Поминальные мероприятия по случаю годовщины аксыйской трагедии показали, что недовольные аксыйцы и их сторонники намерены продолжать свои протесты до тех пор, пока власти не накажут главных виновников расстрела мирных жителей 17 – 18 марта 2002 года.
17 марта в Аксыйском районе состоялись поминки по случаю годовщины трагедии, которая разыгралась здесь в прошлом году и итогом которой стала гибель пяти местных жителей. Поминки сразу же приобрели политическую окраску, поскольку их участники вновь обвинили руководство Кыргызстана во главе с президентом Аскаром Акаевым в расстреле мирных жителей минувшей весной.
Участники траурного митинга приняли обращение к народу Кыргызстана и международным организациям, в котором отметили, что лишь досрочная отставка главы Кыргызстана и его ближайшего окружения может поставить точку в аксыйской теме и вернуть людям веру в справедливость.
В этот же день поминальные митинги прошли в столице и других крупных городах страны. Причем, следует отметить, в этих мероприятиях представители официальной власти участия не приняли.
По этому поводу глава государственной администрации Аксыйского района Абдымалик Эгембердиев сказал контрибьютору IWPR, что еще накануне годовщины — 16 марта — руководство района посетило все семьи, которые лишились своих родных во время прошлогодних столкновений.
“Государство продолжает оказывать помощь пострадавшим во время аксыйской трагедии”, — отметил Эгембердиев. По его словам, сейчас главное внимание руководства и населения района сосредоточено на весенних работах.
Вместе с тем глава Аксыйского района обвинил лидеров оппозиции в использовании недовольства простых людей в своих политических целях, направленных, на его взгляд, на подрыв авторитета легитимной власти.
Как известно, 17-18 марта 2002 года в Аксыйском районе Жалалабадской области произошли столкновения между милицией и местными гражданами, которые, несмотря на запрет властей, проводили акции протеста.
В основном это были избиратели депутата парламента Азимбека Бекназарова, который в тот момент находился во временном изоляторе жалалабадской милиции. Бекназаров обвинялся в совершении преступления семилетней давности, когда он работал следователем районной прокуратуры.
Сторонники депутата посчитали его арест политическим заказом, поскольку Бекназаров достаточно долго и упорно критиковал Акаева за то, что он уступил кыргызские земли Китаю, и настойчиво требовал его отставки.
Избиратели Бекназарова и правозащитники страны, начиная с января прошлого года – со дня ареста депутата — в течение нескольких месяцев беспрерывно проводили политическую голодовку и марши протеста с требованием его немедленного освобождения. Долгое противостояние с властью в итоге закончилось кровавым столкновением с милицией.
После трагедии власти вынуждены были выпустить депутата Бекназарова, затем был отправлен в отставку весь состав правительства, а также ряд высокопоставленных чиновников из окружения Акаева. Но разгневанные гибелью своих земляков аксыйцы и их сторонники продолжали свое давление на власть, добиваясь осуждения непосредственных исполнителей и политических заказчиков расстрела.
В результате почти годичного противостояния народа властям бывшие прокуроры Аксыйского района и Жалалабадской области, бывшие руководители районной и областной милиции и глава Аксыйского района были привлечены к уголовной ответственности. Состоявшийся в конце прошлого года суд приговорил их к небольшим срокам лишения свободы. Они осуждены за превышение служебных полномочий во время воспрепятствования проведению несанкционированного митинга.
Родственники погибших и оппозиция считают вынесенные приговоры несоизмеримыми со степенью преступления милицейских чинов. Люди требуют сурово наказать их за расстрел мирных демонстрантов и вместе с тем призывают к политическому ответу высших государственных чиновников страны за допущение кровопролития.
Следует отметить, что именно под знаком аксыйской трагедии проходил 2002 год в Кыргызстане. К аксыйцам примкнули недовольные массы из других, главным образом южных, регионов. Политическая борьба между властью и оппозицией, которая все время опиралась на протестующие массы, шла с переменным успехом и до сих пор не прекращается.
Протесты, охватившие в прошлом году почти все южные регионы страны, достигли своего апогея в ноябре 2002 года. Тогда южане совершили “Великий поход” на столицу страны – Бишкек. Участники марша попытались войти в город, скандируя лозунги: “Акаева – в отставку!”, “Смерть тем, кто стрелял в свой народ!”. Тогда власти силой депортировали всех манифестантов из Бишкека на юг.
Руководство страны в течение года утверждало, что аксыйская трагедия лишь послужила поводом для ведения атаки на легитимную власть со стороны радикальной оппозиции. Президент Акаев неоднократно официально обвинял своих противников в попытках антиконституционного захвата власти. Премьер-министр Николай Танаев призывал общественность не поддаваться призывам “некоторых политических лидеров, примкнувших к ним отдельных депутатов и кучки интриганов, ввергающих народ в пучину гражданского раздора”.
