Записки натуралиста

О мимикрии и паразитировании в мире казахстанской эстрады

Тысячелетиями природа создавала множество организмов, по-своему уникальных, живущих в неразрывном взаимодействии с другими, столь же неповторимыми представителями фауны. Какое удивление вызывает зоркость орла и взгляд совы, скорость ягуара и медлительность коалы, величина слона и тщедушность колибри. Но более всего, несмотря на присущее ей пестрое разнообразие, природа ценит закон подобия. Может быть, это вынужденный, наиболее эффективный способ упорядочить окружающий нас мир, проявления которого можно увидеть повсеместно.


Действительно, похожего вокруг нас много. Разве Солнечная система не напоминает строение атома? Разве прожилки кленового листа сильно отличаются от кровеносных артерий человека? Разве морозные изразцы на стеклах нельзя сравнить с очертаниями летнего леса? Разве у модели ДНК – “ячейки живой жизни” в биологии – иное устройство, чем у “спиралевидной схемы развития истории” в философии?


Нельзя сказать однозначно, этот ли принцип заложен в основе одинаковой способности всего живого ощущать боль или голод. Однако известно, что методы, с помощью которых и животные, и насекомые стремятся к выживанию, имеют много общего. Хищники вооружаются зубами и когтями (тигры, медведи), их жертвы – быстрыми ногами (кролики, антилопы). Более беззащитные организмы стремятся стать незаметными (палочник, некоторые виды бабочек) или походить внешним видом на ядовитого сородича (“осоподобные” мухи, “лжеядовитые” гусеницы и др.). Зачастую встречаются компромиссные варианты – симбиоз с разной степенью обоюдовыгодности (акулы и рыбы — прилипалы, термиты и деревья).


Человек – царь природы, причем довольно своенравный – в его обычае постоянно утверждать свой статус. Основное же характерное свойство “венца творения” заключается в том, чтобы вместо примитивного приспосабливания под окружающие условия, изменять саму природу по своему желанию и на свое усмотрение. Однако, несмотря на провозглашаемую возвышенность вида homo sapiens, по сути человек – такое же животное, и закон подобия распространяется на него в равной степени, как и на остальных “братьев меньших”. Разница лишь в том, что заметить проявление единого для всех принципа не всегда просто. Ведь иногда доказательства тесного единения с животным и насекомым миром вырываются наружу в самых неожиданных, где-то даже возвышенных сферах. Одна из них – отечественная эстрада.


Мир насекомых казахстанской эстрады


Вообще музыкальная жизнь довольно сложна, а ее правила весьма жестоки. Для того, чтобы втиснуться в ряды почитаемых исполнителей, от каждого желающего требуется много сил. Но это ничто в сравнении с предстоящими трудностями, когда среди эстрадных “монстров” и многочисленных новичков развернутся бои за поклонников, за место в топ-десятке и за единицу рейтинга. Проигравшим – творческая смерть и гастроли в Мухосранске.


Но победителей, как говорится в известной пословице, не судят. И разве можно строго осуждать музыканта, все усилия которого подчиняются одному желанию – выжить, остаться на этом свете в качестве действующего и слушаемого певца, если он неосознанно начинает использовать в кровавой борьбе эффективные методы, созданные природой? Методы, забытые человечеством под гнетом цивилизации, но естественные для насекомых, не обремененных как разумом, так и обязанностью слушать произведения вышеупомянутых “звезд”. Вот, кстати, некоторые из применяемых приемов:


Мимикрия


У животных и насекомых — сходство внешнего вида по цвету и/или форме с другим видом животного, растением или его органом. У животных м. способствует сохранению в борьбе за существование. М. может быть не только направлена на пассивную защиту, но и служить орудием нападения, подманивания добычи.


Также М. — способность организмов изменять свои признаки и свойства. Изменчивость возникает под воздействием внешней среды или появляется в результате хромосомных перестроек. Различают ненаследственную (модификационную) и наследственную (комбинативную) изменчивость.


Наиболее яркий образец мимикрии в отечественной эстраде – группа “Дауыс International”. Если любознательный читатель попытается создать прообраз этой группы в мире насекомых, наверняка у него получится ужаснейший мутант, видом своим напоминающий огромную ядовитую осу с крыльями махаона, оснащенную муравьиными челюстями, но при этом совершенно безобидную.


Это вполне обоснованное суждение, с ним согласны многие из знаменитейших биологов страны. Мимикрией пропитана сама суть этой женской группы.


Во-первых, даже начинающему натуралисту понятно, что названием своим группа “Дауыс International” обязана российскому мальчиковому проекту “Иванушки International”. При этом в глаза не бросается даже отсутствие у отечественного певческого коллектива первичных и вторичных мужских половых признаков, — настолько “Дауыс International” отточило мастерство подражания более сильному виду. Они появились на свет, уже стремясь походить на опасного и известного поп-“хищника”!


Во вторых, мимикрия давно стала основной идеей творческих произведений четырех милых девушек. В качестве примера мы можем обратить внимание на их довольно хорошо раскрученный клип “Ак желкен”.


