Казаху до еврея далеко?
Примерно такую мысль высказала журналистка Жулдыз Абдильда в газете “Жас Алаш” в статье “Имена евреев пишутся, синим, а остальные – черным”. (“ЖА” за17 июля 2003 года).
“Факт, что евреи никого не оставляют равнодушными, — пишет она. – Случись где-нибудь что-либо, и уж тем более если это “что-либо” имеет непосредственное отношение к мировой истории, то мы все со знанием дела, отмечаем, что “без евреев здесь не обошлось”. Собственно, евреев не так уж и много, имеется в виду, что густой заселенности их в определенных странах не замечалось. К тому же ведут они себя весьма спокойно и тихо, на первый взгляд. Во всяком случае, вы мало где увидите еврея, который открыто защищал бы свои права и публично высказывал бы свою позицию, устраивая сыр-бор. Но, говорят, что они, по возможности, собираются и в своих кругах принимают некоторые резолюции, которые должны быть обязательно выполнены. Несмотря на то что евреев называют самым принципиальным народом мира, нигде, кроме Израиля вы не встретите еврея, который говорил бы на своем языке. Они отличаются способностью быстро вживаться в любую культуру. Действительно, на первый взгляд, кажется, что евреи живут сами по себе, и никому из них нет дела до других. Но ведь не зря же мы проявляем к ним такой живой интерес”.
Признаться честно, судя по статье самой Жулдыз, весьма трудно догадаться, чем вызван ее “живой интерес” к потомкам Моисея. То ли она ими восхищается, то ли осуждает, то ли завидует, то ли в пример казахам ставит? Одно понятно – неравнодушна она к ним…
“Сегодня в Казахстане проживает около 70 тысяч евреев. А негласным вдохновителем здешних евреев является сам Александр Машкевич, президент Евразийской промышленной ассоциации. Мы уже писали о том, что Александр Антонович весьма умело влияет на ситуацию в стране, оказываясь при этом всегда в тени, — отмечает журналистка “Жас Алаша”. – Порой кажется, что евреи практически не общаются друг с другом, у них нет единства. К примеру, мы, казахи, во всю стараемся вернуть своих соотечественников, которые когда-то были вынуждены покинуть родные места. А казахстанским и российским евреям весьма трудно вернуться на свою историческую родину, Израиль не принимает их с легкостью. Кстати, тот же Александр Машкевич считает, к примеру, американских евреев “отрекшимися от традиции”. То есть, именно с этой точки зрения, они покажутся вам игнорирующими друг друга. Но истина, не требующая доказательств, говорит нам о том, что при необходимости евреи умеют проявлять единство ради общего интереса и цели. Возьмите, к примеру, антисемитизм. Будь он американским, российским, казахстанским евреем, он никогда не потерпит антисемитизма. Еврей никогда не позволит унизить себя. Они считают себя могучей нацией и воспитывают своих детей в этом духе. В принципе, евреи, как и все другие, любят лесть и похвалу, хотя сразу это и не поймешь. Да и похвастаться они любят. Не будем далеко ходить за примером, просто заглянем на веб-сайт, который называется “Центральный ресурс евреев”. Первое, что обращает на себя внимание на сайте, в нем от начала до конца охвачены все евреи. И еще один примечательный момент… на сайте, все фамилии евреев даны синим цветом, а все остальные — черным”.
В конце статьи Жулдыз Абдильда отмечает, что казаху, конечно, далеко до еврея.
“Казахам нет дела до других, также как и другим нет дела до казахов, мы мирный народ, “следующий за своими баранами”. Но в последнее время наши отношения с евреями довольно усилились. Будем надеяться, что все будет хорошо. Может быть, мы наконец научимся, как нам жить дальше?” — заключает она.
Как говорится, Восток – дело тонкое. “Не спи, казах, еврей свою фамилию пишет синим!” Хотя, конечно, с Жулдыз можно поспорить по поводу того, что “ другим нет дела до казаха”. Ведь сама же пишет, что отношения с евреями усилились. Значит, все-таки есть интерес-то, да и не только у евреев…
А что касается фамилий, есть предложение — отмечать казахские фамилии красным, скажем, в той же “Жас Алаш”. Вот, правда, не знаю, будет ли это признаком того, что “казахи наконец-то научились жить”? Но есть и другое рационализаторское предложение. Улучшить качество информационного продукта на рынке и определить основную цель газеты. К примеру, можно написать над заголовком: “Святая цель газеты: призывать свой народ к трудолюбию, овладению науками, культурой и искусством”. Можно, конечно, не писать, но следовать святой цели стоит, причем обязательно. Кстати, такую цель ставили себе все основные газеты на казахском языке, издававшиеся в начале прошлого столетия…
Интеллигенция о продаже земли
Пока журналистка “Жас Алаш” ведет свое расследование по следам казахстанских и российских евреев, оппозиционная газета из “Атырау” “Алтын гасыр” (11.07.2003 г.) продолжает скорбную для казаха тему – введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.
“Что за кощунство – продавать землю?!” — восклицает народный писатель Казахстана Дихан баба Абил.
