Если долго носишь маску, то рискуешь потерять лицо

Очередные заметки зрителя телепрограммы “Формула личности”

Успех или провал любого телешоу зависит во многом (хотя и не во всем, поскольку телевидение – это коллективный труд) от личности его ведущего. В этом автор данных строк вновь убедился, посмотрев в очередной раз программу “Формула личности”, вышедшую в эфире канала “Казахстан-1” 9 декабря.


Видимо, из-за того, что перед этим ведущий “Формулы” Михаил Дорофеев практически провалил шоу, главным героем которого был Серик Абдрахманов, его бразды правления на этот раз взяла в свои руки автор и продюсер программы Айгуль Жокенбаева.


Тем паче, что в центре внимания должен был оказаться не кто иной, как Владимир Рерих, генеральный директор агентства “Хабар” — личность действительно неординарная и яркая, в отличие от “забронзовевшего” экс-лидера ЛСМК и депутата.


Нельзя не отметить, что смена ведущего сказалась на атмосфере шоу и профессионализме его ведения самым благоприятным образом. Г-жа Жокенбаева отнюдь не тушевалась перед медиа-боссом самого крутого канала страны и весьма выигрышно использовала такое присущее женскому полу качество, как лукавство с немалой долей ехидства.


Г-н Рерих, как обычно, выступил в своем постоянном амплуа гаера, буффона, шута – как кому угодно. Айгуль Жокенбаева оказалась к этому готова и смогла пробить сию “броню”, а точнее – снять эту маску, одетую, похоже, ее визави давно и надолго.


Хотя и “хабаровец” тоже оказался не лыком шит и с помощью словесной шелухи нередко ловко уходил от прямо поставленных перед ним конкретных и неудобных вопросов. Например, от такого: приходилось ли ему отстаивать свою правоту в спорах с Даригой Назарбаевой?


В “срывании всех и всяческих масок” Айгуль в первую очередь помогла тщательная предварительная подготовка. Помимо интервью с матерью (которое не оказалось “немым”, как показ родных Абдрахманова в “дорофеевской” программе) и сестрой Владимира Ахмадьяновича (оставшееся за кадром), бесед с его однокашниками, она еще и покопалась в подшивках газет, где и нашла его нелестное высказывание в адрес своей родной школы.


Надо было видеть, как спала маска с лица г-на Рериха, и он с неприкрытой ненавистью назвал школу “скопищем дебилов”, как несовершеннолетних, так и взрослых (педагогов, то бишь)!


Видимо, правы психоаналитики, утверждающие, что корни всех людских комплексов формируются в детстве. Был ли юный Вова Рерих в школе затюканным “ботаником”? Сие осталось невыясненным. Однако, весьма похоже на то…


После этого остается только посочувствовать Владимиру Ахмадьяновичу, который в силу необъяснимых причин закончил КазПИ имени Абая. Не скрытый же мазохизм, на самом деле, кроется за этим выбором вуза молодым Володей? Может быть, неуверенность в себе и в способностях, необходимых для более крутых “альма-матер”?


Более того, после “педа” г-н Рерих два года отрабатывал “обязон” в школе, полученный по принятому тогда распределению молодых дипломированных специалистов. Остается только вновь посочувствовать, но на этот раз – юным “дебилам”, которым достался “препод”, ненавидящий свою профессию…


Эта “школьная” реплика г-на Рериха многое объясняет. Становится понятным, откуда взялась эта маска буффона, под которой, возможно, скрывается ранимая и закомплексованная личность, добившаяся жизненного успеха чисто случайно.


Такие люди обычно ненавидят ярких и крупных людей и стараются выживать их из своего жизненного и профессионального пространства.


Именно это и попытался доказать оппонент г-на Рериха Сейдахмет Куттыкадам, который зачитал ему целый список талантливых и успешных тележурналистов, в разное время и по разным официальным причинам ушедшим из “Хабара”. И вообще нелестно отозвался перед этим в сюжете о профессиональных качествах главного менеджера сего телевизионного агентства.


Владимир Ахмадьянович вначале пытался достойно держать удар и похвалил своего оппонента за мужество и открытость в высказывании своего мнения.


Но, видимо, ход развивающегося конфликта при монтаже был вырезан, поскольку финал передачи оказался скомканным и логически непонятным.


Такой вывод можно сделать из финальных кадров, зафиксировавших четки в руке г-на Рериха (хорошо успокаивающих, по его словам, нервы) и его реплику по поводу задаваемых ему “идиотских” вопросов. Да и вообще, выглядел сей гаер в конце передачи “сдувшимся” воздушным шариком…


По словам непосредственных участников и свидетелей записи этой передачи, на самом деле благородство Владимира Ахмадьяновича оказалось недолгим.


