Власть, оппозиция и Public relations

“…у оппозиции кончились идеи, а люди без идей – пустышки, выдающие ежедневно порцию бородатых фраз о том, что Назарбаев спер сколько-то миллиардов долларов”

Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу — и выбрало \»Пепси\». Сейчас уже трудно установить, почему это произошло. Наверно, дело было не только в замечательных вкусовых качествах этого напитка. И не в кофеине, который заставляет ребятишек постоянно требовать новой дозы, с детства надежно вводя их в кокаиновый фарватер. И даже не в банальной взятке — хочется верить, что партийный бюрократ, от которого зависело заключение контракта, просто взял и полюбил эту темную пузырящуюся жидкость всеми порами своей разуверившейся в коммунизме души. Скорей всего, причина была в том, что идеологи СССР считали, что истина бывает только одна. Поэтому у поколения \»П\» на самом деле не было никакого выбора, и дети советских семидесятых выбирали \»Пепси\» точно так же, как их родители выбирали Брежнева…


Виктор Пелевин, GENERATION \»П\»


Начало именно этого произведения Виктора Олеговича Пелевина не случайно выбрано мною в качестве эпиграфа. Мы будем говорить о пиаре.


Public relations


Словосочетание “public relations” означает следующее:


“1. связь (лица, организации) с общественностью, представительские функции; информация о (чьей-л.) деятельности; реклама; пропаганда


2. взаимопонимание между лицом или организацией и обществом, публикой; престиж; репутация, имя


3. рекламное дело; техника службы информации”


PR на просторах бывшего Советского Союза приобрел более обширную трактовку, нежели приведенная выше сухая выжимка из англо-русского словаря. “Пиар” – так обычно пишут в газетах лентяи-журналисты, которых “ломает” постоянно переключать языковые опции компьютера одновременным нажатием клавиш “Контрол” и “Шифт” – так вот, “пиар” — не просто связь с общественностью, реклама, пропаганда, служба информации и т.п. “Пиар” — это своеобразная медиа-война за потребителя или против политического деятеля, в которую втянуто огромное количество средств массовой информации, рекламных агентств (если речь о потребителе), политических партий и общественных объединений (это когда воюют против конкретной политической или экономической персоны). “Пиар” может все. Это бог двадцать первого века, составленный из идей, технологий, денег. Если вы любите “Пепси” или “Нескафе-Голд” – это не ваш выбор. Это сделал “пиар”. Если вы регулярно приобретаете продажную любовь или, наоборот, не спите с женщинами из-за страха перед СПИДом – это опять же “пиар”. Повторюсь, “пиар” — бог двадцать первого века. И ему не важно, верите вы в него, молитесь вы на него или же, брезгливо передернувшись, закроете эту страницу сайта, все равно вы – или объект “пиара” или все равно им станете.


Впрочем, вернемся в казахстанские степи. Крупные компании, производящие всякую жевательную, глотательную и питательную гадость, знают, что такое “пиар”. Рекламные кампании, специализирующиеся на втюхивании потребителю жевательной, глотательной и питательной гадости, знают, что такое “пиар”. Немногие общественные неполитические организации – типа “Молодежь против СПИДа” и прочие – тоже знают, что такое “пиар”. Поэтому потребитель жует, глотает, питается и одевается во всякую гадость, производимую специально для стран третьего мира, и ходит на всякие глупые “пиар”-акции, где немолодые люди, стоящие в одном шаге от СПИДа, за большие бабки поют им песни и в перерыве советуют не трахаться и не колоться где попало, с кем попало и куда попало. Обожравшиеся проданным в результате “пиар”-кампаний продуктом потребители делают все как раз наоборот – то есть трахаются и колются где, с кем и куда попало. Но это тоже “пиар”, рассчитанный как раз на то, что потребитель и будет делать это, иначе чем тогда общественные организации будут заниматься и получать за свою деятельность сумасшедшие гранты.


Но вот, к сожалению, два противоположных полюса казахстанской системы – власть и оппозиция – не имеют ни малейшего представления о “пиаре”. Поэтому последние несколько лет казахстанская политическая жизнь напоминает дебильную передачу “Куклы”, которую каждое воскресенье показывают на телеканале КТК. И не смешно (уже), и смысла не больше, чем в упомянутых акциях “Молодежь против…”.


