Немного о прошлом

Депутату Ерасылу Абылкасымову посвящается

Ерасылу Абылкасымову посвящается



По-разному о прошлом толкуют. Одни наше прошлое колониализмом называют, призывают отказаться от совсем недавнего. Другие, наоборот, тысячелетия своими называют, их восхваляют. Но история всему свое воздает, ничто незамеченным не оставляет, все рано или поздно своими именами называет. Бывает, ошибаются историки, бывает, лгут “историки”, но истина всегда остается истиной. История – наука объективная.


Откуда зачалась Республика Казахстан


Во второй четверти XV века на территории Восточного Дешт-и Кыпчака возникло Ханство Абулхайра, называвшееся также Государством кочевых узбеков или Узбекским ханством. Абулхайр, провозглашенный ханом в 1428 г. в семнадцатилетнем возрасте, был потомком Шейбан-хана, брата Бату-хана и внука Чингиз-хана от сына Джучи, т.е. чингизидом, джучидом и шейбанидом; правил 40 лет, умер во время военного похода в Жетысу в 1468 г. Все годы правления воевал, завоевывал, отбивал нападения, жестоко усмирял непокорных султанов-вассалов. К концу правления территория его владений простиралась от южных рубежей Западной Сибири до правобережья Сырдарьи и предгорий Каратау с городами Сыгнак, Узгенд, Ак-Курган, Сузак.


Мухаммед Хайдар Дуглат в “Тарих-и Рашиди” повествует: “В то время в Дешт-и Кыпчаке владычествовал Абу-л Хайр-хан. Он причинил много беспокойства султанам джучидского происхождения. Жаныбек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан”.


Жаныбек и Гирей были троюродными братьями, потомками тринадцатого сына Джучи (старшего из сыновей Чингиз-хана) Тука-Тимура, т.е. были чингизидами и джучидами.


Мухаммед Хайдар Дуглату вторит Махмуд ибн Вали, автор “Бахр ал-асрар”: “Когда Абулхайр-хан одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана… Кирай-хан и Жаныбек-хан вышли из круга повиновения и предпочли покинуть родину… выбрали путь в Могулистан”.


Случилось это в 863 году хиджры (1458 – 1459 гг.). В это время в Могулистане правил Есен-Буга-хан, потомок второго сына Чингиз-хана Чагатая. Повествует Мухаммед Хайдар Дуглат: “Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округа Чу и Козы-Баши, которые представляют западную часть округов Могулистана”.


Жаныбека с Гиреем и их подданных сначала называли “узбек – казаками”, а позже назвали просто “казаками”, хотя они ничем не отличались от “узбеков” Абулхайр-хана, от которого откочевали. Мухаммед Хайдар Дуглат поясняет: “Так как они Кирай и Жаныбек, сперва, бежав, и отделившись от своего многочисленного народа, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их назвали “казаками”, и прозвище это закрепилось за ними”. Версия Махмуда ибн Вали: “Так как в первое время прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов… на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя “казак”.


Число откочевок “узбек-казаков” из Ханства Абулхайра к Жаныбеку и Гирею быстро нарастало, число их подданных к 1465 г. достигло 200 тыс. человек. В западном Семиречье они образовали вначале вассальное, а потом полностью независимое Казахское ханство. Кочевья в долинах Чу и Козы-Баши, выделенные правителем Могулистана Есен-Буга-ханом Жаныбеку и Гирею, стали первыми землями казахов. С них началась казахская государственность.


Новые приобретения, признание и возвышение


В 1462 г. умер Есен-Буга-хан, а в 1468 г. Абулхайр-хан. Произошло ослабление и Могулистана, и Узбекского ханства. В них усилились междоусобицы. Приток кочевников под правление Жаныбека и Гирея увеличился. Они быстро набирали силу, распространяя свою власть на все большую территорию, начали борьбу за возвращение себе земель, с которых бежали от Абулхайр-хана. Их противниками были наследники Абулхайр-хана, а главным из них – Мухаммад Шейбан-хан.


