Гейдар Алиев назвал имя преемника — это его сын Ильхам

15 октября выборы президента Азербайджана

2 октября в обращении к азербайджанскому народу, зачитанному по государственному телевидению, президент Азербайджана заявил о снятии своей кандидатуры с президентских выборов в пользу премьер-министра Ильхама Алиева.


Гейдар Алиев был выдвинут на пост главы государства от правящей партии \»Ени Азербайджан\». На этот же пост от группы избирателей выдвинут премьер-министр Азербайджана Ильхам Алиев, являющийся первым заместителем председателя партии \»Ени Азербайджан\».


Я призываю вас поддержать его. Ильхам Алиев — энергичный и инициативный руководитель. Я верю в него как в самого себя, — подчеркивается в обращении. — 60 лет жизни я жил жизнью общества. У меня есть перспективные планы, но, к сожалению, в последнее время болезнь не дает осуществить эти планы\».


По сведениям газеты “Время новостей”, полученным из осведомленных источников в Баку, видеокассету с обращением патриарха азербайджанской политики привезли в Баку и готовились показать по телевидению. Кассета была записана в американском городе Кливленде, где Алиев-старший с июля находится на излечении. Но затем в ближайшем окружении президента сочли, что демонстрировать народу своего лидера в таком состоянии (его голос был чрезвычайно слаб, и выглядел он весьма болезненно) просто недопустимо. Поэтому слова Алиева-отца читал диктор.


Напомним, что азербайджанский президент с 6 августа находится на лечении в клинике американского города Кливленд. Сын Алиева Ильхам был назначен главой правительства после госпитализации президента.


Теперь ближайшее будущее Азербайджана зависит только от того, сумеет ли Ильхам Алиев консолидировать вокруг себя властную элиту. Что касается внешних сил, то Алиеву-сыну уже гарантирована поддержка основных партнеров Азербайджана — США, России и Турции. И вряд ли ее поколеблет уже получивший широкую огласку в мире коррупционный скандал, в котором замешана властная династия Алиевых. А потому теперь уже не столь важно, когда и в каком состоянии, живой или мертвый, вернется на родину уходящий в историю Гейдар Алиев, отмечают эксперты.


Ильхам Алиев, сын Гейдара Алиева, определенный им и его семьей в преемники отца, на саммите СНГ в Ялте был принят Путиным и другими главами государств как родной. Путин пригласил его в Москву. Россия продемонстрировала, что передача власти от отца к сыну в Азербайджане ею полностью одобряется, подчеркивают политологи.


Аналитики утверждают, что передача власти от старого Алиева к молодому отличается от передачи власти от Ельцина к Путину лишь тем, что у Ельцина не было сына, и ему пришлось искать преемника \»на стороне\». СНГ — не просто организация стран, входивших в СССР и сохранивших связи. СНГ — сообщество стран с однотипными режимами. Это — регион, где у каждого президента — своя семья и каждый президент знает, что, если придет к власти оппозиция или даже просто не \»свой\», сам он, скорее всего, окажется под судом, а семья-то уж точно разорится. И поэтому у президентов нет иной альтернативы, кроме как регулярно переизбираться или продлевать свои полномочия на референдумах, а если они становятся совсем старыми и больными, передавать власть сыновьям (физическим или, за их отсутствием, духовным).


“Московские новости” пишут, что СНГ можно сравнить со Священным союзом европейских монархов, обязавшихся укреплять власть друг друга перед лицом революционной угрозы. Это — священный союз постсоветских президентов. И как и в союзе монархов, принцип здесь важнее сиюминутной выгоды и всяких симпатий и антипатий. Вряд ли Путин, например, не сочувствует туркменским русским и так уж любит Ниязова. Но дестабилизировать Туркмению Россия не будет. И туркменский газ здесь ни при чем. Даже очень нелюбимого Шеварднадзе Россия дестабилизировать не будет. На пространстве СНГ все должно быть спокойно.


Встречи глав государств СНГ — это встречи людей, которые знают, что в трудную минуту они всегда придут на помощь друг другу. США и Европа — богаче и дружить с ними выгоднее. Но положиться на них нельзя. Они могут говорить о дружбе и союзничестве и тут же заводить всякие \»Кучмагейты\» и \»Казахгейты\» и не признавать твои выборы. А свои — не предадут. Потому-то и хоронить СНГ рано.


\»Газета.Ru-Комментарии\» пишут, что для просторов Содружества Независимых Государств этот первый опыт критически важен. За успехами или неудачами Ильхама Алиева будут напряженно следить на всем постсоветском юге. Лидеры Казахстана, Центральной Азии и Южного Кавказа не молоды, не вполне здоровы, и вопрос преемственности их очень заботит. Если Алиев-младший справится со страной, которой железной рукой правил его отец, то, стало быть, и в других государствах это возможно. А не пройдет в Азербайджане, значит, и остальным стоит серьезно задуматься о будущем.


