\»Ах, папиросочки — дымок…\»

За прошедшие годы мы наломали немало дров. И, что самое печальное, упустили целое поколение. Но ломать, не строить…

У нас в Казахстане курит каждый третий житель республики. И потому ясно, что с этим надо что-то делать. Но вступивший в силу с 1 апреля 2003 года закон \»О профилактике и ограничении табакокурения\» оптимизма не прибавил. Зато он стал поводом для насмешек со стороны любителей подымить. Мол, всем известный реформатор уже пытался искоренить пьянство. Шума было много, а толку — ноль. Сейчас водкой только ленивый не торгует, а пьют её, родимую, не только мужики, но и женщины и даже 10-12-летние дети. Грустно, но что делать: как живём, так и пьём? А за курильщиками и вовсе не углядишь. Хотя намерены штрафовать тех, кто не прочь затянуться дымком в общественном месте, к каждому, ясное дело, надзирателя не приставишь.


К сожалению, приходится признать, что в этих словах есть определённый резон. В обществе, в котором утро начинается с сигареты у пяти миллионов человек, одними штрафами, запретами рекламы и навязанными сверху краткосрочными кампаниями по проверке киосков и ларьков на предмет продажи ими детям и подросткам курева, мало что можно изменить. Тем более, что всё запретное становится ещё более привлекательным. Да и, как показывает опыт, у наших реформаторов запала хватает не надолго. После того, как все отчитаются о проделанной работе, даже сами авторы закона, как правило, забывают о нём. Вот и не покидает меня опасение, что и на этот раз всё будет идти по заведенному сценарию.


Кстати, попытка эта не нова. Вспоминая своё детство, которое пришлось на конец 70 — начало 80-х гг., я припоминаю, как продавцам запрещалось продавать несовершеннолетним спиртное и сигареты, а в школах учащихся за грешное пристрастие к табаку гоняли почём зря. Но мы, торопясь повзрослеть в собственных глазах и в глазах сверстников, находили способы обходить эти преграды. Это в то — законопослушное время, а о нынешних, я думаю, и говорить не стоит.


Известно, что Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, прежде чем получил народ, морально свободный от рабской психологии. Если допустить, что любая зависимость от чего-либо — это тоже рабство, становится ясно, что борьба с этим злом — дело не одного года. И даже спустя время, нельзя будет расслабляться. Ибо любой порок — сорняк, который так и норовит прорасти там, где его не выкорчевывают.


Я ничего не имею против данного закона. Тем более что именно сигареты стали причиной смерти моих отца и деда. Они оба мучительно умирали на наших глазах. А убивал их рак, вызываемый табаком. Поэтому я, разумеется, от всей души выступаю против тех, кто распространяет сигареты и культивирует повсеместное курение. Они нарушают наше право дышать не отравленным дымом воздухом.


Порой создаётся впечатление, что курильщики оккупировали всё вокруг. Они дымят дома, на работе, в общественных местах. Они вездесущи, как тараканы. И так будет до тех пор, пока не изменятся приоритеты в обществе. При нынешнем наплевательском отношении людей к самой жизни (зачастую не только к чужой, но и к своей) и к здоровью, которое является самой большой ценностью для каждого, всё ещё долго будет оставаться, как есть.


Положение, возможно, начнёт меняться, если в обществе внедрится культ здоровой жизни, но, судя по тому, что у нас, как грибы после дождя, растут рестораны да ночные клубы, а новость об открытии доступного всем спортзала такая же редкость, как сообщение о новых археологических открытиях, этого придётся долго ждать. Значительно дольше, чем это было намечено в программе \»2030\».


С курильщиками бороться сложно. Даже в отдельно взятой семье эта борьба заканчивается, как правило, поражением. И это не смотря на то, что в данном случае на чашу весов бывают положены любовь, взаимопонимание, семейный лад, а не закон с его пресловутой угрозой штрафа. Вот алкоголиков и наркоманов куда более строгие наказания не останавливают. Что уж тут говорить о мизерных штрафах.


Вряд ли закон будет соблюден и владельцами увеселительных и прочих заведений. Боясь потерять клиента, они, скорей всего, будут смотреть на подобные нарушения сквозь пальцы.


Статистика показывает, что курильщиков больше всего в бедных и развивающихся странах. И это можно объяснить низкой культурой и отсутствием должного уровня здравоохранения. Там, где человеческая жизнь ничего не стоит, говорить о том, что одними запретами возможно что-то изменить в лучшую сторону, не приходится.


Да и как тут изменить? Пресловутый “Соверен” развернул свою рекламную деятельность в полную силу. Как в насмешку, в “Законе о табакокурении” оговорили, что, мол, изображать в рекламе зажжённую сигарету низ-зя. А стимулировать процесс на практике — можно. “Совереновцы” за 150 пустых пачек дают кепки, брелоки, футболки, наручные часы. Ну, не взрослый же мужик будет носить эту кепку с золотой ляпушкой во лбу? Ясное дело, пацану она предназначена. Да ещё не абы какому, а юноше из развивающейся страны, поскольку ни в Америке, ни в самой Англии — праматери “Соверена”, таких завлекалок типа \»выкури сто пятьдесят пачек побыстрее (или подбери на улице, или вытащи из мусорного бака, кому как повезёт), и немедленно получишь часики\», днём с огнём не сыщешь. В противном случае получишь по кумполу за вредительство и подрыв здоровья нации.


У нас вроде как об этом самом здоровье нации тоже вспомнили, да только на бумаге. А на деле по всему Казахстану стоят зонтики в летних кафе, столики, пепельницы и прочая дребедень с гордой маркой сигарет, тиснённой золотом, – “Соверен”. Козе понятно, что не бесплатно стоят. Так же как и бойкие девочки-мальчики-промоутеры (слово-то какое, прости Господи) ежедневно раздают маечки, брелочки… Не задаром, разумеется. А кому раздают? Подойдите к одной из таких палаток и вы увидите, что 85 процентов пришедших за дармовщинкой – дети. А они, как правило, обладают лучшей памятью, чем взрослые, да к тому же ещё склонны к росту. А когда этот процесс войдёт в полную силу, то в их мозгу прочно будет сидеть марка сигарет, которая в детстве подарила клёвую кепку.


Те, кто продумал эту акцию, претендуют на мировое признание в качестве заслуженных психологов, только на своих детях они такие эксперименты не проводят, они почему-то дарят своим ребятишкам тренажёры. Да и цивилизованные государства следят, чтобы народ страны склонялся к здоровому образу жизни. У нас же, кроме обязательных президентских тестов по физкультуре, введённых в общеобразовательных школах, от которых и толку-то мало без перестройки методики преподавания этого предмета и укрепления материальной базы спортзалов, подростки сдают тест на выносливость, выстаивая часовые очереди за соверенским сюрпрайзом.


За прошедшие годы мы наломали немало дров. И, что самое печальное, упустили целое поколение. Но ломать, не строить. Для этого особых усилий не понадобилось. Они потребуются сейчас, если мы и вправду хотим стать действительно культурной нацией. При этом можно начать и с сигарет, но без продуманной целостной общенациональной программы по культуре, здравоохранению, физкультуре и спорту, это ничего не изменит. Дурные привычки исчезают там, где появляются хорошие.