В 1470 г. старший сын Жаныбек-хана Махмуд-султан овладел городом Сузак, второй сын Иренчи-султан – городом Сауран. Позже сын Гирей-хана Бурундук захватил город Сыгнак. В 1480 г. он был провозглашен ханом, правил 31 год.


Борьба с узбеками шла с переменным успехом, присырдарьинские города переходили из рук в руки. К концу XV века в состав Казахского ханства вошли Сауран, Сыгнак и Сузак. За Мухаммад Шейбан-ханом остались Отрар, Ясы, Узгенд и Аркук.


В 90-х годах выдвинулся третий сын Жаныбек-хана Касым. Будучи еще султаном и командуя всем войском казахов, он, как сказано в средневековом источнике “Бахр аль-асрар”, “завоевал господство над своей Кыпчакской степью”. Историки назвали его “собирателем казахских земель”. В 1511 г. он был провозглашен ханом. Современник Касым-хана Мухаммед Хайдар Дуглат, лично общавшийся с ним, утверждал, что у него было более миллиона подданных.


В “Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней” (акад. изд. 1997 г. т.2) о нем: “В это время границы ханства на юге выходили на правобережье Сырдарьи и включали часть городов Туркестана, на юго-востоке охватывали предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигали бассейна р. Яик. Пожалуй, никогда больше ханская власть не была так прочна, как при нем, и ни один из казахских ханов не объединял под своей властью такое число людей, как Касым-хан”.


Он консолидировал на присоединенных к ханству территориях под своей властью многочисленные кочевые племена в единую казахскую народность. Именно в его правление казахи стали известны в Западной Европе как самостоятельная этническая общность с самоназванием “казак”.


После Касым-хана


После смерти Касым-хана в 1522 г. (1518?) ханом Казахского ханства был провозглашен его сын Мамаш. Он вскоре погиб в сражении. Ханом стал Тахир, племянник Касым-хана, внук Жаныбек-хана от девятого сына Адик-султана. Тахир ни мудростью, ни воинским искусством не отличался, был жесток и самолюбив. В первый же год своего ханства развязал войну с мангытами Ногайской орды и был наголову разбит. Бежал на юг к Могулистану, сохранив под своей властью не более 200 тыс. подданных из миллионного наследства Касым-хана.


На новом месте повел себя не лучше. Рассорился с могульским Саид-ханом. В начале зимы 1525 – 1526 гг. затеял войну с целью захвата Ташкента и вновь потерпел сокрушительное поражение. Бежал к киргизам, жил с ними в союзе, умер в 1533 г.


Не лучше сложилось у его преемников. Правитель Могулистана Абд ар-Рашид-хан в 1533 г. разбил Буйдаш-хана, а в 1537 г. – Тугум-хана, внука Жаныбек-хана от четвертого сына Джадика. Поражение казахов было жесточайшим: вместе с Тугум-ханом были убиты 37 султанов, в их числе все его сыновья. Казахи оказались на грани утраты государственности, потеряли все присырдарьинские города, их кочевья сохранились лишь в низовьях Сырдарьи и к северо-востоку от Аральского моря.


В это время объявился сын Касым-хана Хакназар-султан, детские и юношеские года проведший среди ногаев. Он участвовал в их войнах с башкирами, отличился в них, главенствовал в ряде ногайских общин. После провозглашения его уцелевшими казахскими султанами своим ханом в 1538 г., Хакназар привлек эти общины на свою сторону и вскоре вернул в ханство кочевья по рекам Сагыз, Эмба, Иргиз и Тургай, расширил кочевья казахов до среднего Ишима, потеснив ойратов (калмаков). Перешли в его подданство казахи, кочевавшие в Могулистане. Здесь он в 1560 г. нанес поражение войскам Абд ар-Рашид-хана, но в следующем году был разбит им и откочевал в район Сарысу.


