Вздрогнут ли “Отан” и “Асар”, если объединятся “Ак жол” и ДВК?..

В качестве конспирологической версии

Прошедшие выборы в маслихаты ознаменовались победой пропрезидентской партии “Отан”. Административный ресурс, задействованный в избирательной кампании, оказался сильнее, чем методы, использованные оппонентами действующего режима. Именно так внешне выглядит внутриполитическая картина на сегодня. Однако все далеко не так просто, как кажется.


Отсутствие людей, называемых электоратом, на избирательных участках – один из фактов, свидетельствующих о том, что административный ресурс дает сбои. И, по сути, каким бы калачом ни заманивали людей на избирательные участки, большая часть тех, кто имеет право голосовать, не поддается ни на какие уговоры. И это, наверное, самый главный вывод, который можно сделать после подведения итогов выборов в маслихаты.


Второе: нынешняя кампания сопровождалась настолько большим числом так называемого “черного пиара”, что это вынуждены признать даже сами официальные лица. Грязные политтехнологии, имевшие место в России на выборах губернаторов областей и в Госдуму, дошли и до нас. Впрочем, это и неудивительно, ведь и в том, и в этом случаях действовали одни и те же пиаровские конторы из Москвы. Скажем, изготовление листовок подметного характера с компроматом на представителей оппозиции – дело рук не казахстанских политтехнологов, коих мало до сих пор, а варягов. И что им, что речь идет о живых людях, у которых есть дети, родители, близкие?!


Третье: власти пытались добиться успеха любой ценой. Это им удалось. И можно сказать, что в определенной степени судьба будущих выборов в парламент решена. Вместе с тем власти еще больше осложнили ситуацию, предприняв ряд шагов превентивного характера. Речь идет о создании нового движения “Асар”.


Появление нового движения на политической арене страны во главе с дочерью главы государства изначально далеко неоднозначно было воспринято элитой. Если один из сопредседателей партии “Ак жол” Булат Абилов заявил, что он приветствует выход в публичную политику Дариги Назарбаевой, то большинство политиков предпочитает пока воздержаться от комментариев. По мнению Булата Абилова, появление дочери президента страны в качестве лидера политического объединения придает легитимность всем силам на политической арене. Он считает, что отныне Дарига Нурсултановна должна бороться за демократические принципы, о которых говорит. Следовательно, она будет считаться с наличием оппонентов. Что ж, в этом есть резон. Другое дело, разделяет ли лидер новоявленного общественного объединения такое мнение? Скорее всего, нет, поскольку все факты свидетельствуют об этом. Скажем, выступая в Актобе перед студентами, госпожа Назарбаева заявила, что “Асар” создается для поддержки реформ в стране. При этом она подчеркнула, что президент Назарбаев в защите не нуждается. Однако почти сразу же Дарига Нурсултановна дезавуировала собственные слова, отметив, что существующие пропрезидентские партии слабо защищали главу государства во время ноябрьских событий 2001 года. Нет сомнения, что такого рода упрек вызвал у активистов среднего звена “Отана” бурю негодования, ведь именно им приходится выносить удары во время всех политических катаклизмов. Не совсем приятно, очевидно, было слышать это и руководству партии. Понятно, что подобное заявление шокировало не только отановцев, но и всех других, являющихся членами других пропрезидентских партий. Видимо, советники руководителя “Асар” учли эти настроения, и не так давно прозвучало, что в своей деятельности “Асар” будет опираться на партии, проводящие пропрезидентскую политику. Но это заявление уже не может исправить первоначального эффекта, вызванного словами Дариги Нурсултановны в Актобе.


