Что нам стоит дом построить…

Обыкновенный бизнес

Как правильно делать строительный бизнес в Казахстане? Нанимать рабочих, везти их за тридевять земель, обещая после хорошие барыши. И главное – сказать в нужный момент: \»Денег нет. Приходите завтра!\»


Для начала – цифры официальной бравады. Оказывается, за первые три месяца 2003 года в Казахстане объем строительных работ вырос почти на 12%. По сведениям нацстатагентства, 58 процентов на строительном рынке занимают частные строительные организации, 41 процент приходится на долю иностранных подрядчиков и лишь 1 – на государственные строительные компании. Как ни странно, в Астане темпы строительства снизились (на 4 процента), зато выросли в Кызылординской, Карагандинской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Павлодарской, Актюбинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской областях. Картинка расцвечена и прочими мелкими деталями, из-за чего порой кажется, что солнце на этом фоне выглядело бы бледной поганкой, настолько все замечательно. Хотя на самом деле не очень, и у этой медали есть обратная сторона – травмы и гибель на стройках (чего стоит только недавний инцидент гибели рабочего в аквариуме в Астане, о котором администрация заведения пыталась умолчать) и просто отлаженная система нарушений прав рабочих.


Схема отработана практически у всех строительных компаний страны – и тех, что строят здания для нефтяников в Актау, и тех, кто трудится, созидая новую столицу, и тех, кто отправляет рабочую силу куда-нибудь в Ханты-Мансийск. Условия, в которых приходится работать наемникам, далеки от идеальных: жить порой приходится едва ли не на самой стройке, кормят их из рук вон плохо, а на недельные расходы, как правило, выдают по 800 тенге. В Астане прибавляется еще одна сложность – рабочих, застигнутых в городе вне стройки и не имеющих при себе документов, полиция имеет обыкновение квалифицировать как бомжей (впрочем, при описанных условиях жизни они и выглядят соответствующе) и выдворять за пределы города.


И ко всем этим прелестям прилагается стандартный набор обещаний от хозяев: все эти трудности будут компенсированы при выдаче зарплаты. Однако здесь рабочих поджидает сюрприз – по возвращении домой они получают не наличные, а лишь кредитные карточки и клятвенное заверение: \»С вами со дня на день рассчитаются!\». Затем все разъезжаются по своим домам, кто-то уезжает в пригороды и села и начинается бесконечная осада бухгалтерии нанимающей организации. А это эпос похлеще истории с Троянской войной: телефон, как правило, не отвечает и на дверях всегда злая охрана, которая наверняка свои деньги получает вовремя. Повздыхав о своей нелегкой доле и о том, что их заставили работать задарма, строители бредут в следующую контору в поисках новой работы и в надежде на более честное вознаграждение. Увы, сами они не подозревают о такой вещи, как трудовой договор, а их хозяевам помнить о нем просто невыгодно. Естественно, риск того, что прокуратура или проверяющие из министерства труда обратят внимание на эти нарушения, минимален. Прецедентов нет, теперь можно лишь гадать – какой прирост в строительном бизнесе будет в следующем году, скольким людям он будет стоить здоровья и какими прибылями обернется для бизнесменов, активно использующих дыры в законах, и контролирующих органов, готовых закрыть глаза на все, что коммерчески выгодно.