Добро пожаловать, коли не боитесь!

C 1 мая Казахстан начнет вводить миграционные карточки для иностранцев…

Введение миграционных карт в Казахстане с началом мая может стать новой главой в истории борьбы за свободу слова, мысли и совести. Внешне безобидный документ на поверку обладает потенциалом бомбы скрытого действия.


Итак, с 1 мая Казахстан начнет вводить миграционные карточки для иностранцев. Соответствующее постановление уже подписано премьером Имангали Тасмагамбетовым, а МВД, КНБ, АТК и МТК уже приступили к разработке инструкции по использованию миграционных карт (формат собственно карт уже определен). Официальная пресса уже сосчитала все прелести нововведения, воспев дифирамбы стремлению навести наконец-то порядок с миграцией в Казахстане. Якобы после введения карт государство получает возможность контролировать миграционные потоки, легализовав разом всех, а приезжие разом избавляются от кучи документальных формальностей и полицейского произвола на местах. Миграционные карточки будут выдаваться иностранным гражданам на государственной границе сотрудниками пограничной службы КНБ: в них будут указаны данные иностранца, его цель прибытия и ведомство (частное лицо), куда или к кому он приехал. Кроме того, в карточке на трех языках — английском, русском и казахском — будет указано, что иностранный гражданин, временно пребывающий в Казахстане, обязан в течение пяти дней зарегистрироваться по месту своего проживания (гостиница, частный дом и др.). Обратите внимание – последний момент означает, что гости республики не выиграют от введения карт ничего, только получив еще одну головную боль в виде дополнительного документа. Главным эффектом от введения карт называют повышение качества контроля за нелегальной миграцией, прежде всего трудовой.


А теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Миграцию в южные области республики из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана можно назвать беспредельной. К примеру, на табачных полях Алматинской области вовсю эксплуатируются киргизы – люди безо всяких документов живут по полгода прямо на поле под соломенной крышей, каждый день работают под палящим солнцем в надежде заработать за год около 50 тысяч тенге (таковы их собственные расчеты). Как правило, этих денег не получает никто из них – хозяева полей удерживают значительную часть из этой суммы, ссылаясь на налоги, стоимость удобрений и (!) необходимость делиться с местными правоохранительными органами, закрывающими глаза на нелегальных мигрантов. Более того, зачастую именно под крышей правоохранительных органов и осуществляется поставка дешевой рабочей силы из соседних республик – в Чилике нелегальные мигранты из Кыргызстана живут в здании бывшей биржи труда, что в 50 метрах от местного отделения полиции. Каждый день в заброшенном здании ночуют около 50 нелегалов, ждущих, что с утра приедет очередной хозяин поля в поисках новых \»рук\»… Какие миграционные карты получат эти люди? Очевидно, что никаких карт здесь никто не увидит – потери от таких новаций со стороны местных властей и рабовладельцев будут слишком велики, и значит, закон здесь не заработает. Значит, эффекта от миграционных карт не будет вовсе?


Не совсем так. Карта создает дополнительные сложности тем иностранцам, кто едет в Казахстан работать официально, но при этом не всегда угоден власти. Уже сейчас можно прогнозировать, что проблемы возникнут прежде всего у журналистов: многие из тех, кто работает с оппозицией и старается освещать происходящее в стране объективно, предпочитают иметь гражданство других государств, в том числе и российское, — таковое может оказаться хоть какой-то защитой при возможных конфликтах с властями. Однако чем больше документов должен собрать иностранец, тем легче его контролировать и выдворить – вспомните, что карта не освобождает от регистрации и в то же время дает КНБ в распоряжение информацию о том, к кому и зачем едет человек и где будет жить. Добавьте сюда тот факт, что карта действует лишь несколько месяцев – элементарное несогласование в сроках постановки штампов, скажем, пограничной службы и местной миграционной полиции может стать поводом для высылки человека из страны с ликвидацией визы и последующим отказом для возврата в республику. А в случае истечения срока действия карты журналисту будет необходимо вновь собирать документы и проходить все стадии контроля заново. Удобства для органов максимальные каждые несколько месяцев можно взвешивать и компетентно решать, позволить ли человеку остаться в стране или же указать ему на ближайшую кассу и рейс куда подальше.


Вот и получается, что миграционные карты могут оказаться еще одним механизмом контроля за свободной журналистикой – несвободную на границе не пропустят.