Хакназар-хан стремился вновь собрать под свое правление земли, входившие в казахское ханство при его отце. Но это ему не удалось, в 1580 г. он был вероломно убит своим временным союзником, правителем Ташкента Баба-султаном.


Более грандиозным был замысел у Тауекель-хана, правившего в 1586 – 98 гг. В августе 1598 г. он двинул на завоевание и присоединение к Казахскому ханству Мавераннахра (практически всех узбекских земель) стотысячное казахское войско. Поход возглавил лично сам, имея при себе помощником брата Ишима. В короткий срок были захвачены Туркестан, Ташкент, Самарканд, Андижан, Асхи, осаждена Бухара. Но двенадцатидневная осада завершилась мощнейшей, отчаянной вылазкой всего Бухарского гарнизона и поражением войска Тауекель-хана. Ему пришлось отступить. В ходе отступления он был ранен. Его довезли до Ташкента, где он умер.


Казахским ханом стал Ишим. По заключенному им с новыми владетелями Бухары в 1599 г. мирному договору к Казахскому ханству были присоединены Ташкент, Фергана и все земледельческие районы Южного Казахстана с присырдарьинскими городами.


Это было последним приобретением казахских ханов, их последним успехом в “собирании земель”.


Под прессом калмаков Джунгарии


Джунгария – это союз западно-монгольских племен-ойратов: чорос, хошоут, торгоут, дэрбет и др., названных казахами “калмаками”. К началу XV века они помимо Западной Монголии занимали обширные пространства Обь-Иртышского междуречья и далее за Иртышом до Или, Балхаша и верховьев Ишима, по северу широким коридором распространялись до кочевий ногайской Орды в междуречье Яика и Волги.


Ойраты были грозной силой, вытесняемой Цинской империей на запад. В 50-х годах XV века они появились на берегах Сырдарьи и у Сыгнака разгромили узбекское войско Абулхайр-хана, разграбили и опустошили весь край, включая окрестности Ташкента и Шахрухию.


В 30-х гг. XVII века ойраты разделились: часть во главе с Хо-Урлюком откочевала от Иртыша через Ишим, Тобол, Иргиз и Яик на Волгу и на ее правобережье образовало Калмыцкое ханство; оставшиеся на месте образовали в 1635 г. Джунгарское ханство, ставшее постоянной “головной болью” казахов.


В 1643 г. Батур-хунтайджи вторгся в кочевья казахов Старшего жуза во главе 50-тысячного войска. Сыну Ишим-хана Жангир-хану удалось сначала всего с 600-ми джигитов остановить это войско в горном ущелье, а потом в союзе с киргизами и узбеками отразить нападение. Он погиб в бою в 1652 г. Дальнейшую борьбу с Джунгарией пришлось вести его сыну Тауке, чья “юность прошла в бесчисленных сражениях с войсками джунгарских ханов Галдан-Бошокту и Цеван-Рабдана”.


Казахам очень нужен был сильный союзник. Тауке-хан видел такого в лице России; пять раз направлял он к генерал-губернатору Сибири послов, предлагал заключить военный союз. Но Петр I, занятый войной со Швецией, ограничился лишь вторжением в пределы Джунгарии по реке Иртыш ограниченным числом войск и строительством Иртышской линии военных укреплений. Она рассекла владения Джунгар надвое и воспрепятствовала их вторжениям на земли казахов с востока, а позже не позволила Цинской империи завладеть Алтаем и Прииртышьем.


В 1681 — 84 гг. джунгары опустошили Семиречье и Южный Казахстан. Были разгромлены и разграблены 9 городов, в т.ч. Сайран, Карасман, Манкент, Чимкент, Ташкент. Набеги повторились в 1710 – 1718 гг., но они были меньшей силы, т.к. основные силы джунгар были сосредоточены на границах с Цинской империей, состояние войны с которой не прекращалось.


