Немцы приезжают и уезжают. А мы остаемся

Обзор аналитических программ ТВ

“ХАБАР — Жетi-кун”


Из миллиона немцев в Казахстане осталась лишь треть


Министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов выступил в парламенте с отчетом о мерах, принимаемых для защиты внутреннего рынка зерна. По его словам, объем государственного резерва в настоящий момент составляет 600 тысяч тонн, стоимость зерна достигла 125 дол. за тонну. Чиновник не исключает, что цены на хлеб будут расти и дальше.


Приезд в нашу страну с официальным визитом федерального канцлера Герхарда Шрёдера стал главной темой выпуска. В Казахстане германских инвесторов привлекают политическая стабильность и природные богатства. Ведущие компании ФРГ приняли участие в бизнес-форуме.


В интервью канцлер еще раз подчеркнул, что Казахстан для них является важным партнером в экономической и культурной областях, в первую очередь благодаря динамике экономического роста, которую они здесь наблюдают. Было сказано, что предположительно в будущем году в Германию уедет 22 тысячи человек. Согласно статистике, на заре независимости в РК проживало около миллиона немцев, сейчас осталась треть миллиона. Около ста предприятий в Казахстане открыто вернувшимися переселенцами. Журналисты рассказали несколько историй казахстанских немцев, которые не прижились на исторической родине. Многие здесь бедствуют, им не хватает денег на проживание. В Немецком доме для поддержания своих соотечественников открыли благотворительную аптеку.


Скоро в Казахстане будут введены налоговые льготы для предприятий (речь идет о корпоративном и земельном налогах). Будет принят закон “О международном коммерческом арбитраже”, приватизирована железнодорожная отрасль (за этим должен проследить лично Сауат Мынбаев).


Кайрат Келимбетов в своем интервью телеканалу сообщил, что в бюджете на следующий год доходная часть увеличена на 13,7%. Экономический рост на следующий год заложен в размере 7%.


Землетрясение, произошедшее в минувший понедельник, нанесло ощутимый урон двум поселкам на казахстано-китайской границе, сообщили хабаровцы. В интервью с директором НПК “Прогноз” Муратом Хайдаровым выяснилось, что на территории Казахстана находится всего 50 сейсмостанций. И это при том, что сейсмический пояс в Казахстане представляет собой огромную территорию, превышающую Армению и Японию, вместе взятые. Как сообщил интервьюируемый, информация о силе и месте нахождения эпицентра землетрясения поступила к ним через шесть часов после самого землетрясения.


Последний сюжет был посвящен юбилею программы “Тамаша”.


“КТК — Портрет недели”


Министр послала инвалидов… в Интернет


Казахстан на минувшей неделе был назван равноправным стратегическим партнером одного из ведущих государств Западной Европы, сообщил ведущий в начале программы. Это равносильно официальному признанию экономического роста в нашей стране на международном уровне, но социальные проблемы остаются, и их предстоит решать. Вслед за этим последовал сюжет из поселка Сумбе Райымбекского района Алматинской области. Как сказали журналисты, в результате землетрясения, эпицентр которого находился в Китае, были повреждены 80 домов казахстанских граждан – жителей аулов Сумбе, Какпак, Текес и некоторых других. Также пострадали больницы и школы. Дело в том, что инфраструктура в этих местах сильно изношена (как, впрочем, почти на всей территории Казахстана). Ни о какой компенсации, естественно, не было и речи. Пострадавших пока нет.


Следующий материал из Костанайской областной больницы был посвящен проблемам отечественной медицины. Деньги, выделенные в прошлом году, были потрачены, в основном, на ремонт фасадов зданий. А на современное оборудование и препараты для больных денег, естественно, уже не хватило. Те, кто распределял деньги, самоустранились после раздачи средств, проверять, как расходуются выделенные суммы, никто не стал.


В результате повсеместно происходят такие случаи, какой был показан КТКшниками: восемнадцатилетней девушке в районном центре был поставлен смертельный диагноз. Родители, вопреки прогнозам врачей, все же повезли дочь в областной центр, там девушку удалось спасти…


Министр труда и социальной защиты на минувшей неделе подверглась критике со стороны организаций инвалидов за разработанный ее ведомством Закон “Об инвалидах”. Однако, Гульжан Карагусова не согласилась с мнением общественных организаций и упрекнула их в том, что они даже не заглянули в Интернет, чтобы ознакомиться с законопроектом. Но на пособие в сорок долларов в Интернете не очень-то посидишь, а еще надо питаться, одеваться, покупать лекарства… И непонятно, причем вообще Интернет, когда речь идет не о виртуальной реальности, а конкретно о жизни инвалидов.


Визит в Казахстан Герхарда Шрёдера принес шесть подписанных обеими сторонами соглашений, главы двух государств пообещали, что в будущем существенно расширится товарооборот. В следующем году в экономику Казахстана планируется инвестировать 110 миллионов евро – это 50 процентов от общего объема инвестиций в страны Центрально-Азиатского региона.


Германия также намерена помочь нам сделать нашу экономику несырьевой, поддержать в подготовке управленческих кадров.


В Астане на улицах вместо опытных дорожных инспекторов будут стоять студенты – будущие полицейские. Журналисты полагают, что не последнюю роль в принятии этого решения сыграло то, что по дорогам столицы ездит очень много чиновников, депутатов, политиков, их домочадцев и т.д., и это сильно напрягает наших инспекторов, вынужденных часто останавливать начальство или их отпрысков, не привыкших соблюдать правила дорожного движения. В результате на самом трудном участке было решено дать дорогу молодежи.