По ходу пьесы он-де впал чуть ли не в истерику и по принципу “сам дурак” начал копаться в личной жизни г-на Куттыкадама…


Но Сейдахмет Рысходжаевич, говорят, не стал продолжать перепалку в этом духе. Зато г-на Рериха (опять же, по словам очевидцев) сильно “достала” своими неудобными и прямыми вопросами журналист Айгуль Омарова. Ее вместе с Семеном Грабовским из “Рабочего движения” и членом РНПК Кенжетаем Абжахановым, видимо, пригласили в студию в противовес “группе поддержки” главы “Хабара”, состоявшей из работников этого агентства.


Тут уже, говорят, г-н Рерих окончательно сорвался и, как выражаются китайцы, “потерял лицо”…


Повторюсь, что это всего лишь показания очевидцев, не подкрепленные видеосъемкой, чьи кадры, естественно, являются собственностью телеканала “Казахстан-1”. Но они идеально укладываются в фабулу программы между первыми и последними эпизодами, запечатлевшими целую гамму чувств на лице Владимира Ахмадьяновича.


Надо полагать, что рог кавказского вина, преподнесенный в студии своему собрату выходцами из Карачаево-Черкесии, оказался для г-на Рериха в этой ситуации как нельзя кстати. Надо отдать ему должное: осушил он рог, не поморщившись, и вел себя в дальнейшем вполне адекватно. Видимо, трепка, заданная ему оппонентами, оказалась покрепче целого рога доброго вина…


Кстати, уже после выхода этой передачи в эфир нашлись люди, которые опровергают версию г-на Рериха (озвученную им в студии) о том, что его с Даригой Назарбаевой в свое время познакомил тогдашний пресс-секретарь президента РК Дулат Куанышев, нынешний посол Казахстана во Франции.


На самом же деле, по воспоминаниям Ермурата Бапи, работавшего тогда в пресс-службе премьер-министра Акежана Кажегельдина, их познакомил не кто иной, как сам глава Кабмина той поры. Произошло, мол, это в 96-м году, в клубе “Интел-пресс”, учрежденного самим премьером, на одном из рабочих заседаний, посвященном готовящемуся вручению журналистской премии Нурсултану Назарбаеву.


Тогда-то, дескать, Кажегельдин, отечески опекавший и “Хабар”, и Даригу Назарбаеву, и обратил ее внимание на г-на Рериха, тоже присутствовавшего на заседании. И отрекомендовал его как “дельного парня”.


Кстати, сама Дарига Нурсултановна не так давно весьма тепло отозвалась об опальном ныне экс-премьере в интервью российским “Известиям”.


Зато г-н Рерих, если верить Ермурату Бапи, решил напрочь забыть настоящего инициатора его судьбоносного знакомства с дочерью президента РК.


Впрочем, этот исторический “склероз” оказался присущ, напомним, и Серику Абдрахманову, герою предыдущей, “дорофеевской” передачи. Он там ни слова не сказал о Динмухаммеде Кунаеве, во время “правления” которого и стал главным комсомольцем страны.


Видимо, на память некоторых наших современников влияют не только биологические, но и политические факторы….


Помимо всего прочего, в беседе об этой встрече между Айгуль Жокенбаевой и Владимиром Рерихом назывались разные даты: то 1995, то 1996 год. Согласно справочнику “Кто есть кто” от 2001 первого года, Владимир Ахмадьянович стал первым заместителем гендиректора тогда еще РГП “Хабар” именно в 1996 году, что свидетельствует в пользу версии Бапи…


Резюмируем сии размышления по поводу “Формулы личности”: передача удалась. И в первую очередь – благодаря личности самой ведущей, Айгуль Жокенбаевой. Хотя немалая заслуга в этом принадлежит и г-ну Рериху вкупе с г-ном Куттыкадамом.


Без огрехов, конечно, не обошлось. Например, насколько корректно было узнавать мнение подчиненных г-на Рериха о своем боссе? Ведь если и есть среди них недовольные, вряд ли они скажут об этом в камеру, тем паче, принадлежащую другому каналу. Хотя примечательна фраза Айгуль Мукей, оброненная ею в студии “Казахстана-1”: “Я его боюсь”…


Не лучше ли было бы пригласить сюда экс-“хабаровцев”, которые бы внесли свои коррективы в формулу личности г-на Рериха?


Впрочем, сия формула (в устах г-жи Жокенбаевой) и без этого получилась достаточно объективной. Хотя г-н Рерих с ней не был полностью согласен и внес в нее свои добавления.


К сожалению, мы, наверно, не скоро, если не никогда, увидим выпуски этой интересной (в исполнении Айгуль Жокенбаевой) передачи в прямом эфире…