Сергей Дуванов: Я рассчитываю на весь срок, если удастся выйти чуть раньше, то буду только рад

Независимое Информационное Агентство POLYTON продолжает публиковать ответы Сергея Дуванова на приходящие на наш электронный адрес polyton@safe-mail.net вопросы. 31 октября Сергею Владимировичу удалось побеседовать с нами около 15 минут. Мы предлагаем вашему вниманию ответы только на некоторые вопросы, поступившие к нам.


Изменилось ли Ваше мнение (и если изменилось, то в какую сторону) о нежелании или неспособности действующей власти вести борьбу со своими оппонентами более-менее открыто, т.е. называя вещи своими именами? Иными словами, было бы лучше или хуже (и для кого лучше, для кого хуже), если бы Вас осудили не по лживому “бытовому” обвинению, а по реальному политическому?


— Для тех, кто устроил эту провокацию, с теми, кто планировал и осуществлял эту провокацию против меня, мне не о чем говорить. Все они прекрасно осознавали, что творили бессовестное дело, и у каждого, наверное, сегодня есть отговорка: “…я исполнял приказ”, и Бог им судья. А вот с заказчиками разговор впереди, и сегодня не время говорить о его нюансах.


Будете ли Вы после своего освобождения продолжать оппонировать политике президента РК?


— Вначале было ощущение, что я нахожусь здесь абсолютно ни за что. Потом пришло осознание, что вина-то есть, и в глазах властей она более весомая, нежели простое изнасилование. Ведь за то, что я писал, говорил, в иные времена я бы давно оказался или в психушке, или на лесоповале. Кстати то, что на меня навесили именно изнасилование, — очень символично. По-видимому, я действительно их здорово изнасиловал. Так что, используя этот образ, скажу: Имел, имею и буду иметь, потому как работа такая журналистская.


Насколько произошедшая с Вами ситуация выявила истинных Ваших сторонников (из оппозиции)?


— Мне трудно судить об этом, потому как не знаю, кто какой вклад и меры предпринимал. И я не обнаружил никаких предательств, ни с чьей стороны. Была продемонстрирована абсолютная солидарность со стороны моих друзей, сторонников, за что я чрезмерно всем благодарен.


Теперь немного о событиях последних месяцев, которые довольно резко всколыхнули общественную и политическую жизнь в Республике. Расцениваете ли Вы появление движения «Асар» как реального претендента на место партии власти, а его лидера (Даригу Назарбаеву) как будущего президента РК?


— Как раз по партии «Асар» и лично по Дариге Назарбаевой у меня написана статья, но ясно, что я не смогу ее никак переправить.


Это заявка на большую политику. Дарига Назарбаева решила из дочери стать самостоятельным политиком, для этого ей нужен инструмент, которым и должно стать «Асар». И не исключено, что при помощи этой партии она попробует стать президентом, но это как вариант.


Как Вы оцениваете деятельность международных организаций в Казахстане, на примере Вашего дела?


-У меня мало информации по Казахстану. Меня здорово поразила реакция ОБСЕ, критиковать эту организацию есть за что. К примеру – передача власти в Азербайджане. Зверская формулировка – имели место некоторые нарушения. Это уж слишком.


Возможна ли подобная передача власти здесь, в Казахстане?


— Разумеется, и я думаю, что такой вариант давно планировался, и на место преемника, и я об этом всегда писал, будет выбрана Дарига Назарбаева. Если будет принято решение, что 01 должен уйти, то 02 президентом будет Дарига Назарбаева. Однозначно, я в этом абсолютно уверен.


Теперь немного о Вашей семье. США предоставили политическое убежище Вашей дочери, как вы к этому относитесь? А также Ваше отношение к тому, что она начала свою научную деятельность с резкой критики существующего режима в РК, имеется в виду ее доклад на конференции в Гарварде о политических заключенных? Я понимаю, что очень сложно говорить об этом, потому что доклада не читали, но все-таки.


— Я действительно затрудняюсь говорить об этом, но я знаю, что дочь всегда занималась проблемами, связанными с авторитарными режимами, так что это ее тема. Но я все-таки думаю, что она это делала не с политической точки зрения, а с научной. Я рад, что она учится, что она готовится писать докторскую диссертацию, что она в ближайшее время начет преподавать. Доволен тем, что она участвует в такого рода конференциях. А комментировать текст доклада я не могу, возможно, я с чем-то не соглашусь, а возможно, наоборот, поддержу.


Сейчас планируется ее выступление в Конгрессе США, и это реальная политическая деятельность, не научная, как Вы именно к этому относитесь, ее встречам с политическими деятелями США, ее описанию ситуации в Казахстане?


— Я никогда не диктовал и никогда не хотел, чтобы она шла по моим стопам. Это ее выбор и ей решать. Если это действительно перекликается с ее научными изысканиями, то ради Бога. Если она это делает, чтобы помочь мне, то я думаю, что это лишнее. Недостаток информации не позволяет мне в полной мере ответить на этот вопрос.


Теперь, наверное, самые последние новости. Сегодня (31 октября) к Вашему адвокату В.И. Воронову поступил ответ из Верховного суда по поводу отказа в рассмотрении надзорной жалобы. Здесь г-н Шаухаров утверждает, “…что существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся судебных постановлений в порядке надзора, не имеется”, “…утверждения в жалобе о том, что в отношении Дуванова была спланирована акция со стороны правоохранительных органов, необоснованны, так как опровергаются собранными по делу доказательствами, подтверждающими виновность осужденного Дуванова в совершении преступления”, и так далее.


— Понятно, т.е. они повторили то, что было на предыдущем этапе. А что следовало ожидать? Я всегда считал, что так и будет, и это говорил своим адвокатам, рад, что я оказался прав. Все подтверждает, что я не идеализирую эту власть, а Верховный суд – это часть этой власти. Это такие же чиновники, как и те, которые меня посадили. Они так же подчиняются президенту и выполняют его волю, чему можно здесь удивляться? Так должно быть, эти люди, как говорится, “мазаны одним миром”. Это одна команда, которая защищает власть.


Теперь немного о комментариях, вызванных Вашими статьями. Последнее высказывание Евгения Жовтиса, что теперь руки у нас развязаны, вызвало много споров. И большинство пользователей Интернет говорят, что адвокаты не все сделали. Как Вы оцениваете выбранную адвокатами стратегию?


— У меня абсолютно нет претензий к адвокатской бригаде. Более того, я им очень благодарен. А что касается стратегии, то и у моих друзей и адвокатов было много надежд, и на Верховный суд, в том числе. Они, в отличие от меня, большие идеалисты. Не думаю, что затеянный скандал делался, чтобы потом меня отпустить. Я рассчитываю на весь срок, если удастся выйти чуть раньше, то буду только рад. А теперь власти будут делать все, как полагается по закону.


Ну и напоследок, как Вы?


— Мне сейчас поздно менять свои привычки. Каждое утро кросс 3 км, зарядка, вечером пишу, как и на воле, за исключением работы. Жаловаться мне не на что, кормят хорошо, отношения с окружающими хорошие. А в отношении того, что к осужденным по моей статье особое отношение, то зона имеет свои, во многом справедливые законы. Зона сама решает, виновен человек или нет.


Интервью подготовлено НИА POLYTON