Год воли не видать

28 октября 2002 года был взят под стражу Сергей Дуванов

Ровно год не на свободе Сергей Дуванов. 28 октября журналист был взят под стражу по обвинению в изнасиловании несовершеннолетней. В январе его осудили на 3,5 года с отбыванием срока в колонии общего режима. Правозащитник Евгений Жовтис выразил свое мнение, применив высказывание Б.Березовского по отношению к М.Ходорковскому – “сидеть неэффективно”.


На сегодняшней пресс-конференции директор казахстанского международного бюро по правам человека напомнил о событиях, происходивших в течение года вокруг дела оппозиционного журналиста. Правозащитник повторил, что все время защита “старалась обходить политическую сторону процесса”. Работала “в строго юридической плоскости”, пытаясь доказать, что “Сергей Дуванов инкриминируемого ему деяния не совершал”. Жовтис убежден, что вина Дуванова не доказана даже в рамках казахстанского законодательства, не говоря уже о международном уголовном праве.


В минувший четверг правозащитник встречался со своим подзащитным. Условия содержания “удовлетворительные”, за исключением “одного инцидента”, когда в мае Дуванов был избит. Жовтис не стал вдаваться в подробности, объяснив, что “ситуация была разрешена”. Условия безопасности осужденного также его устраивают. В то же время защитник возмущен другими нарушениями прав заключенного, по которым и обратился на пресс-конференции к генеральному прокурору. Он спросил: если Дуванов осужден не по политическим мотивам, то почему “не прошла” ни одна его статья, написанная в колонии (к слову, “Навигатор” публиковал два дувановских “письма “оттуда”); почему 70% писем, написанных Дувановым, и 70% писем, написанных ему, – не доходят до адресата; почему у него был проведен обыск и изъята написанная в колонии книга, в частности, не возвращена третья, “ударная” глава; почему телефон работает, когда политзаключенного кто-либо навещает. В отличие от других зэков, по словам Жовтиса, Дуванов не получает “Соз”, “Экономику. Финансы. Рынки”, старые номера “СолДата”. Жовтис сообщил, что по случаям изъятия бумаг защита “попытается начать процесс обжалования”.


Летом адвокаты отправили в Верховный суд надзорную жалобу, которая была принята 8 августа. Срок истек, но ответ не получен. Жовтис считает: если по отношению к Дуванову будет принято политическое решение, Верховный суд не станет ему перечить. Также, сказал правозащитник, журналисту поступало предложение написать прошение о помиловании, но тот отказался, и не собирается делать этого.


Что касается других перспектив, которые ему “светят”, они находятся чисто в поле действующего законодательства. 26 декабря истекает 1/3 срока наказания. После него Дуванов может перейти на спецпоселение. Адвокаты предполагают, что, скорее всего, это будет Алматы. Еще через такой же промежуток Дуванов может быть освобожден условно-досрочно. Жовтис убежден, что еще раньше вопрос о политзаключенном “будет стоять” в ОБСЕ, где собирается выступить президент Казахстана. Корреспондент “Соз” попросил прокомментировать слухи о том, что Акежан Кажегельдин со своей стороны пытается содействовать освобождению Дуванова. Жовтис ответил, что, по информации достоверных источников, речь о Дуванове идет постоянно на переговорах между Кажегельдиным и представителями казахстанских властей.


После Жовтиса высказался Нурбулат Масанов: “Совершенно очевидно, что это политически заказное дело и за этим стоит лично Нурсултан Назарбаев”. Думаю, сказал политолог, наши политики (по аналогии анекдота брежневского времени) тоже удостоятся звания мелких политических деятелей в эпоху Сергея Дуванова. Масанов пообещал, что книга журналиста будет обязательно опубликована, она издается за границей. Сейчас ее можно прочитать в электронной версии на сайте клуба “Политон”.


Президент фонда “Журналисты в беде” Розлана Таукина сообщила, что побывала в Брюсселе на вручении приза “Натали”, присуждаемой Международной федерации журналистов. Оттуда она привезла грамоту Дуванову за статьи “Молчание ягнят”, “Миллиард” и “Я не верю”.