Приближается Рамазан, и “соблюдение поста в нашей стране наверняка более почетно ввиду сложности этого поступка”

Нурсултану Назарбаеву, политику и личности


Надо полагать, ко Дню республики “Казахстанская правда” публикует своего рода научную работу авторского коллектива, состоящего из руководителей семи вузов, в том числе Академии финансовой полиции. Статья посвящена роли Н.Назарбаева в казахстанской и мировой политике, называется без скромности эпохально: “Политика и личность”. Ну что ж, оппоненты президента получили дополнительный повод сравнивать его с туркменским коллегой.


Авторы задаются сразу несколькими глобальными и “гипотетическими” вопросами. “Что было бы с Казахстаном, если бы в драматической атмосфере начала прошлого десятилетия страну не возглавил Назарбаев, сказать трудно. Но определенные события и тенденции выстроились бы в другой логике. И не только в нашей стране”.


“Казахстан – это не просто пять Франций, плывущих в пространстве Евразии. И не просто конгломерат сотни этнических групп и практически всех мировых конфессий. Вся эта тривиальная констатация при всей истинности не дает понимания того, что сокрыто под этой этнокультурной мозаикой. Первый гипотетический вопрос состоит в том, как сложилась бы эта мозаика без Назарбаева”. Вопрос второй: “Как бы позиционировался Казахстан в современном мире без Назарбаева?” Третий вопрос: “Как бы ответил на эти вызовы истории современный Казахстан без Назарбаева?”


Авторы пролистали нашу суверенную историю и показали, “что реально представляло собой наше общество”. Выводы вот такие: “…Назарбаеву удалось решить главную структурную задачу – создать новую экономическую базу независимого государства в предельно сжатые исторические сроки. Весьма проблематично, чтобы в отсутствие такого фактора, как политическая воля первого Президента, Казахстан сумел бы добиться этого”.


Вывод окончательный: “…Многие явления мы принимаем сегодня как данность, забывая о том, что всего этого совсем недавно не было по определению. Но справедливость требует признать, что личная роль Н.А.Назарбаева в достижении этой “данности” столь велика, что ее без всяких натяжек можно назвать исторической”.


Вопрос последний: кому как не педагогам знать, каким неблагодарным делом может быть прижизненное возвеличивание политика?


С возвращеньем, господа дипломаты?


“Экономика. Финансы. Рынки” в рубрике “По слухам, но авторитетно” выдает очередную порцию неофициальной информации.


Первый слух связан с намерением Н.Назарбаева выступить в ОБСЕ. “В Астане ходят упорные разговоры, что старшая дочь главы государства не прекращает попыток убедить отца вернуть мужа в Казахстан. Очевидно, что если тому удастся, как говорят, “круто развести ОБСЕ”, то его шансы на возвращение и политическое возрождение резко возрастут”.


По сведениям “ЭФР”, в Казахстане Р.Алиева мы можем увидеть уже в январе, предполагаемая должность — аким Алматы или глава МИДа. Залогом успешного возвращения посла, “по тем же слухам”, станет освобождение Сергея Дуванова: “чтобы Нурсултан Абишевич мог преподнести этот факт как доказательство своей приверженности демократии”. Издание добавляет, что “в этом смысле помилование Галымжана Жакиянова было бы также не лишним…”


Не исключено и возвращение Алтынбека Сарсенбаева. По одной версии, на этом настаивает премьер-министр, желающий “возложить ответственность за… дипломатический конфуз на полномочного представителя нашей страны в России”. Имеется в виду случай, когда члены российского правительства (кроме Ю.Лужкова), проигнорировали открытие выставки Казахстана в Москве, где присутствовал Д.Ахметов. По другому предположению, на отзыве настаивает президент, “…которому доброжелатели из числа ближайшего окружения в очередной раз напели о близости посла к руководству ДПК “Ак Жол”.


“Очевидно, — пишет газета, — что в нынешних условиях это скорее минус, чем плюс для человека, желающего преуспеть на государственной службе”.


Возможно, последний слух небезоснователен. Косвенным подтверждением тому может быть резкое интервью посла во вчерашнем номере “Времени”. На этот раз дипломат, как говорится, показал, что есть еще порох в пороховницах, ударив сразу по нескольким фронтам.


“Экономика. Финансы. Рынки” также предлагает интервью с “представителем ДВК на Западе”, режиссером Рашидом Нугмановым. Из основной части беседы – “как же воспринимается наша нынешняя политическая ситуация за рубежом” — трудно почерпнуть что-либо новое.


“В большинстве случаев сходство было очевидным”


В Алматы еще один представитель ДВК — Асылбек Кожахметов – уличает власть в фальсификации итогов выборов. Он продемонстрировал прессе видеоматериалы “с массовым голосованием одних и тех же людей на разных участках” во время второго тура.


“Фрагменты, показанные на пресс-конференции журналистам, выглядели более или менее правдоподобно: на них было зафиксировано несколько женщин, голосовавших с небольшим разрывом во времени на разных участках, и в большинстве случаев сходство было очевидным, – пишет “Панорама”. — Иногда героини расследования применяли маскировку в виде надетого шарфа, очков или даже меняли куртки”.


“Вероятно, — предполагает газета, — если представленные доказательства подлинные, то это требует немедленной реакции властей, так как речь идет о явном нарушении принципа: один человек – один голос”. В свою очередь, зампредседателя ДВК, “прогнозируя возможную реакцию, не без издевки предположил, что может быть сказано, что все доказательства представляют собой инсценировку со стороны оппозиции”.


Не хлебом одним…


“В ночь с воскресенья на понедельник начнется священный месяц мусульманского поста (ас-саум) – Рамадан, или, как для нас привычнее, Рамазан 1424 года Хиджр, — напоминает “Деловая неделя”.


Издание отмечает, что “для Казахстана нынешний Рамадан может пройти под флагом очищения не только духовного, но и физического. Неудача, постигшая муфтият в прошлом году, когда он обратился к правительству с просьбой прекратить торговлю алкоголем на время поста, заставила его в этом году обратиться “к интеллигенции и преподавателям Казахстана с просьбой оказать содействие Духовному управлению в его действиях по ограничению продажи и потребления спиртных напитков в стране”.


Автор не поясняет, каким образом могут помочь интеллигенты и учителя в такой просьбе. Не организовывать же группы надзора у каждого магазина. Но настойчивость духовенства очевидна так же, как “очевидно” и то, что, пишет “ДН”, “общее благотворное воздействие соблюдения поста в месяц должно быть укреплено соответствующим режимом дня и труда, который, к большому сожалению верующих, в законодательстве нашей страны, 60% населения которого являются урожденными мусульманами, не предусмотрен. В нашу пользу лишь то, что соблюдение поста в нашей стране наверняка более почетно ввиду сложности этого поступка”.


Журналист считает, что государство могло бы посодействовать созданию благоприятных условий для отправления обычая: “…оно вполне могло бы выступить с хотя бы небольшими ограничениями для таких вещей, как реклама, продажа и употребление табака и алкоголя в период Рамадана. К сожалению, в духовном центре страны – Алматы – на одной из центральных улиц на всеобщее обозрение накануне поста был выставлен гигантский табачный плакат. В конце концов, после того, какое уважение к религиям продемонстрировано в Казахстане саммитом мировых религий, хотелось бы ждать более чуткого и внимательного отношения к подобным вещам”.