Горькая правда о будущем

Из слов, сказанных Даригой Назарбаевой, можно сделать заключение, что варианты преемственности власти в Казахстане рассматривались на самом высоком уровне…

Вчера во время встречи с журналистами председатель партии “Асар” Дарига Назарбаева заявила, что российская модель преемственности власти наиболее предпочтительна для Казахстана.


Лидер партии отметила, что «преемственность власти — это проблема, которая интересует всех и не везде проходит безболезненно«. У нас уже есть три модели — российская, азербайджанская и грузинская. «В нашей ситуации российская модель была бы предпочтительнее«, — сказала она.


По мнению Д. Назарбаевой, «прежде всего, необходимо стабилизировать политические и экономические институты в стране, нужно, чтобы законы работали«. Смена власти не должна повлечь за собой катаклизмы, потрясения и кровопролитие.


«Все мы заинтересованы в том, чтобы это произошло наиболее безболезненно, спокойно и самое главное – для людей«, — заметила руководитель «Асара». Необходимо также думать «о преемственности политики, реформ, которые проводятся уже двенадцать лет и, как все видят, дают свои положительные результаты«.


Итак, из слов, сказанных Даригой Назарбаевой, можно сделать заключение, что варианты преемственности власти в Казахстане рассматривались на самом высоком уровне.


На это раз глава “Асара” и дочь президента РК не стала повторять, что до 2013 года кандидатам не стоит беспокоиться о президентском кресле. Вероятно, изменились обстоятельства.


Российский вариант преемственности власти предполагает, что преемник не член семьи, но он доверенное лицо главы государства. Таким образом, будущим президентом Казахстана будет человек, которого выберет президент Назарбаев, и, вероятно, уже прощупываются кандидатуры, их психологические данные.


Напомним, что в интервью “Московским новостям” первый президент России Борис Ельцин чуть-чуть открыл завесу над тайной своего выбора преемника.


Объясняя свой выбор, бывший президент РФ отметил, что «довольно долго изучал его, и не только по анкетам«. «Хорошо был знаком с его работой в Питере у Собчака. А когда он переехал в Москву, тем более стал присматриваться. Я довольно много времени на это потратил. Вижу, человек не просто умный и грамотный, но очень выдержанный, порядочный«, — сказал Ельцин. В качестве своих возможных преемников Ельцин рассматривал Бориса Немцова и Анатолия Чубайса. Однако их кандидатуры он в итоге отверг, поскольку был уверен в том, что избиратели, учитывая шлейф скандалов, уголовных дел и общей непопулярности этих двух политиков, за них точно не проголосуют. От других политиков этого поколения Путина, по словам первого президента, отличало то, что «он — не максималист«. «Это главное отличие«, — сказал Ельцин.

Первый президент России рассказал также, что Путин согласился принять его предложение только после второго разговора на эту тему.


Возможно, что после осенних парламентских выборов 2004 года, где половину депутатских мест займет “Асар”, а остальные будут поделены между пропрезидентскими партиями “Отан”, Гражданской и Аграрной, т.е. когда парламент станет таким, каким нужен власти, перед новым 2005 годом первый президент Казахстана объявит о своей отставке и назовет имя преемника.


О вероятности такого сценария можно судить по словам Дариги Назарбаевой, которая заявила, что выступает «за сильную президентскую власть«. Она выразила мнение, что Казахстан в ближайшее время не станет парламентской республикой, потому что «говорить о том, что мы уже утвердились, как сильное, независимое государство, — рано«.


В этих фразах, вероятно, заключена горькая правда.