Вряд ли сама госпожа Назарбаева подозревает, какую бурю (поговорку “Посеешь ветер — пожнешь бурю” доктор политических наук, наверное, запамятовала) она вызвала. Получается, что власти признают неэффективность создания политических партий сверху, а точнее, их непопулярность среди населения. Но исправит ли ситуацию создание еще одной политической партии (кстати, после публикации в “Навигаторе” о том, что понятия “движение” нет в законодательстве страны, Дарига Нурсултановна заговорила о создании партии)? Ведь и она создается волевым решением сверху. Хотя ряд авторитетных людей, названных среди инициаторов “Асара”, призван завуалировать этот факт. К тому же в азиатской стране, каковой является Казахстан, избрание женщины президентом страны возможно лишь в том случае, когда нет реальных претендентов среди мужчин. В нашем случае действующий глава государства полон сил. Со здоровьем у него все в порядке. Поэтому говорить о передаче власти по российскому варианту пока рано. Да и в случае чего мгновенно появится претендент из числа мужчин. Другое дело, что сейчас на “Асар” будут выделены огромные средства, которые, конечно же, не станут использовать для строительства новой партии. Тем более что партия собирается базироваться на студентах, молодежи, которую можно использовать без особых материальных затрат. Достаточно пригрозить лишь исключением из вуза или, наоборот, пообещать продвижение по карьерной лестнице, если будет активистом “Асара”. Говорят, что во многих вузах эти методы уже успешно применяются и студентов пачками вовлекают в новое объединение. Уже сейчас можно предположить, что через время мы сможем наблюдать картину, какая имела место с поездом “Мы знаем, кого выбираем!”, проезжавшим по городам страны во время президентской кампании 1999 года. Денег, как признают сами очевидцы, было немерено, только, как они расходовались, никто не ответил до сих пор.


Для чего же тогда создается “Асар”? Кому выгодно создание новой партии? Как ни странно, но ответ лежит на поверхности – части элиты. Элита Казахстана после известных событий осенью 2001 года и после шумных показательных судебных процессов 2002 года в отношении Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова несколько сломлена, а главное, раздроблена. И, похоже, что сейчас каждый стремится потянуть одеяло на себя. Неудивительно, что именно сегодня на сцене появляется “Асар”. Очевидно, часть элиты, поддерживавшая Рахата Алиева и его супругу, не намерена уступать и пытается вернуть себе те позиции, которые занимала до ноября 2001 года. К тому же, не все ясно и с пропрезидентскими партиями.


Возьмем, к примеру, “Отан”. Появление крепкого хозяйственника, каковым является Амангельды Ермигияев, на время оживило деятельность этой партии. Ставка была сделана правильно. Однако расчет строился, исходя из прогноза выборов в маслихаты. На долгосрочную перспективу Амангельды Ермигияев в качестве лидера партии, скорее всего, не рассматривается. Дело свое он сделал, в маслихатах отныне подавляющее число депутатов представляют посланцы “Отана”. А значит “Мавр сделал свое дело, мавр может уходить”. Да и сам Амангельды Динович вряд ли согласится играть “серую мышку” при “Асаре”. Партийных функционеров же в “Отане”, способных обеспечить деятельность партии, с каждым годом становится меньше. Крен, взятый с приходом Амангельды Ермигияева на практическую деятельность, плоды дает. Однако нельзя забывать и об идеологии. Вот с этим у всех пропрезидентских партий плоховато. Скажем, в “Отане” этим занимались господа Казкенов, Дунаев, Балгимбаев и Рогалев. Но в последнее время первых троих не слышно, а Виктор Рогалев, несмотря на свое комсомольское прошлое, не сможет обеспечить идеологическое прикрытие партии.


Не лучше дела обстоят дела с идеологическим обеспечением и в других пропрезидентских партиях. А отсутствие харизматических лидеров во всех них делает ситуацию еще более уязвимой. Если вначале “пипл хавал” грубоватые шуточки лидера Гражданской партии, то теперь находится мало желающих слушать их. К тому же, в массах все больше зреет недовольство тем, что на решения, принимаемые в верхах, большое влияние оказывает Евразийская группа, в частности, Александр Машкевич. Последнее, кстати, вряд ли соответствует истине, очевидно, что главным и направляющим в триумвирате Евразийской группы является вовсе не Александр Машкевич, но для национал-патриотов подобные детали не имеют значения. Еще меньше шансов завоевать доверие масс у Аграрной партии, лидер которой Ромин Мадинов косноязычен и малоубедителен.


В отличие от пропрезидентских партий оппоненты действующего режима умеют создавать идеологическое обеспечение собственной деятельности. К тому же на их стороне растущее социальное напряжение и появление политических узников Галымжана Жакиянова и Сергея Дуванова. А грубые действия в отношении ДВК, РНПК дают обратный эффект. Выдвижение Галымжана Жакиянова на соискание премии им. А. Сахарова и признание его Западом в качестве политического узника — тому свидетельство.