По сценарию клипа поющая четверка должна предстать перед телезрителем в образе разноцветных крылатых созданий, умиляющих и поражающих своим существованием рядовых офисных работников, один из которых также предстает перед нами в конце видеопроизведения.


Только за это девушкам можно поставить пять баллов! Рука не поднимется поставить им более низкую оценку – разве можно не вспомнить четверку задорных крылатых фей “Spice girls” в клипе “Viva forever”? Симбиоз — “Иванушек” по названию и “Spice girls” по количеству женского состава — оказался просто потрясающим!


Согласно проведенному опросу среди юных (и не очень) натуралистов, подобное мнение у большинства опрошенных появляется уже при первоначальном ознакомлении с творчеством этой группы. Я уверен, что при более тщательном рассмотрении образца “Дауыс International” можно обнаружить множество удивительных и интересных фактов, доказывающих гениальность природы.


Паразитирование


Parasitos – в переводе с греческого “нахлебник”. П. бывает временное и стационарное, долгосрочное. Временных паразитов связывает с объектом их внимания только процесс питания, они приходят на “хозяина” только ради пищи, после чего покидают его. Стационарные живут на или в “хозяине” более продолжительное время. Взаимосвязь паразита с хозяином – это основная составляющая п., предоставляющая источник питательной среды, в которой идет процесс эволюции паразита.


Наиболее известными насекомыми, склонными к п., являются в буквальном смысле попившие много крови блохи и клопы. Между тем п. известно на всех уровнях организации живого, начиная от вирусов и бактерий и заканчивая высшими растениями, многоклеточными животными и млекопитающими.


Доказательством существования паразитизма, как распространенного явления среди “homo estradus” — “человека поющего” (лат.), является недавно произошедшее показательное объединение сил Зарины Алтынбаевой и группы “All-давай”. В результате на свет появилась композиция “Спаси и сохрани”.


Надо сказать, что этот прецедент был создан в искусственных условиях одним из молодых отечественных биологов, видимо, с целью изучения повадок паразитов. Справиться с поставленной задачей ученому удалось, во многом благодаря правильному подбору элементов опыта. Здесь я могу привести базовые данные исследования. Они стали достоянием гласности благодаря невнимательности одного из лаборантов, который выронил этот документ из кармана.


Инициатор опыта: доктор биологических наук, магистр “черной” и “белой” музыки, Марлен Продюссерович. (Область деятельности: открытие новых видов, симбиоз и мутации.)


Объект исследования: группа “All-давай”.


Обоснование кандидатуры: группа, несмотря на постоянно проявляемую активность, пользуется все меньшей популярностью у состоятельных клиентов, обладающих полезными для All-давайцев питательными веществами. Сейчас, в качестве постоянной клиентуры, преобладающую долю рациона названого вида составляют малолетние слушатели, часто еще не достигшие среднего и старшего школьного возраста.


Коллектив испытывает острую необходимость в повышении рейтинга, а также в творческой стимуляции.


Донор: сольная исполнительца Зарина Алтынбаева.


Обоснование кандидатуры: это молодая, но быстро завоевавшая популярность эстрадная певица. Особую ценность представляет наличие у нее большого потенциала и высокого уровня зрительского доверия. В связи с этим можно быть уверенным: с одной стороны — в сохранении у донора по окончании опыта необходимого количества сил для дальнейшего развития; с другой стороны – в получении группой “All-давай” необходимых ресурсов: внимания аудитории, расширения творческого кругозора, силы воли как средства против соблазна алкогольного опьянения.


Как показали отечественные рейтинги, получившееся коллективное произведение оказалось среднего качества: оно выглядело хуже – на фоне остальных сольных видеокомпозиций Зарины Алтынбаевой, и, в то же время, пристойно – на фоне творческих достижений задорно, высоко и часто прыгающих All-давайцев.


Нравственные мотивы, лежащие в основе поведения уважаемого доктора биологических наук, вполне понятны. Поддержать жизнь одного вида за счет сил другого, более выносливого, – вполне благородно. Однако не стоит забывать об уроках истории — в свое время к понятию паразитизма люди относились по-иному. Так, во времена Перикла (примерно 5 век до н.э.) “паразитами” называли государственных служащих, которые отошли от дел. Такие люди должны были жить в “паразитариях”, или “параситариях”, — специально отведенных местах. Сами экс-госслужащие только теперь назывались “параситами” или “паразитами”. Также этим термином в Древней Греции называли еще и завсегдатаев пиров – менестрелей.


Каждый исследователь имеет индивидуальное отношение к вопросу, как было бы правильнее поступить с его питомцем с позиции нравственности. И поэтому в отзывах некоторых отечественных и зарубежных биологов появилась мысль о рациональности коренного изменения внешнего вида и внутреннего наполнения образца “All-давай” путем хирургического вмешательства либо их уничтожения как творческого коллектива вообще. Ведь даже во втором случае, как и одряхлевшие древнегреческие бюрократы, они не потеряют свое призвание в мире насекомых.