“Мне уже девяносто с лишним лет, не знаю, доживу ли до ста, — пишет почтенный аксакал. – И в этом возрасте меня сильно беспокоит вопрос о продаже земли, завещанной нам предками. Я решительно не понимаю действия нашего правительства. Разве это то, о чем мы мечтали в момент обретения независимости? Продавать землю – это позор! У меня нет иных слов. Это – заговор против казахского народа. Это делается кем-то специально.
Дорогой Нурсултан, мы не раз встречались с Вами. Айналайын, разберись, пожалуйста, мне кажется, что этот вопрос поднимают те, кому наплевать на судьбу казахского народа, те, кого не заботит будущее нашей страны. Нельзя продавать землю. Иначе возникнут у нас неимоверные проблемы. Я каждый день смотрю новости по “Хабару”. И министры, которые, что ни день, то меняются, в один голос твердят, что от продажи земли можно получить прибыль. Какие деньги? Зачем нам эти деньги, если мы должны продавать свою землю, на которой родились, выросли, а завтра будем покоиться в ней вечно? Вряд ли нам понадобятся деньги на том свете”, — заключает 95-летний старец.
“Продавать землю, значит, уничтожать казахов”, — считает другой народный писатель Казахстана, уважаемый Герольд Бельгер.
“Все знают, что я немец. Историческая родина моих предков далеко, в Германии. Я не был рожден на казахской земле, но горячие объятия казахов ощутил еще в грозные годы войны. Нам было очень тяжело. На нас смотрели с недоверием, такова была политика Советского союза. Нам, немцам, которые родились уже в СССР, а не в Германии, не доверяли, переселили с привычных для нас родных мест, более того, за нами велось постоянное наблюдение.
Что и говорить, в эти трудные для нас годы именно казахи широко распахнули нам свои объятия. Я хорошо знаком с щедростью и человечностью казахов. Поэтому и полюбил их, как своих родных братьев. А земля казахская стала моей родной землей. Изучил казахский язык, причем в совершенстве. Я умею и читать, и писать на казахском языке. Казахстан стал для меня моей Родиной, и я не ищу другой земли, другой страны… Я не раз писал на тему введения частной собственности на землю. Могу повторить снова и готов отвечать за свои слова. Продавать казахскую землю, значит, уничтожить казахский народ. Уничтожить как нацию, обрекая их на нищенство. Это значит разбудить спящего зверя, посеяв смуту и подозрение среди казахов. От продажи казахской земли пострадают не только казахи, это окажется большим бедствием для всех, кто живет на этой земле. Все эти оправдывающие действия властей заверения о том, что землю будут продавать не иностранцам, а тем, кто на ней работает, и т.д. – все это пустые слова. Вот увидите, землю будут покупать те, у кого есть деньги. А простые крестьяне из аула — истинные хозяева земель, не смогут купить себе землю…
И я повторяю вновь и вновь – продавать землю, значит, продавать тех, кто живет на этой земле, и меня в том числе. Продавать землю, значит, уничтожать будущее своих потомков, и моих, в том числе”, — заключает Герольд Бельгер.
Статистика казахстанского туризма
А в это время новая газета с “американским лицом” “Дала мен кала” (18.07.2003 года) сообщает о возможностях казахстанского туризма. По данным газеты, на сегодняшний день в Казахстане имеется 9 природных заповедников государственного значения, 6 Национальных парков, 57 малых заповедников, 3 государственных зоопарка, 7 Ботанических садов и 3 болотно-водной долины.
Айдос Серикбай – журналист газеты, отмечает, что 2030 году количество Национальных парков увеличится еще на 6, кроме того, в период процветания “казахстанского коммунизма” в республике будут открыты 65 природных памятников, 17 национальных и 58 региональных заповедников. Во всяком случае, данные цифры заложены в долгосрочных планах молодой республики.
Кстати, газета сообщает также, что сейчас в Казахстане работает около 450 туристических организаций и фирм, бюро различных форм собственности. При этом в туристическом секторе экономики задействованы свыше 6 тысяч человек, работают 1500 профессиональных гидов-экскурсоводов. Казахстанские туристические фирмы имеют партнерские отношения с 80 странами мира.
“На территории Казахстана предлагается свыше 700 туристических маршрутов. В стране имеется 372 отеля и гостиниц разного уровня на 32 876 мест. В одном только Алматы имеется 25 гостиниц на 4950 мест…”, — сообщает Айдос Серикбай.
По данным журналиста молодой газеты, в 1995 году туристическая отрасль страны внесла в государственный бюджет 2,1 миллиарда тенге, а в 2001 году – 5,6 миллиардов тенге. Что ж, спрос на казахстанский туризм вроде бы растет. Однако на туристических сайтах Мировой паутины сведения о Казахстане далеко не лестные. К примеру, европейцам, “рискнувшим ехать туристом” в Казахстан, предлагают “не выходить на улицу, как только стемнеет, и стараться держаться подальше от местных полисменов”. Правда, журналист “Дала мен кала” не сообщает такие данные. Наверное, не верит Интернету. И вправду, чего там только не напишут эти европейцы…