Последний сюжет был посвящен перераспределению полномочий между Генеральной прокуратурой и судами. Идут споры о том, кто должен санкционировать арест подозреваемого. Отдельные депутаты против расширения полномочий Генпрокуратуры, они считают, что это орган надзора за соблюдением законности, а выдавать санкцию на арест может только суд. Сейчас срок, который может провести в камере человек, подозреваемый в преступлении, составляет 2 месяца – по мнению парламентариев, это слишком много.


“31 канал”


“Собственное мнение”


“Ученые клички”


“Наука и жизнь”, или “Упразднение Академии наук – вред или польза?” — тема очередной передачи Булата Абилова. В передаче принимали участие: Т.Шарманов (д.м.н.), В.Тейфель (д.ф-м.н.), С.Конусбаев (д.х.н.) и эксперты: С.Жусупов (социолог) и Н.Маженов (к.э.н.).


Академия наук упразднена, она превратилась теперь в общественное объединение. Причем это произошло как бы по желанию самих ученых, которые обратились к президенту с такой вот просьбой. Вред или польза от такой реорганизации, никто однозначно сказать не может. С одной стороны, конечно, пострадали настоящие ученые, которые занимались настоящей наукой. Но, думается, эти люди найдут себе приют, как всегда, за рубежом. Обидно… С другой стороны, Академия превратилась в конвейер по производству кандидатских и докторских диссертаций для различного рода чиновников. Звания кандидата и доктора наук один из участников передачи очень точно назвал – “ученые клички”. Именно в “клички” это сегодня и превратилось. Вспомнили и так называемую Академию журналистики – сплошные академики! И смех, и грех… Ну прямо, как дети малые. Одним словом: Казахстан – страна академиков. Как много все-таки значат различные звания для людей, не умеющих эти звания заработать и поэтому просто их покупающих. Что это – глупость или возрождение феодальных отношений? Или то и другое?..


“Состояниеkz


Терминатор заговорил на казахском


Действительно, передача предлагает новый взгляд на события. Не все так хорошо получается, но все же это радует.


Первый сюжет был посвящен казахстанцам, содержащимся в лагере Гуантанамо на Кубе и перспективам их возвращения. Действительно, очень неординарная ситуация. Что делать этим людям, можно ли им возвращаться в Казахстан, который входит в антитеррористическую коалицию?


Почти 8000 долларов надо иметь на банковском счету, чтобы получить иностранцу вид на жительство в Казахстане. Таким образом государство пытается ограничить миграцию в Казахстан из бедных стран (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и др.). Однако, понятно, что таких денег у бедных мигрантов нет, и они вынуждены жить на нелегальном положении, периодически откупаясь от миграционной полиции.


В Казахстане свыше 35000 человек — ВИЧ-инфицированные. И жизнь у них весьма тяжелая. Наиболее активные из них создали общественное объединение для борьбы за свои права. Но вряд ли им удастся преодолеть естественный страх населения перед ВИЧ-инфекцией.


Терминатор заговорил на казахском. Возможно, это будет означать конец изоляции казахской культуры. В настоящее время начат перевод фундаментальных материалов мировой культуры на казахский язык.


И последний сюжет – о том, что сегодня волнует, наверное, каждого алматинца – возможных землетрясениях. По прогнозам МЧС, от землетрясения в Алматы может погибнуть около полумиллиона человек. И даже предусмотрено место для их захоронения. Некий Даниил Запредельный считает, что причиной землетрясений является хаос в наших мыслях и эмоциях. Если исходить из этого, то очередное землетрясение стоит ожидать буквально со дня на день…


“Пресса”


Ергалиева проиграла бутылку коньяка


Тамара Калеева, Олег Кациев, Сергей Власенко (юрист “Интерньюс”), Гульжан Ергалиева, Розлана Таукина обсуждали, точнее, осуждали законопроект о средствах массовой информации. Вообще-то “гвоздем” программы должен был стать вице-министр информации Ардак Досжан, но, как пояснили ведущие, приехать в студию на запись программы он не смог (или не пожелал). По этому поводу хорошо сказала Тамара Калеева, изучившая повадки вице-министра: этот человек никогда не идет на открытый диалог, предпочитает из-за кулис посмотреть, какой спектакль ему предлагают, и только потом выберет для себя роль или промолчит. Кадры с упитанным лицом представителя мининформации были вмонтированы в готовую программу.


Общественники – “Адил соз”, “Журналисты в беде”, “Интерньюс Казахстан”, а также шеф-редактор газеты “Соз” — не видят необходимости в новом законе. Министерство информации, как известно, наоборот. По словам г-на Досжана, действующий закон не регулирует бурно развивающееся сегодня телевидение. Действительно, в проекте пристальное внимание уделено электронным СМИ (министерство информации взяло на себя роль лицензиара вместо министерства транспорта и коммуникаций), а также усилению контроля над собственниками и учредителями СМИ. Также вице-министр убеждал, что нынешний законопроект – результат коллективного труда мининформации и журналистских организаций. Однако последние утверждают, что категорически отвергают это. “Нас обманули, нас использовали. Серьезных, принципиальных наших предложений они не собирались учитывать. И что бы ни говорил Досжан о коллективности, это не соответствует действительности”, — возмутилась Тамара Калеева. Она заявила, что “Адил соз” отказывается от дальнейшего “шлифования этого уродца” (имелся в виду законопроект, а не Ардак Досжан) и выходит из рабочей группы.


Г.Ергалиева предложила г-ну Досжану пари на бутылку коньяка, что как только будет принят новый закон, первой жертвой станет газета “Соз”. На предложение Ергалиевой вице-министр ответил: если главный редактор “Соз” говорит о закрытии газеты, значит, готовится нарушать закон… Но пари Ергалиева предложила неверное: по мнению О.Кациева, эта газета будет второй, первой закроют “Ассанди таймс”. Поэтому бутылочку коньяка редактор “Соз” уже проиграла.