У безработицы инфантильное лицо, илиОб особой категории безработных

“Да у него же на лице написано: хронический безработный!”

Справка: По предварительным данным Агентства РК по статистике, уровень безработицы в Казахстане в мае 2003 года составил 8,8 процента от экономически активного населения по сравнению с 9,0 процента в апреле. Уровень безработицы в первом квартале 2003 года составил 9,7 процента по сравнению с 10,8 процента в первом квартале прошлого года. Численность безработных, зарегистрированных органами по вопросам занятости, на 1 января 2003 года составила 193,7 тыс. человек против 216,1 тыс. — на 1 января 2002 года, сократившись на 22,4 тыс. человек. Из общей численности безработных 58% или 113,9 тыс. приходится на женщин, 16,1% — молодежь до 24 лет. Наибольший удельный вес из числа зарегистрированных безработных составляют лица в возрасте 30-50 лет — 60,3% или 16,8 тыс. человек. 62,9% всех безработных не имели работу более 1 года.


Нас учили чему угодно – культуре и этике, точным и “общественно полезным” наукам. Априори это открывало дорогу в “светлое будущее”. Нас не учили одному — выживать и побеждать бедность. Мы пока учимся бороться за себя и с собственными слабостями. Но это не значит, что мы должны быть слабыми, безработными и нищими…


Давайте отвлечемся от цифр и… поговорим о реальной безработице. Точнее, об особой категории безработных, за трудоустройство которых не возьмется самый опытный рекрутер. В конце концов, есть же простое, но верное правило жизни: все, что с нами происходит, – дело наших рук или иначе — “все в наших руках”. Согласитесь, остальное второстепенно.


Как-то руководитель одного алматинского кадрового агентства поделилась: “Есть особая категория безработных. Причем часто это молодые, образованные, физически здоровые люди. К примеру, приходит в агентство молодой человек. На первый взгляд, все при нем – необходимый работодателю возраст, высшее образование, интеллект, грамотное резюме. Но у него же на лице написано: хронический безработный! Во взгляде неуверенность, говорит, будто все время до этого провел отшельником, руки трясутся, как у пропойцы… И я точно знаю, что работу он будет искать очень долго… Руководители хотят иметь активного, оптимистичного сотрудника, зачем им неудачник?”.


У нас сформировалась целая армия безработных по своей вине – инфантильных, безвольных и постоянно депрессивных типов. Они не соглашаются на низкооплачиваемую работу – как ни странно, самооценка не позволяет, а высокий заработок им никто не предлагает. При этом ностальгируют по Советскому Союзу и плановой экономике, когда молодых специалистов государство из вузов чуть ли не на руках выносило, трудоустраивало и выплачивало зарплату. Помните, как в анекдоте мужик просил у Бога выигрышный лотерейный билет, ни одного не купив? Если проводить аналогию к теме, сегодня, чтобы получить счастливый билет, его нужно не только приобрести, но также приглянуться продавцу.


Еще в конце прошлого года, оценивая ситуацию на рынке труда, специалисты Центра анализа общественных проблем отметили: “Рост числа занятых еще не свидетельствует о кардинальном улучшении положения на рынке труда, поскольку число безработных и уровень безработицы остаются достаточно высокими. Можно предположить, что существующие тенденции в сфере занятости сохранятся в ближайшие два-три года”.


Допустим, государство приложит непосильные усилия в деле трудоустройства своих граждан. Допустим, программа по борьбе с бедностью заработает на все сто, а ВВП уже в этом году (а не в 2015-ом) вырастет до 9,6%. Но даже тогда, если уповать на государство, судьбу и Бога, “кардинального улучшения положения на рынке труда” не произойдет и через 10 лет. Счет пойдет не на года — на поколения. По принципу цепной реакции от беспомощных родителей рождаются слабые дети. Короче говоря, неспособность преодолевать “обстоятельства” может приобрести повальный характер. Если желание руководства Казахстана увеличить население до 20 миллионов исполнится, неизвестно, как мы будем выживать. Улучшение демографической ситуации не говорит о социальном благополучии людей, если они изначально недееспособны.


По данным “Комкон-2 Евразии”, более 70% опрошенных казахстанцев указали, что при разрешении социальных проблем рассчитывают только на себя, (47% на помощь местных властей). Утешает, что большинство хотя бы на словах осознает: сам не смог, считай, пропал. Для “утешения” “особой категории”” приведу слова кандидата экономических наук России Юрия Кузнецова. В комментарии к циклу своих критических заметок “Мифы реструктуризации” он заметил: “Конечно, людей жалко. Но если все время оплачивать это жалкое состояние, то люди в нем будут и оставаться. Если государство будет платить за бедность, болезни и безработицу, то население страны будет бедным, больным и безработным”.