами и подготовкой к ним следило 300 независимых наблюдателей”. Президент РСНН Дос Кушим сообщил о том, что “в Павлодаре неизвестные предлагали нескольким “свидетелям” голосования отходную. В размере 2000 тенге. А в селе Сагыз Кызылкогинского района Курмангазинского избирательного округа наблюдателя избили за сутки до выборов” (“Время”). В той же Атырауской области предвыборный штаб РНПК провел эксперимент: “В семье шесть человек, с утра один идет на избирательный участок голосовать за всю семью. Приходит с документами и говорит: “Можно я проголосую за всю семью?” Его спрашивают: “А за кого вы будете голосовать?” Он говорит: \»Это мое личное дело\». Ему в ответ: “Тогда нельзя”. После обеда на избирательный участок приходит вся семья, и оказывается, что за них уже проголосовали. Семья отправляется в суд. В девять часов вечера – а выборы закончились в восемь! – суд выносит решение: дело рассмотрению не подлежит. В прокуратуре этот вопрос тоже остался нерешенным”. Международные наблюдатели также отказываются признавать законными итоги выборов в Павлодаре. Депутат Госдумы России, председатель российского общества “Мемориал” Сергей Ковалев и член Московской хельсинкской группы Лев Пономарев перечислили ряд нарушений, допущенных в ходе депутатских выборов, и подчеркнули: “Мы заявляем, что результаты данных выборов недостоверны и свидетельствуют о нежелании властей Республики Казахстан на деле соблюдать не только международно признанные демократические нормы, но и законодательство собственной страны”.


Редактор газеты “Assandi-times” опубликовал свои размышления по тому же поводу: “Победа представителей оппозиции на выборах была на руку власти. Что она теряла? Два или три депутатских кресла. А могла бы получить весомое доказательство того, что Казахстан – истинно демократическое государство, а значит, судебные приговоры в отношении двух лидеров “Демократического выбора Казахстана” и преследования средств массовой информации не произвол властей, а результат нарушений закона с их стороны. Однако Нурсултан Назарбаев оказался неспособным пожертвовать несколькими депутатскими мандатами ради качественного выигрыша в имидже. И это должно больше всего обеспокоить политологов и политиков. Отсутствие гибкости в действиях властей, нежелание хотя бы на время отказаться от использования административного ресурса и пойти на уступки свидетельствуют о системном кризисе… Отсутствие или нежелание власти идти на компромисс даже по мелочам доказывают, что постоянно действующее Совещание, инициированное Нурсултаном Назарбаевым и дружно поддержанное всеми пропрезидентскими политическими силами, всего лишь маневр, уступка мировому общественному мнению, крайне раздраженному диктаторским поведением президента, а не попытка начать диалог с оппозицией”.


Газета “Время” считает, что “третий блин” ПДС получился очередным комом”. “Кроме представителей радикальной оппозиции, которые, как обычно, не явились, отсутствовали и сопредседатели партии “Ак жол”. Однако впервые на ПДС пришел лидер коммунистов Серикболсын Абдильдин. Но даже присутствие председателя КПК не смогло разбавить абсолютное большинство проправительственных партий”. Следовало бы добавить, что решение участвовать в диалоге лидер КПК принял после личной встречи с президентом, а у официальных СМИ появился еще один аргумент, дающий возможность сообщить о “переломном третьем заседании”, на котором была представлена и радикальная оппозиция. “Серикболсын Абдильдин предложил включить в повестку вопрос о Мухтаре Аблязове и Галымжане Жакиянове. При этом у некоторых участников непроизвольно на лицах появилась гримаса – не то ужаса, не то недоумения”. Естественно, неконструктивное предложение тактично “замяли”. Несколько оживляли ход собрания такие его участники, как Ерасыл Абылкасымов, который настаивал на том, чтобы еще раз пересмотреть состав Совещания: “…я с таким составом не согласен. Если так дальше пойдет, то, как наши депутаты говорят, мы являемся отделом правительства. А я не намерен быть отделом правительства”. Впрочем, такая перспектива народному избраннику вряд ли грозит…


Заочные и полуночные суды входят в моду


“Вчера представителям ДВК стало известно, что расчетный банковский счет РОО “Демократический выбор Казахстана” заблокирован. По словам банковских работников, причиной стало решение суда, состоявшегося еще середине декабря” (“Assandi-times”). Ни уведомления о судебных заседаниях, ни самого решения суда никто из членов ДВК до сих пор не видел. По словам работников банка, в документе сказано, что “государственная регистрация РОО ДВК, состоявшаяся 8 января 2002 года, признана недействительной, и, следовательно, такого общественного движения в Казахстане не существует”. То, что движение лишили регистрации заочно, не уведомив об этом представителей ДВК, — дело вполне обычное, житейское, так сказать. Прецедент уже был – суд над Кажегельдиным, прошедший в отсутствие самого обвиняемого. Так что удивляться особо нечему, тем более что, когда надо, процесс может затянуться и далеко за полночь (как в случае с Булатом Абиловым).


Здесь же, на первой полосе “Assandi-times”, журналисты вернулись к событиям минувших дней, в материале “Политика с позиции силы” автор вспоминает, как Мухтара Аблязова пытались заставить продать ТАН, но он отказался это сделать. Дальнейшая судьба телеканала известна… “Казахстанская правда” сообщает, что “вчера Нурсултан Назарбаев провел в Астане ряд рабочих встреч. Президент телерадиокомпании “31 канал” Арманжан Байтасов представил новую концепцию вещания канала и проинформировал Главу государства о создании медиа-холдинга, в который войдут “31 канал”, телерадиокомпания “Тан” и издательский дом “Мегаполис”. Во время встречи были также обсуждены вопросы развития СМИ”.