От журналистов требуется активное участие…

Эти слова прозвучали в обращении Президента Узбекистана к средствам массовой информации

27 июня – День работников печати и средств массовой информации Узбекистана. Знаменательный праздник в стране, которая не отличается демократическими принципами, свободами и все больше течет в сторону абсолютизма. Вспомним, что гарант Конституции в течение одиннадцати лет не замечал (ну, просто не видел!) наличие “УзЛита” — учреждения цензуры, и других ведомств, которые прямо или косвенно осуществляли цензуру СМИ (а ведь они финансировались за счет правительства, из карманов тех же налогоплательщиков, которым не говорили правду). Вспомним, что всячески преследовалось инакомыслие, несогласие с проводимыми правительством реформами, всяческая попытка сказать о наличии в государстве коррупции, авторитаризма, репрессиях со стороны правоохранительных органов, существующих пытках (об этом твердила только зарубежная печать и международные организации, приходившие в ужас от существующих в республике процессах). Этого не замечали, впрочем, и омбудсмен, и Национальный центр по правам человека, и парламент, и тем более пресса… И поэтому странным кажется обращение главы государства к средствам массовой информации, мол, от них требуется активное участие в устранении пережитков, мешающих работе, им необходимо приложить все усилия для утверждения в обществе атмосферы свободного мышления.


Средства массовой информации – это не только зеркало общественной жизни, отображающее действительность. Хотя следует сказать, что чем кривее зеркало, тем больше искажений в описании реальностей. Может, поэтому в течение одиннадцати лет национальная печать и телевидение были в большей степени “кривыми”, тем самым подвергая сомнению свой статус источника информации, вызывая пренебрежение со стороны жителей, которое в меньшей степени доверяло тому, что выплескивалось на страницы газет или на экраны телевидения.


Поэтому люди искали альтернативу. Где именно? Да хотя бы в российской прессе – разрешенных властями изданиях “Труд” и “АиФ” (которые стараются не затрагивать Узбекистан), но в большей степени – на российском ТВ. Не секрет, что желающих подключиться к кабельному телевидению увеличивается с каждым годом. Местное ТВ – это удел тех, кто любит сказки и музыкальные программы, кому нет никакого дела до правды. Не буду, конечно, говорить, что уж много правды на иностранных каналах, но там нет такого вранья, что есть на узбекских телестанциях или в газетах.


СМИ – это, прежде всего, проводники различных идей, мнений и взглядов, которые, согласно Конституции Республики Узбекистан, имеют права на существование, несмотря на то что не всегда совпадают с правительственным курсом (речь не идет об экстремистских течениях). К сожалению, в нашей республике высказать то, что не всегда совпадает с мнением Аппарата Президента, чревато последствиями. Поэтому отечественные масс-медиа не торопились обеспечивать плюрализм мнений, ибо понимали, что с чиновником, который вызывает “на ковер”, идеи плюрализма не пройдут – там только одностороннее движение, причем идущее только от чиновника. А с другой стороны, какое может быть многообразие мнений, когда все тщательно отчитывается цензором, который считает себя “светофором”: только по его сигналу можно переходить дорогу.


СМИ – это защитники прав человека. Но были ли они таковыми в Узбекистане – вот это вызывает сомнение. Ведь СМИ не защищали простого человека, они защищали политический режим, прикрываясь словами о благополучии, спокойствии населения, нежелании травмировать его ненужной информацией. К радости, несмотря на стремления властей зажать таких правдолюбов, в последнее время выходят острые и злободневные статьи, и их авторам стоит высказать свою благодарность.


Хотелось бы немного пройти по некоторым цитатам президента. Итак, он говорит: “Эта дата имеет особое значение в жизни каждого человека, считающего для себя духовной потребностью свободу слова, объективную информацию, стремящегося посредством печати расширить свои знания и кругозор, свое мировоззрение”.


К сожалению, из того, что преподносит отечественная печать, трудно расширить кругозор и получить мало-мальски надежные знания. Сплошной ура-патриотизм или, как выразился мой друг-журналист, мед+сахар+долой противников Узбекистана! Если статья не вписывается в рамки идеологии государственной независимости, то она вредна, не нужна и политически, морально опасна. Те, кто считает своей духовной потребностью свободу слова, зачастую попадают за решетку. Стоит посмотреть материалы ОБСЕ, \»Хьюман Райтс Вотч\», Российского центра экстремальной журналистики или узбекской правозащитной журналистской организации “Озод Овоз”, где упоминаются фамилии тех журналистов, которые не пришлись по вкусу власти из-за чрезмерной духовной потребности к свободе слова.


“Мы еще раз задумаемся о доведении средств массовой информации до уровня мировых стандартов, внесении собственного вклада в это дело”.


Международный стандарт – открыто и быстро, без купюр доводить до потребителей информацию. Как этот стандарт соблюдался, видели многие, которые присутствовали на майском совещании Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития в Ташкенте, а потом читали всякую мульку в местной прессе. Такого извращения, пожалуй, не отмечено в международных стандартах.


Международным стандартом, скорее всего, считается и увольнение главного редактора телеканала, который показал главу государства, игнорирующего обращение к нему президента Евробанка Жака Леммера. И это, видимо, и есть “внесение собственного вклада в это дело”.


“Создание в стране открытого общества, в котором человек истинно свободен, имеет возможность свободно высказывать свои мысли, жить в дружбе и партнерстве с развитыми демократическими странами мира”.