Как отмечают независимые СМИ, годовщина аксыйской трагедии засвидетельствовала тот факт, что говорить о наступлении стабильности в Кыргызстане рано.
С утра 17 марта 2003 года аксыйцы колонной двинулись к памятнику, установленному вблизи села Боспиек в честь погибших во время столкновения с милицией 17 марта прошлого года.
Они несли лозунги: “Проклинаем тех, кто стрелял в собственный народ и предал свою землю!”, “Аксыйцы борются не за власть, а за справедливость”, “Власть, рано или поздно раскроется твое преступление” и т. д. Марш протеста в Боспиеке напоминал по своему накалу “Великий поход” в Бишкек. Участники марша так же скандировали слова, требуя смерти тех, кто стрелял в свой народ. Очевидцы говорили, что ночью накануне годовщины неизвестные красной краской написали на скалах слова проклятия в адрес высшего руководства страны.
Почтить память погибших пришли в Боспиек, по разным данным, от двух до пяти тысяч человек. Согласно официальному сообщению организаторов митинга, в мероприятии участвовало 10 тысяч человек. Однако представители местных государственных органов назвали другую цифру: по их данным на мероприятие пришли всего 600 человек.
Митинг прошел, по мнению наблюдателей, весьма эмоционально. Желающих выступить было очень много. Почти каждый оратор упоминал имена президента Акаева, государственного секретаря Ибраимова, секретаря Совета безопасности Аширкулова, бывшего главы президентской администрации, ныне посла Кыргызстана в Турции Карыпкулова, бывшего министра внутренних дел, ныне заведующего отделом президентской администрации Акматалиева, называя их главными виновниками аксыйского кровопролития.
Матери со слезами на глазах рассказывали о своем горе представителям международных организаций, таких как ОБСЕ, Фридом Хауз, посольство США в Кыргызстане и других, которые приехали в Боспиек.
Участники траурного митинга осуждали власти за то, что они по-прежнему игнорируют основное требование аксыйцев о наказании истинных виновников расстрела мирного населения. Суть большинства выступлений сводилась к призыву продолжать протесты, пока не будет выполнено это требование.
Глава Комитета по защите прав пострадавших во время аксыйской трагедии Жаныш Курбанов подтвердил решимость аксыйцев продолжать протесты: “Несмотря на давление властей, аксыйцы намерены добиваться справедливости. Органы власти хотят запугать нас, по любому поводу, но это лишь придает нам силу”.
На траурный митинг в Боспиеке прибыли почти все лидеры политической оппозиции и правозащитных организаций Кыргызстана. Они выразили солидарность с аксыйцами, назвав их “авангардом демократических процессов в стране”.
“Вы сумели доказать властям, что волю большинства к свободе и справедливости им силой не подавить, и тем заслужили всеобщее уважение во всех регионах страны”, — подчеркнул в своем выступлении на митинге Алиев, глава штаба оппозиционной партии “Арнамыс” (“Достоинство”).
Другие оппозиционные деятели в своих выступлениях заверили участников митинга в том, что демократическое движение аксыйцев является новой вехой в истории Кыргызстана.
По мнению известного правозащитника страны Топчубека Тургуналиева, в последнее время аксыйцы действительно обрели многочисленных сторонников по всей стране, но пока это открыто не проявляется. На его взгляд, утверждение о том, что властям удалось погасить очаг протеста и спустя год после трагических событий аксыйская тема становится неактуальной, нельзя воспринимать всерьез.
“Власти, боясь очередного всплеска народного протеста, делают все, чтобы заткнуть всем недовольным рот. В этих целях в ход пустили грязные методы устрашения и подавления. Жестоко избиваются все инакомыслящие и их родственники, их преследуют и посредством зависимого суда. Но все равно внутренний протест народа растет”, — утверждает Тургуналиев.
Между тем, по наблюдению ряда обозревателей, накал страстей вокруг аксыйской трагедии, начал угасать. Журналисты отмечают очевидный спад интереса к этой теме как со стороны кыргызской, так и международной общественности.
Как стало известно, по окончании траурного митинга в Боспиеке, матери и сестры погибших создали “Общество матерей”, под эгидой которого они собираются в ближайшие дни совершить очередной поход в столицу страны.
Согласно информации члена Комитета по защите прав пострадавших во время аксыйской трагедии Дилбар Момункуловой из Кербена, уже свыше 300 женщин проявили желание поддержать инициативу “Общества матерей”. “Женщины готовятся к длительной акции протеста перед Домом правительства, пока сурово не накажут истинных виновников расстрела”, — отметила Момункулова.