В ситуации, складывающейся сегодня в стране, всем оппозиционно настроенным силам не остается ничего другого, как объединяться друг с другом. В определенной степени это уже произошло во время нынешних выборов в маслихаты, когда была создана интернациональная платформа “Алма-Ату – в чистые руки”. Применение грубейших политтехнологий против кандидатов в депутаты от этой платформы (распространение листовок, хождение по домам избирателей и объявление, что такие-то кандидаты отказались от участия в выборах), многочисленные нарушения во время самих выборов дали понять всем, что власти не остановятся ни перед чем, лишь бы не допустить альтернативных кандидатов на выборы. Даже вполне умеренную партию “Ак жол” на местах старались не допустить на выборы. И это можно назвать тем самым шагом власти, который дорогого может стоить. Необычно резкое заявление лидеров “Ак жол” по итогам выборов в маслихаты говорит о том, что они готовы перейти к более решительным действиям. Не случайно, что Алихан Байменов назвал состоявшиеся выборы в маслихаты угрозой для национальной безопасности страны. В заявлении подчеркнута необходимость скорейшего принятия нового выборного законодательства. Есть и предложение о проведении парламентских слушаний по итогам выборов в маслихаты. Все это указывает на то, что акжоловские лидеры намерены настаивать на решении вопросов, озвученных ими в заявлении.


Между тем сами власти пытаются внести раскол в ряды “Ак жол”. Так, против Булата Абилова во время довыборов в прошлом декабре в мажилис в Караганде была запущена вся машина административного давления. А тем временем Ораза Жандосова приглашают в администрацию главы государства вначале помощником, а затем назначают председателем антимонопольного агентства. Возможно, пригласят вскоре в высшие эшелоны власти и Алихана Байменова, чтобы окончательно раздробить руководство партии. Очевидно, аналитики в окружении главы государства рассчитывают на то, что, оставшись один, Булат Абилов не справится с руководством партией. Между тем, ситуация все больше становится неуправляемой, и появление “Асара” — лучшее тому подтверждение. Нет сомнений, что “Асар”, помимо “выгребания бабок”, призван завуалировать то, что происходит на деле. Никто не сомневается, что смена руководства на постсоветском пространстве связана не только с новыми требованиями времени, но и с возрастной необходимостью. Несмотря на то, что действующий глава государства полон сил, бодр, его мундир на себя нынче примеряет не один человек. И среди них есть и человек, называющий себя “продуктом Назарбаева”. Слив информации о том, что госсекретарь, а недавний премьер-министр разрабатывает план создания медиа-холдинга, не случаен. Очевидно, действия экс-премьера по созданию собственных сил, способных поддержать его, будь то информационные ресурсы, не вызывают особой радости среди истеблишмента, а потому используется такой метод, как предание огласке тех действий, которые нежелательно выносить на обсуждение широкой публики. Сделано это, видимо, для того, чтобы показать президенту страны, как за его спиной действуют подручные. Да и то сказать, времени в правительстве Имангали Нургалиевич даром не терял. Его бывшие соратники по комсомолу и акимату Атырауской области занимают должности в самых различных ведомствах и компаниях. Следовательно, уже есть опора, не хватает только собственной партии и СМИ.


События последних месяцев в республике говорят о том, что внутри элиты возрастает накал противостояния. Сюда можно отнести, к слову, и недавнюю пресс-конференцию министра финансов Ерболата Досаева о махинациях в казначействе, если вспомнить, кто до недавнего времени возглавлял это министерство. Словом, идет сброс информации и одновременно поиск союзников. В преддверии парламентских выборов подобная ситуация чревата последствиями. Именно поэтому сейчас всем силам, выступающим за политические реформы в стране, ничего не остается, как объединяться. Если объединятся “Ак жол”, Компартия, ДВК, Партия Патриотов Казахстана, то, наверное, вздрогнут все. А такое объединение вполне возможно, ведь выборы в маслихаты и предыдущие довыборы в мажилис лишили всех каких-либо иллюзий. Усиленная же пропаганда “Асара” еще больше масла подливает в огонь, ибо подтверждает, что перед выборами в парламент власти расчищают поле для собственных маневров. Следовательно, выход один – объединяться.