До демократии — 200 лет?

О запрете деятельности ДВК

26 сентября 2003 года судьей Атырауского областного суда Мажитом Мусатовым оставлено без изменения постановление Атырауского городского суда от 29 августа 2003 года “О запрете деятельности Республиканского общественного объединения Демократический выбор Казахстана на территории республики Казахстан”.


Полицейские власти Атырау обвинили Бахтылу Туменову, до приостановления деятельности ДВК (ЗАОЧНОЕ решение Астанинского суда от 4 июля 2003 года) работавшую исполнительным секретарем Демвыбора, в том, что она, якобы, “являясь исполнительным секретарем ДВК, выступила на семинаре по проведению выборов в маслихаты области (Атырауской — авт.) с пропагандой ДВК, тем самым нарушив законодательство об общественных объединениях”. Атыраускому суду, в качестве доказательства того, что Б.Туменова на момент выступления на семинаре являлась исполнительным секретарем ДВК, было достаточно, что она: та самая Б.Туменова. Очевидно, судьи полагают, что решение суда о приостановлении деятельности ДВК автоматически выводит всех его руководителей и членов в разряд подследственных, с обязательным содержанием в СИЗО. Ничем другим не объяснить такую реакцию властей на появление Б.Туменовой на атырауском семинаре.


Причиной приостановления деятельности ДВК в июле 2003 года было объявлено то, что ДВК в течение года с момента своей временной регистрации не зарегистрировал, как того требует закон, свои представительства в половине областей страны. “Де факто” ДВК имеет свои представительства, с офисами, персоналом и оборудованием, не в половине областей, в в каждой области Казахстана. “Де факто” ДВК объединил в своих рядах около 30 тысяч граждан. “Де факто” каждое из представительств ДВК в областях по 2-4 раза подавало документы на регистрацию, что сопровождалось немотивированными отказами, бесконечными замечаниями, бюрократическими проволочками и судебными тяжбами. “Де факто” НИ ОДНОМУ (?!) областному представительству ДВК так и не дали зарегистрироваться, что и требовалось нынешнему режиму, чтобы двинуться на ДВК “де юре”.


В настоящее время в органы юстиции отдан пакет документов на регистрацию уже четвертого (!) варианта ДВК. Лишне упоминать о том, что предыдущие три так и не были зарегистрированы. Интересно, с какого раза г-же Д.Назарбаевой удалось зарегистрировать свое общественное объединение?


Судебный запрет на деятельность демократического общественного объединения на территории Казахстана — сам по себе факт примечательный, реальная иллюстрация к словам президента Назарбаева о неустанном стремлении Казахстана к демократизации. Да и то, из 200 лет, отведенных президентом для построения демократического казахстанского общества, прошло всего чуть.


Ситуация с отказом в регистрации ДВК и последующим его запретом, т.е. попыткой физического уничтожения, — абсурдна. 30 тысяч человек выбрали для себя этот путь, руководствуясь своим конституционным правом на собственное сознание и волеизъявление. С ними как — тоже ликвидировать? А что, до демократии-то еще 200 лет?


Астана, 29 сентября 2003 года


Пресс-служба демократической оппозиции Казахстана


Владимир Козлов