Речение Азимбая-3. О казахском национализме и путях его трансформации, или Какой национализм нам нужен?

Начало можно прочитать: Часть 1, Часть 2.


Какой национализм нам нужен. Это должен быть просвещенный, гражданский, интегральный и обязательно проказахский национализм. Разъясним: просвещенный национализм потому, что он должен быть адекватен реальной и перспективной ситуации, должен иметь шансы на реализацию. Адекватность основывается на научности и идеологической восприимчивости, идеологический товар должен обладать потребительским свойством. Это конвертируемая в сознании идеология, и она должна обрести активных сторонников, субъектов, ее реализующих, найти самостоятельные источники финансирования и стать политической силой. Это называется иметь политическую ликвидность и востребованность в определенных кругах, конвертироваться в политическую реальность.


На чем основан казахский национализм. Он основан на джадизме. Поскольку произошла его трансформация, назовем казахским неоджадизмом. Он должен быть прозрачным, декларируемым (идеологически и политически), лояльным к власти и демократическим. Его цель — стать частью государственной политики существующего политического режима. По речению, она не хотела бы воплощать конкретную партию, скорее, это движение, чем партийное пристрастие. По речению, цель государственной политики — аккультурация, интеграция и ненасильственная ассимиляция. Речение видит три метода рычага политики: прагматический, идеологический и административный.


Идентификатором при определении приоритетов, задач, сторонников, политических субъектов и союзников будет отношение к государственному языку, традиционной религии (мусульманству) и политическому суверенитету. По темпам реализации задач реченной политики это будет форсированная, импульсивная или замедленная, но в любом случае аккультурация, ассимиляция и интеграция должны быть органичной и перманентной политикой всей провластной элиты. Еще раз о субъектах реченной политики.


— Интеллигенция. А) Светская интеллигенция. Преподаватели вузов, ученые, журналисты, студенты. Б) Клерикальная интеллигенция. Неформальное духовенство. Студенты религиозных учебных заведений, муллы, свободные проповедники из суфийских братств. В) Военная интеллигенция. Среднее и низшее офицерство. Контрактники. Г) Номенклатурная интеллигенция. Проказахоязычно настроенная часть третьего и четвертого “эшелонов власти”.


— Буржуазия. Средняя и мелкая национальная буржуазия.


Политика будет формулироваться и делаться в высших слоях. Аккумулироваться интеллектуалами, ретранслироваться и артикулироваться светской и клерикальной интеллигенцией, реализовываться или не реализовываться номенклатурой, тормозиться политической элитой, редактироваться военными кругами.


Союзники и вопросы политической конъюнктуры. Неактивные субъекты и сочувствующие — представители тюркоязычных этносов — узбеки, уйгуры, турки, татары, а также мусульмане и часть русифицированных казахов. К ним примкнут интегрированные и миксированные русские, украинцы и др.


В чем потенциальная имманентная слабость союзников: склонность к поветриям, русофильство, остаточная коммунистичность.


Куда пойдут рабочие. Политической рекрутизации подлежат рабочие негосударственного сектора некрупных предприятий.


Куда пойдут крестьяне. Политической рекрутизации подлежат эмансипированные от государственных структур крестьяне-фермеры и средние сельхозпроизводители.


Куда пойдут оралманы. Политической рекрутизации подлежат получившие обустройство жители крупных городов и работники негосударственных структур.


Формула “борьбы” и соучастия. Работа в правовом поле и политическими, и идеологическими средствами.


Политическая структуризация участников: традиционалисты романтического направления — почвенники, мусульманские ортодоксы, “восточные ориенталисты”, жесткие государственники, политические изоляционисты, прогрессисты-западники, социальные уравнители, радикалы, политические провокаторы.


Ограничения и противопоказания. Не допускать нарушений Конституции и соблюдать законы Республики Казахстан. Не переходить принципов гражданского общества. Не скатываться к бытовому национализму, быть толерантным, соблюдать правила политической корректности. Противопоказан антисемитизм, коммунистичноть и политический радикализм.