В 1722 г. умер император Цинов Канси, что позволило Цеван-Рабдану заключить мир с его преемником и обрушиться на казахов всей мощью своего ханства. Ранней весной 1723 г. семь колонн джунгарских войск по 10 тыс. всадников в каждой вторглись в казахские степи и стремительными рейдами, используя полевую артиллерию, сея смерть, грабя и поголовно истребляя на своем пути население аулов и кочевий, прошли всквозную по территории всех трех жузов. Уцелевшие в этой бойне казахи бежали в Среднюю Азию в районы Ходжента, Самарканда, Бухары, Хивы, Ургенча, на северо-запад до рек Эмбы, Яик, Орь и Уй, на северо-восток к горам Улутау и Кокшетау. В истории казахов 1723 – 1725 гг. названы “Великим бедствием” — “Актабан шубырынды, Алакол сулама”. По мнению казахского историографа прошлого Шакарима Кудайбердыулы, в эти годы погибло две трети всего народа казахов. Возникла ситуация, когда, по мнению академика М.К.Козыбаева, “встал вопрос о самом существовании казахского народа”.


В подданстве России


Вопрос “быть или не быть” понудил казахов, во-первых, к объединению сил всех трех жузов против агрессоров, во-вторых, искать защиты у северного соседа — России.


С объединением не совсем получилось. Одержав победу над джунгарами в 1729 г. в местности к юго-востоку от Балхаша, названной позже “Анракай”, вновь разъединились. Рассорились, верховную власть не поделив, и разошлись в разные стороны. Победа не получила развития, земли Старшего жуза и значительная часть Среднего остались во власти джунгар. В их владении остались Ташкент и все присырдарьинские города, включая резиденцию казахских ханов Туркестан. Реальным было новое вторжение, повторение “Актабан шубырынды”.


Хан младшего жуза Абулхаир, командовавший в Анракайской битве всем казахским войском, обращавшийся еще в 1726 г. к России с просьбой о принятии в ее подданство, в сентябре 1730 г. вновь отправил в Петербург посольство с просьбой о подданстве и покровительстве. 19 февраля 1731 г. императрица Анна Иоанновна пожаловала Абулхаир-хану грамоту о принятии в российское подданство и направила к нему посольство для вручения ее с подарками (сабля, соболья шуба, две шапки из чернобурых лисиц, сукно и пр.) и принятия присяги на верность России.10 октября 1731 г. Абулхаир-хан и 29 его султанов и старшин, в т.ч. батыры Богенбай и Есет, приняли такую присягу. Начался многолетний процесс вхождения казахов в российское подданство.


10 июня 1734 г. Анна Иоанновна пожаловала российское подданство хану Среднего жуза Семеке. 28 августа 1740 г. приняли присягу на верность России новый хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай; вместе с ними на присяжных листах поставили личные тамги 290 султанов, старшин и батыров Среднего и Младшего жузов.


К этому времени оправдались худшие опасения, в 1739 г. хунтайджи Галдан-Цэрен возобновил разбойные вторжения в земли казахов. Это и привело большинство казахской знати к решению отдать себя в российское подданство. К 1745 г. почти все правители Среднего и Младшего жузов оказались под патронажем России.


В 1741 г. войска Галдан-Цэрена всквозную прошли через кочевья Среднего и Младшего жузов, вновь их опустошая. Остановились только перед новой крепостью русских на реке Орь. Аулы Абдулмамбет-хана и Абылай-султана были разгромлены. Абылай попал в джунгарский плен.


Это было нападение на российских подданных, фактически на Россию. Правительствующий Сенат 20 мая 1742 г. принял указ о защите казахского населения. Оренбургский генерал-губернатор Неплюев направил в Джунгарию майора Миллера с требованием оставить казахов, подданных России, в покое и освободить Абылай-султана из плена. Соответствующие действия провели коменданты крепостей Иртышской линии. Абылай в 1743 г. вернулся на родину.


