Решение “русского вопроса” в Казахстане: ликвидация “невменяемых”

В Казахстане начато создание новой Русской общественной организации. Происходит это способом, к сожалению, ставшим традиционным для казахстанских властей: делением людей на “вменяемых” и “невменяемых”. При этом право оценки интеллектуального и психического здоровья своих сограждан правящий режим оставляет за собой.


Таким же административно-законодательным способом на протяжении последних лет создавались пропрезидентские партии и общественные объединения, а другие оппозиционные организации и движения выдавливались из правового поля. Время от времени происходила фильтрация, после которой “не лояльные” партии и общественные объединения выпадали “в осадок”.Так произошло с Республиканской народной партией (РНПК) и движением Демократический выбор Казахстана (ДВК), и другими, менее известными, организациями.


С национальными общественными объединениями поступили несколько иначе. Славян разделили на украинцев, русских и белорусов, остальных русскоговорящих – соответственно, на поляков, корейцев, немцев и др. Посредством административного “почкования”, и в противовес реально действующим на тот момент организациям, создали ряд контролируемых властью “фольклорных групп”, а затем их, как “полномочных” представителей наций и народностей, ввели в не легитимную Ассамблею народов Казахстана.


Как нам стало известно, явочным порядком, без каких-либо консультаций и встреч с лидерами действующих русских организаций, руководителем “новой” Русской организации назначается “сильная личность” — Сергей Терещенко, бывший премьер-министр начала 90-х. К нему в соратники и вожди также назначаются несколько “харизматиков” с русскими фамилиями, пока ещё остающихся в казахстанской элите.


“Съезд выбирает Президиум (лиц уровня пункта 4) и Председателя Президиума — Терещенко С. А. Также в Президиум можно ввести руководителей русских организаций, учредивших Русское движение Казахстана. Может быть, следует рассмотреть вопрос выбора сопредседателя – Митрополита Мефодия. Президиум учреждает исполнительный орган — Исполнительного директора и его заместителей. Полагаем, что нет необходимости копировать структуру КПСС с её орг. отделами, отделами пропаганды и проч. Вся текущая работа будет поручена исполнительному директору и его заместителям”.


Это цитата из неофициального документа, названного “Концепцией создания Русской общественной организации” и переданного нам людьми, близкими к руководству русских организаций. По информации из наших источников, идёт усиленная психологическая обработка отдельных авторитетов в среде русского движения с целью использования их влияния для реализации “сценарной заготовки”, заложенной в этой “концепции”


Дальше в этом документе, по характеру больше напоминающем “инструктивное письмо”, разработанное профессиональными аппаратчиками, говорится :


“4. Форма организации. Конечно, логично было бы создать русское движение как объединение существующих (вменяемых) русских организаций. Естественно, участвующие организации являются равноправными, но подчиняющимися единому центру управления в реализации стратегии движения. Если же таковых (вменяемых) не найдётся или будет мало, то следует создать новое общественное объединение с участием уже означенных лиц в качестве организаторов”.


Надо заметить, что в этой концепции-“инструкции” есть ряд дельных соображений, и, если бы инициаторы и авторы пошли по пути цивилизованного диалога, то этот документ мог бы стать базой для серьёзного обсуждения всех заинтересованных сторон. Но, мягко говоря, явное неуважение к членам и руководителям действующих в республике русских и славянских организаций, выраженное в стилистике и содержании этой “концепции”, не даёт возможности выстраивать какие-либо отношения с самозванными “русскими вождями”. Так, во всяком случае, считают в руководстве самого авторитетного в Республике движения “Лад”.


Основной идеологический тезис этой “концепции” звучит так: “Русские Казахстана поддерживают курс Президента на создание и развитие свободного демократического общества”, но в ней нет ни одного слова о статусе русского языка и реальном положении русских в Казахстане. Но поскольку русские “ …как вторая по численности группа населения также являются государствообразующей нацией и участвуют в становлении и развитии республики”, так позвольте нам, русским казахстанцам, говорят ладовские активисты, равноправно принимать участие в государственной, социально-экономической и культурной жизни страны. Мы живём и работаем в Казахстане, платим налоги здесь и, как показали прошедшие выборы, реально пытаемся работать “на создание и развитие в стране свободного демократического общества”.


Ясно, что попытка вписать русских в систему авторитарной демократии, через административное исключение людей и целых организаций из списка “живых”, обречена на неуспех. Также понятна и мотивация тех, кто хотел бы разыграть укрупнившуюся “русскую карту” в своих политических интересах. Тревожит другое – использование для создания искусственного, псевдорусского движения авторитета и влияния Русской Православной Церкви. Обращает на себя внимание, с какой уверенностью говорят об этом анонимные авторы “концепции”: “Возможно, традиции и устав РПЦ не позволяют напрямую учреждать общественные объединения, но в любом случае можно найти приемлемую форму или получить благословение патриарха на участие в этой организации”.


Интересно, каков статус инициаторов создания “нового” Русского движения и уровень их контактов в России, если разработчики “концепции” пишут в ней о поддержке Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Мефодия, как о деле решённом?


Пресс-служба “Центра содействия демократии”


20.12.03., Кокшетау