Видимо, Н.Назарбаев “решил теперь выступить в роли Бога”…

У президента синдром глобального иммунодефицита?


Сегодняшние газеты размышляют, что же такое встреча духовных лидеров в Астане: “веха” новейшей истории страны, очередная показуха, проявление “синдрома Брежнева”?


“В принципе декларация, подписанная в Астане, составлена из правильных слов, под которыми поставил бы свою подпись любой честный человек на Земле”, – пишет “Деловая неделя”. — Вместе с тем они могут остаться лишь благими намерениями, которые так и останутся на бумаге. Как это было с Декларацией ООН о правах человека и прочим”.


“ДН” напоминает, что “в тех же религиях основополагающие мотивы братства и взаимопонимания часто оказывались забытыми из-за лозунгов вроде “бей!… за свою… веру”. Крестовые походы, завоевательные войны мусульман в Индии, религиозные погромы в России, Альбигойские войны во Франции, инквизиция в Испании, сожжение “ведьм” английскими пуританами – все это было и совершалось во имя религий. Точно так же трудно представить себе, что началось бы в Астане, если бы обсуждение коснулось конкретных проблем, вроде статуса Иерусалима. Ведь даже религии, отказавшиеся от своих идеологических противоречий, по-прежнему конкурируют в политической сфере. Точно так же, как и страны, находящиеся в ООН, некоторые из которых не готовы признавать друг друга”.


Если бы в Астане говорили об острых противоречиях в религиозном сообществе, навряд ли все прошло бы так гладко и высокопарно. Но надо признать, что выступать в роли беспристрастного арбитра в очень щепетильных спорах казахстанскому истеблишменту, в том числе самому Н.Назарбаеву, не по плечу.


“Создается ощущение, что главе нашего государства или стало тесно на просторах Казахстана, или настолько надоели дифирамбы внутри страны, что захотелось получить признание за его пределами – пишет “Экономика. Финансы. Рынки”. – Мы приняли у себя казахстанский “Давос”, Совещание по мерам безопасности и доверия в Азии, два медиа-форума и кучу других вселенских мероприятий… Но вершиной международной активности Нурсултана Абишевича стал нынешний форум в Астане. Видимо, он решил теперь выступить в роли Бога и объединить под своим негласным патронажем все религии\». Так же, как и “Деловая неделя”, “ЭФР” проводит аналогию с ООН, правда, в ином ключе: “Представляете, если нашего президента изберут генеральным секретарем Организации Объединенных религий!”


По неофициальным данным газеты, глобальные устремления Н.Назарбаева продиктованы желанием получить Нобелевскую премию. “Правда, — съязвил автор материала в стиле своего издания, — что касается репутации и известности, то наш президент их уже обрел благодаря “Казахгейту”.


Что касается “скандального дела”, то о нем и около в “ЭФР” пишет из Вашингтона бывший главный редактор газеты “XXI век” Бигельды Габдуллин. Он приводит слова ответственного работника американского Госдепа, “пожелавшего остаться неизвестным”: “Парадокс в том, что посольство вашей страны здесь, в Вашингтоне, воспринимают не как дипломатическое представительство суверенного государства, а как штаб… по защите от “Казахгейта”.


Автор делает вывод, что возросшая в последнее время “публичная активность” посла РК в США Каната Саудабаева (“то он встречается с влиятельными американскими политиками, то с высокооплачиваемыми адвокатами, журналистами”) “диктуется одной лишь волей президента РК: хоть немного убавить пламя международного коррупционного расследования “Казахгейт”.


Судящегося посла ОБСЕ увидела впервые


Иное из близкого будущего Казахстана строится лишь на догадках. В частности, пока не ясно, сможет ли Казахстан занять место председательствующего в ОБСЕ. СМИ приводят высказывания главы постоянной делегации США при ОБСЕ, который приехал к нам с ознакомительным визитом.


“Оценивая наши шансы на это, дипломат ответил, что к такой перспективе относятся “довольно серьезно” и Казахстан может стать одним из первых председателей из СНГ, однако для этого необходимо, чтобы страна выполнила все взятые на себя обязательства, связанные с членством в ОБСЕ, и соответствовала критериям организации, – пишет “Панорама” — …Казахстану необходимо добиться прогресса “абсолютно по всем пунктам” обязательств ОБСЕ”.


“Начнем с понедельника” сообщает о том, что “посол коснулся и весьма щепетильной темы относительно судебных действий посла Казахстана в ОБСЕ Рахата Алиева, направленных против оппозиционных СМИ… Он сообщил, что вообще-то нет никаких стандартов, которым должны были бы соответствовать послы ОБСЕ. Назначение посла и его отзыв регламентируются законодательством страны, в которой тот проживает. Но он никогда не встречался ранее со случаями, когда посол ОБСЕ судился бы с журналистами и СМИ”.


Стандартных требований к послам ОБСЕ нет. И в то же время казахстанский посол выглядит “белой вороной” среди остальных в этой структуре. Понятно, в такой ситуации трудно решить вопрос с председательством РК положительно. Хотя решение быть или не быть позволит узнать хотя бы общие критерии ОБСЕ.


“Каждый казах – мой единственный”


В целом амебообразная “Эпоха” представляет своеобразные “контуры национальной идеологии и политики” от доктора исторических наук, политолога Азимбая Гали, ранее опубликованные в “Навигаторе” (в несколько ином виде).


“Страна и мир”, рассуждая о проблемах казахского языка, выступает против попыток делить казахов на “асфальтных”, обрусевших, “черных русских”.


“Казахи – маленькая нация. Наверное, не стоит так настойчиво искать врагов среди тех, кто по каким-то обстоятельствам не похож на нас. Не надо искать врагов вовне, лучше заглянуть в глубины собственной души… Успех нации складывается из успеха и прогресса каждого ее представителя. Надо учиться понимать друг друга, растить чувство национального единства и чувство гордости за свою нацию. Раз за разом хочется повторять полюбившуюся строчку поэта Сабыра Адая “Арбiр казак жалгызым” — “Каждый казах – мой единственный”.


Автор рассказывает историю своей “асфальтной” подруги”, которая, “пройдя уже в детстве через ежедневные унижения, …не сломалась, более того, сделалась убежденным патриотом своей нации”.


“Иногда моя подруга, работающая бухгалтером, возмущается: “Почему банковские бланки составлены на двух языках? Они должны быть сделаны только на казахском. Тогда поневоле все бухгалтеры, и я в том числе, будут вынуждены хотя бы несколько фраз затвердить на казахском”. И еще: “Я иду покупать продукты. Я специально беру их у казашки, даже если они и чуть дороже, чем у торгующей рядом продавщицы другой нации, потому что понимаю, что, скорее всего, она арендует квартиру и помогает родственникам. Но почему, когда я стараюсь обратиться к ней по-казахски, она отвечает мне на ломаном русском? Да еще считает меня дурочкой, норовит вручить некачественные продукты!” Возможно, у героини журналистского материала детские “унижения” к зрелому возрасту гиперболизировались. Например, кажется перегибом “специально” покупать товары у представителя своей национальности… Не стоит взращивать обиды и злость.