После потрясений начала 1990-х и на Востоке, и на Западе по умолчанию приняли за аксиому следующий постулат: стабильность и предсказуемость важнее, чем формальная демократия. Благо у всех перед глазами были примеры азиатских \»тигров\», которые успешно прошли путь от отсталых диктатур к экономически развитым \»почти демократиям\». Лидеры Центральной Азии, Казахстана и Южного Кавказа охотно поддерживали аналогии с Южной Кореей или Сингапуром, говоря о \»восточной специфике\». А того факта, что развитие постсоветских стран все меньше напоминало \»тигров\», долгое время старались не замечать ни в России (где проблемы демократии у соседей вообще мало кого волновали), ни в Америке. \»Политика США в отношении Центральной Азии больше концентрировалась на людях, стоящих у власти, чем на построении жизнеспособных институтов управления или определении потенциальных лидеров для будущего. Мы отождествляли \»стабильность\», этот \»святой Грааль\» Госдепартамента, с горсткой авторитарных правителей, которые унаследовали власть после падения Советского Союза и сосредоточили ее в своих руках\», – пишет бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США, а ныне один из ведущих экспертов по постсоветским проблемам Уэйн Мерри.


Как на беду, именно тут и наступило решающее испытание, связанное с естественным процессом старения лидеров региона. Вдруг выяснилось, что политическая система, тщательно выстроенная в большинстве стран постсоветского юга, из залога стабильности может превратиться в настоящий источник дестабилизации.


Потому что она приспособлена под конкретного человека, который на протяжении десятилетия \»прореживал\» политический ландшафт, аккуратно искореняя всех возможных претендентов на свое место. В результате способность наследника, выбранного по принципу наибольшей безопасности для \»патрона\», удержать переданные вожжи оказывается под большим сомнением.


Даже завзятые геополитики-реалисты, задающие сегодня тон в Белом доме, не намерены закрывать глаза на ситуацию с демократией и правами человека в \»нужных\» странах. То есть в случае острой нужды можно договариваться хоть с Туркменбаши. Но только по конкретному вопросу. В целом же страны, которые не развиваются ни политически, ни экономически, превращаются в то, чем они и должны быть, – в глубокую периферию. А окружающий мир будет осуждающе качать головой и сожалеть о том, что такой перспективный регион влачит такое жалкое существование, пишет “Газета.Ru”.


По мере приближения 15 октября, то есть дня голосования, озабоченность международных организаций и ведущих западных стран по поводу результатов предстоящих президентских выборов растет, сообщает азербайджанский сайт “Зеркало”.


В интервью агентству \»Туран\» член Мониторинговой группы ПАСЕ по Азербайджану швейцарский депутат Андреас Гросс сказал, что новый президент должен быть “сильным человеком” способным решить многочисленные вопросы как внутри так и вне Азербайджана. \»Это и обязательства страны перед Советом Европы, и вопросы урегулирования карабахского конфликта, и серьезные шаги в области реформирования общества. Слабый президент не сможет сделать всего этого\», — сказал парламентарий.


Даже госдеп США решил нарушить молчание. Пресс-секретарь госдепартамента США Ричард Баучер уклонился от ответа на вопрос как относится Вашингтон к попытке монархической передачи власти в Азербайджане. Накануне на брифинге в Госдепе он сказал, что Вашингтон считает, что избиратели Азербайджана сами должны решить за кого им голосовать и кого им избирать главой своей страны на выборах. Баучер отметил, что снятие Гейдаром Алиевым своей кандидатуры является внутренним делом Азербайджана, и \»очень важно, чтобы предстоящие выборы соответствовали стандартам ОБСЕ и граждане страны избрали того, кого они хотят\».


Говорят, что заместитель госсекретаря Армитадж и сам госсекретарь Пауэлл предупредили Ильхама Алиева о том, насколько важно проведение демократических выборов.


Оппозиционный электорат с каждым днем радикализируется, что свидетельствует о нарастании напряженности в обществе, передают ИА. Люди как-то вяло реагируют на обещания об улучшении их социально-экономического положения в случае прихода к власти оппозиции, однако с очень большим воодушевлением воспринимают любую персональную критику в адрес лидеров правящей элиты. Также ИА сообщают, что провластные структуры Азербайджана слишком увлекаются проведением различных шоу и концертов с участием популярных артистов, а оппозиция злоупотребляет митингами.


Это же свидетельствует о том, что предстоящие выборы, как и все предыдущие, станут не \»за\», а \»против\». Значит, страна встанет не перед правильным выбором, а перед дилеммой, что само по себе вызывает огромное сожаление, пишет “Зеркало.


Итак, 15 октября за пост президента Азербайджана будут состязаться 8 претендентов.