Власть


Впрочем, власть начинает делать первые шаги навстречу “пиару”. Взять хотя бы готовящийся тендер на госзакупки. Министерство культуры, информации и общественного согласия разослало по офисам крупных СМИ Казахстана условия тендера, в котором может принять участие любая газета или любая ТРК. Только эти СМИ должны отвечать определенным условиям – тираж, например, если газета, если телерадиокомпания – то чтобы республиканская была. В тендере принять участие можно по шестидесяти (!) лотам. Каждый лот предлагает темы, по которым победившее средство информации должно публиковать или выдавать в эфир заказные материалы. Но где вы видите в Казахстане шестьдесят республиканских газет и республиканских же телерадикомпаний? Словом, победят в тендере все крупные печатные и электронные СМИ. То есть в течение 2003 года все (!) республиканские СМИ будут “пиарить” родную власть, чтобы отработать полученные от продажи услуг деньги (неплохие, кстати, деньги). Грандиозно? Не то слово.


Оппозиция


А что же наша оппозиция? А ничего. Оппозиции, похоже, придется просидеть в калоше. Медиа-войско у оппозиции скудное – “СолДАТ”, “Ассанди-Таймс”. Сайты “Куб” и “Евразия” перестали быть интересными даже любителям политической “чернухи” и нудного сериала “Казахгейт”, который приелся как прошлогодняя жвачка. Телеканала нет. Денег… А вот насчет денег, господа, погодите.


Ну не верю я, что можно выглядеть настолько опрятными, упитанными и хорошо воспитанными, если борешься против режима Назарбаева на голом энтузиазме! Стало быть есть средства к существованию.


Только вот почему-то нет результатов. Дуванов осужден? Да. Назарбаев в Швейцарии был? Да. Жакиянов и Аблязов по тюрьмам сидят? Да. Режим цветет и пахнет, раскидывается деньгами, подкармливая казахстанскую прессу. Казахстанская оппозиция пишет письмо по древнему шаблону, жалуясь всему миру, что в Казахстане плохо живется. Подписей под письмом больше, чем в самом письме слов. На хрена?! В смысле, зачем? Зачем писать такие письма, а потом публиковать их для всеобщего обозрения. Это же благодатная для того же Нуршина почва.


Почему бы не взять, например, с десяток голодных оборванных бездомных детей – только реальных, а не своих упитанных внуков – накормить, одеть, обуть, отправить учиться в школы. Для этого можно и фонд организовать общественный. Например, “Дети. Взрослые. Казахстан” — тоже “ДВК” получается. Народ это оценит. Потянется к вам, поддерживать будет. Только сильно этим хвастаться не надо, а то переборщите, как с Дувановым. Засмеют.


Вместо заключения


На всякий случай хочу сразу сказать, что я не из Администрации, а то обвинили меня в этом на той неделе в комментариях. Я просто гражданин Казахстана, которому хочется, чтобы жизнь, в том числе и политическая, проходила интересно, живо. Мне, как и многим моим друзьям и знакомым, надоела бессмысленная и бесполезная говорильня, глупые полит-шоу, устраиваемые на ступеньках судов и на городских площадях. Мне надоело слышать компрометирующие гадости, распускаемые властью и оппозицией. Мне не нравится, что последняя говорит гадостей больше, чем первая. Это значит, что у оппозиции кончились идеи, а люди без идей – пустышки, выдающие ежедневно порцию бородатых фраз о том, что Назарбаев спер сколько-то миллиардов долларов.


Оппозиция, докажите, что вы лучше, чем кажетесь. Устройте хотя бы завалящую пиар-акцию типа “Мы вернем народу Казахстана деньги Назарбаева”, накормите детей, возьмите под свое шефство больницу, сделайте пересадку органов тому, кто в этом нуждается и у кого на это нет средств, помогите ветеранам страшной войны, постройте церковь и мечеть. Сделайте хоть что-нибудь, но только впустую не говорите больше. Не надо…