Его освобождение для казахов оказалось судьбоносным. Именно он организовал после плена достойный отпор джунгарским калмакам. Его мудростью был спровоцирован новый джунгаро-китайский конфликт, в результате которого армии маньчжурских полководцев Чжао Хоста и Фу Де навсегда покончили с Джунгарией в 1758 г., истребив почти поголовно все ее население на всем пространстве от Сайрана до Западной Монголии. Мудрый Абылай, не медля приняв, помимо российского, китайское подданство, спас свой народ от участи джунгар, ибо маньчжуры вторглись в пределы Среднего жуза и продолжили здесь свои бесчинства.


Умело пользовался Абылай двойным подданством! В 1762 г. после вступления на российский престол Екатерины II он, вторично присягнув на верность России, получил согласие на занятие освобожденных от джунгар земель. Это отмечено в “Шежире” Шакарима Кудайбердыулы: “В 1765 г. казахи заключили договор с русским царем и занимают левый берег Иртыша на десять верст от реки. За нарушение обозначенной границы должны платить штраф скотом”.


А 23 июля 1798 г. император Павел I издал указ, по которому потомкам подданных Абылай-хана разрешалось перекочевывать на правобережье Иртыша и кочевать между Семипалатинской и Омской крепостями; вновь жизненное пространство казахов раздвинулось на восток и север.


Подобными Абылаевским были действия Абулхаир-хана. Анна Иоанновна уважила его просьбы и своими указами в 1734 – 1738 гг. разграничила земельные пространства Волго-Яицкого региона между волжскими калмыками, яицкими казаками и казахами Младшего жуза. Его кочевья продвинулись от Иргиза до Яика.


11 марта 1801 г. Павел I внял просьбам внука Абулхаир-хана Букей-султана, разрешил его аулам перейти на постоянное кочевание между Уралом и Волгой и “заводить, где удобнее сыщется, в лесных местах селения на зимние прибежища”. Так образовалась Букеевская орда. В 1812 году Александр I возвел Букей-султана в ханское достоинство.


Увеличивалось в российском подданстве жизненное пространство казахов Среднего и Младшего жузов. А что происходило в Старшем жузе, вне российского подданства? Были джунгары, затем китайцы. В 70-х гг. XVIII века Абылай-хан, подданный России и Цинской империи, проведя победные войны с киргизами и правителями Ходжента и Ташкента, подчинил себе западную часть Старшего жуза с городами Туркестан, Сайран, Чимкент, Сузак и др., т.е. весь Южный Казахстан. Ташкент стал платить ему дань.


Однако после его смерти положение изменилось. Юг Казахстана захватило Кокандское ханство. Казахи восточной части Старшего жуза остались подданными Цинской империи, но тяготели к России. 18 января 1819 г. Александр I подписал указ о принятии Старшего жуза в российское подданство. Одними из первых его получили сын Абылай-хана Суюк и еще 14 его внуков с 219 тыс. подданных мужского пола. К 1847 г. подданство России приняли почти все роды Старшего жуза, с чем кокандцы не примирились и развязали войну с русскими. Русские войска одержали в ней победу и в 1865 г. после взятия Ташкента завершили освобождение от кокандцев всех земель Старшего жуза.


В “Истории Казахстана: народы и культуры” (Н.Э.Масанов и др., Алмыты, 2001 г.) приведена карта “Сезонные пастбища казахов (конец XIX – начало XX вв.)”. Ее периметр идентичен периметру внешних границ Республики Казахстан. Наложение на эту карту границ Казахского ханства при Касым-хане, Хакназар-хане и Тауекель-хане, т.е. периода наибольшего его могущества и владения наибольшей территорией, свидетельствует, что история-судьба не обидела казахов. Казахи оказались единственным в мире этносом, чье жизненное пространство при колонизации метрополией было увеличено. Правители России впечатляюще расширили территорию обитания казахов. После образования РСФСР, а затем и СССР, она не уменьшилась. Республика Казахстан унаследовала от СССР территорию в границах Казахской ССР плюс развитую государственную инфраструктуру, материальную и духовную, позволяющую занимать достойное место в мировом сообществе.