Пенсионная система: Польша

Пенсионные системы Польши и Венгрии, о которой речь пойдет ниже, заслуживают особого внимания, поскольку страдают от тех же проблем и являются столь же компромиссными, как и предложенный российский вариант. В обоих случаях государственная пенсия продолжает оставаться основой пенсионного обеспечения в старости, переход к новой системе идет крайне медленно, и уровень пенсионной нагрузки на бюджет остается на достаточно высоком уровне.


В 1999 году в Польше был введен новый порядок накопления пенсий. Одновременно система государственных пенсий была переведена на принцип NDC (notional defined contribution), когда предшествующие взносы в государственную пенсионную систему были конвертированы в условные накопления, индексируемые ежегодно, с выплатами, устроенными по принципу DC, и минимальной пенсией на уровне бедности. При этом уровень индексации установлен в 75% от роста средней заработной платы в стране с дальнейшей перспективой сократить относительный размер пенсий с нынешних 60% от средней заработной платы до 45-50% и увеличить пенсионный возраст. При такой системе накоплений досрочный выход на пенсию становится невыгоден.


Накопительные пенсии были введены в том же году. Все работники моложе 30 лет были обязаны, а граждане в возрасте от 30 до 50 лет (за исключением государственных служащих) получили право присоединиться к новой системе. Каждый работник имеет право выбирать себе накопительный пенсионный фонд из числа лицензированных. В случае отсутствия выбора со стороны работника ZUS (аналог ПФР) выбирал фонд по случайной выборке, с последующим уведомлением работника. Несмотря на отсутствие пропагандистской кампании (кроме рекламы конкретных фондов) и существование плохого опыта, связанного с потерей сбережений, накопительное страхование стало популярным среди населения. Число участников значительно превысило ожидания: в 2000-2001 более 85% работников в возрасте 30-50 лет, имевших право выбора, присоединились к накопительной системе (ожидалось 45-50%). В пропаганде пенсионной реформы (вернее, конкретных управляющих компаний) были задействованы священники и почтальоны.


Государственного пенсионного фонда с самого начала реформы не существовало, однако аналоги российских Сбербанка и Росгосстраха сразу же стали крупнейшими операторами рынка. Работодатели переводят через ZUS в соответствующую управляющую компанию 7,3% из 19,52% социального налога с зарплат, не превышающих 250% от средней зарплаты по стране. Отчисления в фонды и инвестиционный доход не облагаются налогами, но выплаты могут быть обложены в будущем.


С точки зрения инвестиций фонды жестко ограничены внутренним рынком: из-за валютного регулирования фонды не могут выбрать даже 5% лимит вложений в зарубежные активы. С момента вступления Польши в ЕС этот лимит будет увеличен до 30%. Фонды жестко караются за недостаточную результативность.


Пенсионные фонды стали основным источником денег для ипотеки и финансирования внутреннего долга, покрывая до 70% новых выпусков государственных облигаций. Высокая доходность рынка облигаций способствовала росту популярности фондов.


Интерес представляет статистика жалоб вкладчиков пенсионной системы. В 1999 году было подано 2,027 формальных претензий против своих управляющих компаний, а в первые 8 месяцев 2000 года — 4,458 жалоб. Предмет жалоб следующий:


Ошибки, недостоверная информация, нарушения при записи клиентов в фонды — 1,538 жалоб в 1999г. и 2,860 в 2000г.,


Деятельность ZUS (проблемы с учетом в базе данных) — 200 и 348 в 1999 и 2000г. соответственно,


Деятельность пенсионных фондов — 242 и 1,220,


Раздача подарков при записи в фонды — 27 и 6


Недобросовестная реклама — 16 жалоб в 1999году.


На основании жалоб граждан было проведено 140 инспекций, издано 96 предписаний о приведении деятельности в соответствие с законом, наложено 29 штрафов (от 6250 до 87500 долларов США).


Итоги реформы в целом можно оценивать как позитивные. Большая часть проблем переходного периода (ошибки в переводах, двойные счета, недобросовестная реклама) уже урегулированы. В данный момент, активы системы составляют 35 миллиардов злотых (8.75 миллиардов долларов, в среднем 800 долларов за четыре года на одного участника) или 4.8% ВВП. В данный момент число участников системы составляет 10.5 миллионов человек. Оставшиеся проблемы — низкая капитализация рынка, отсутствие диверсификации, избыточно высокие вложения в государственные облигации, особенно при низкой инфляции – в принципе в рамках самой системы не решаемы. Другой проблемой является слабый сектор добровольного страхования, отсутствие стимулов для работодателей предлагать профессиональные пенсии и страховки. Так как до начала первых выплат остается несколько лет, до сих пор не продумана система выплат, которая, скорее всего, будет организована как принудительная покупка ренты.