Люди свободны только на кухне, где, как в стародавние советские времена, шепотом рассказывают друг другу новости и смеются над властью. Вот некоторые пытались высказать свои мысли, стоя с плакатами у Ташкентского хокимията, и теперь кого-то назвали шизофреником (даже упекли в психушку), кого-то третировали. Одну журналистку из Узгостелевидения совсем недавно уволили за эту же свободу высказывать свои мысли. Уважаемый Ислам Абдуганиевич, может, ваше поздравление предназначено американским или европейским журналистам? Ведь в Узбекистане все по-другому, чем вы говорите…


“Сегодня нет никаких преград для информации, совершенно бессмысленны и бесполезны любые попытки и действия по ограничению свободы слова”.


Ваши слова, Ислам Абдуганиевич, да богу в уши! Наверное, вы никогда не пользовались Интернетом, а то бы знали, как умельцы из УзПАКа и СНБ блокируют политически “незрелые” сайты, чтобы “чужие” мысли не дошли до сознания узбекского народа. Знали бы, как эксперты Министерства по делам культуры цензурируют издания, прежде чем решить, давать разрешение на ввоз или объявить вражескими. Знали бы, как много лет добиваются радиоканала западные голоса, типа Би-би-си или “Свобода”.


“Наряду с современными информационными технологиями всего мира необходимо осваивать высокое профессиональное мастерство, подготавливать квалифицированных специалистов, аналитиков и обозревателей, одним словом, журналистов – истинных мастеров своей профессии, и это будет правильно во всех отношениях”.


Господин президент, а вы помните свой мартовский 1998 года указ о создании годичных курсов на базе высшего образования для тех, кто работает в журналистике, но не имеет соответствующего диплома? Прошло пять лет, а курсов-то до сих пор нет. В Минвузе говорят, что нельзя давать второе высшее образование, проучившись лишь год, забывая, что те, кто учится год в Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, получают степень магистра. Все дело в равноправии – кому-то можно, а кому-то нет. Зато это ваше настоящее отношение к журналистике, уважаемый Ислам Абдуганиевич.


Пока многие журналисты без диплома трудятся на информационном пространстве, некоторые уже дипломированные выступают с экранов местного ТВ и категорически утверждают, что Узбекистан – прародительница НАТО. И чем больше таких горе-журналистов будет в Узбекистане, тем глупее мы будем выглядеть для всего мирового сообщества, и тем реже будут переключаться телевизоры на местные каналы.


“Необходим опыт, опыт передовой, соответствующий современным критериям”.


Передовики журналистики – это те, кто ездит с вами, господин президент, за границу и взахлеб описывает ваши “подвиги”? Или это те, кто находится под следствием и за решеткой за свои убеждения? Или те, кто не может вернуться домой из-за опасения преследований? Какие критерии необходимы, чтобы определить передовой опыт? Умение сгибать поясницу и лбом касаться земли? Петь серенады во славу власти, и чем громче и слаще, тем лучше? Вот это называется критерием?


“Наши журналисты никому не уступали и не будут уступать в верности Родине и народу, сохранении наших древних ценностей, уверенности в будущее страны”.


Эти же слова мы слышим в День защитника родины, в День учителя, в дни других профессий, и там тоже говорится, что они – не уступали и не будут уступать… Впрочем, не это главное. Вы правильно отметили, что журналисты – верны родине и народу. Но не все верны режиму. В этом-то и есть существенная разница, которая не нравится власти.


Год назад на сайте “Стабилити.Уз” вышла статья вашего сотрудника, некого политолога, о зверятах – тиграх и совах, в журналистике. Судя по статье, вы готовите неплохие кадры, уважаемый Ислам Абдуганиевич. Если такие журналисты будут и дальше чиновничьим взглядом и указкой управлять информационным сектором, то 27 июня вскоре перейдет в разряд праздников, типа Дня защиты насекомых или Дня татарской авиации.


Согласно данным, полученным из Узбекского агентства по печати и информации, на сегодня в республике зарегистрировано 582 газеты и 167 журналов, 4 информационных агентства, 231 электронное СМИ, в том числе 56 – телерадиокомпаний, 24 кабельных студий. Это немало, но существует ли авторитет у этих СМИ?.. Общеизвестно, что количество не всегда переходит в качество. Можно наплодить тысячи газет с тиражом в сто экземпляров, но население будет использовать их только в качестве замены туалетной бумаги. Потому что ни для чего другого эти издания не годятся. А можно выпустить одну газету, мнение которой будут уважать люди и статьи которой приведут в бешенство коррумпированную бюрократию, чинуш, тех, кто наживается на народе.


Практически неизвестный и поэтому абсолютно не авторитетный Фонд по демократизации и поддержке средств массовой информации Узбекистана уже во второй раз объявил лучших журналистов года. Смешно. Не хочу ничего плохого сказать о тех лицах, которых упоминает в списке этот Фонд. Уверен, что это достойные люди и настоящие рыцари пера. Другое дело, что голос подает учреждение, которое ничем не проявило себя. Не было его слышно в те года, когда в СМИ свирепствовала цензура. Фонд не участвовал в обсуждении поправок к законам, прямо касающимся деятельности СМИ. Не защищал журналистов, попавших в беду. Не помогал тем, кто нуждался в поддержке.


Мне кажется, что лучше заслужить похвалу от тех организаций, которые действительно борются за права человека, за право говорить и думать, как велит совесть, за свободу выражения и слова. Наверное, такой организации, как “Озод Овоз”, следует учредить свою номинацию для свободолюбивых журналистов и вручать тем, кто делает свое дело, несмотря на гонения властей.