Бывают такие просьбы, от которых невозможно отказаться

Казахстан финансирует украинскую политику через госбюджет?

Казалось бы, банальная в условиях Казахстана ситуация – из бюджета страны пропали деньги, предназначавшиеся для погашения старых долгов перед оборонными заводами Украины и России. Немалые, конечно, деньги, но бывало и больше. Одна из самых влиятельных газет страны это дело подробно освещает, тем более, что в результате проявленного журналистом издания интереса он получил иск. Но внимание к делу общественности, естественно, начинает ослабевать, поскольку творятся новые дела, с не меньшим размахом, да и судебные процессы против журналистов для нас не новость.


Но тут происходит интересная вещь: адвокат компании “РИФ”, которая и осуществляла процедуру погашения долгов, вдруг делает, по сути, политическое заявление. Оказывается, что, переправляя деньги через сеть частных предприятий, компания выполняла устную конфиденциальную просьбу украинских партнеров: “Нам, сказал Гинзбург, объяснили, что им нужно получить деньги, не “засвечивая” их перед фискальными органами Украины, так как деньги эти якобы предназначаются на какие-то политические цели, что-то связанное с выборами” (“Время”, №1 за 2004 г.). Естественно, интерес к делу разгорается с новой силой. Причем, непонятно, какую цель преследовал юрист, делая такое заявление. Если хотел оправдать компанию “РИФ”, то вряд ли это ему удалось. Кроме того, что такого посредника во взаиморасчетах между Министерством финансов нашей страны и заводами России и Украины вообще не должно было быть, так теперь еще и непонятно, по какой такой причине эта структура оказалась столь податлива на “конфиденциальную просьбу” украинских коллег? Кроме того, адвокат фактически признал, что средства переправлялись через ряд посредников не вполне законно, о чем, собственно, и писал журналист в своих публикациях.


И, конечно, сразу возникает вопрос, а куда делись в таком случае деньги, отправленные в Россию по таким же точно документам, и тоже не дошедшие до своего адресата?


Интересно и то, как ведется сам процесс против журналиста. Анатолий Гинзбург просил суд не применять в данном случае наказание в виде лишения свободы. Другие виды наказаний, предусмотренные этой статьей, – штрафы, принудительные работы и условные сроки. А в самом начале процесса г-н Гинзбург подал ходатайство, в котором просил судью заставить газету не писать больше материалов на эту тему. Судья, не найдя в законодательстве Казахстана статьи, которая давала бы ему такое право, в удовлетворении ходатайства отказал.


Геннадий Бендицкий в интервью “Нави” сказал, что не исключает, что судебное заседание, на котором должно было быть вынесено решение, перенесено именно из-за неожиданного заявления г-на Гинзбурга и публикаций об этом в прессе:


“Данное дело уже выходит за рамки взаимоотношений двух или трех государств. Потому что, во-первых, это оборонные контракты, это деньги, выделенные Министерством обороны, и трактовать подобное заявление можно, как угодно. И сделал это заявление человек, который работает в данный момент на правительство, потому что компания “РИФ” — правительственная структура со стопроцентным участием капитала правительства Казахстана. То есть в данном случае это уже политическое заявление, и очень интересно, уполномочил ли кто-либо г-на Гинзбурга делать такое заявление. Второе: деньги все-таки украдены. Неоспоримый факт — деньги исчезли, до конечного адресата не дошли. Почему не возбудили уголовное дело, почему не провели расследование, почему не стали изымать документы? Ведь в обоих контрактах и по российскому, и по украинскому заводу на сегодняшний день около 4-5 документов, вызывающих очень большое сомнение в их подлинности. Одна сторона отказывается от этих документов, другая утверждает, что они настоящие. Проводить же экспертизу отказываются без объяснения причин. По украинской стороне была проведена экспертиза, и было признано, что элементы подделки там есть, по этому документу было переведено около 800 тысяч долларов. Суд признал документ подлинным, но ведь элементы подделки были найдены…”. Журналист также отметил, что сам он и не утверждал, что деньги украдены именно компанией “РИФ” (так считают российские и украинские поставщики, и он приводит их мнение). Он даже готов поверить, что Казахстан и руководство “РИФа” стали жертвами очень крупных мошенников. Но в таком случае в первую очередь г-н Жабагин должен быть заинтересован в раскрытии всех контрактов, в проведении экспертизы. А этого-то как раз не наблюдается. Зато есть огромное желание заставить СМИ замолчать.


Председатель ЗАО “РИФ”, по словам Геннадия Бендицкого, до сих пор, кроме голословных обвинений, никаких фактов в суде, доказывающих, что был несправедливо оклеветан, не предоставил.


P.S. Мы пытались дозвониться в посольство Украины в Казахстане, чтобы получить комментарий от официальных лиц, но телефон посольства не отвечает. Никаких комментариев на эту тему не получила пока и редакция газеты “Время”. Мы обязательно продолжим свои попытки на следующей неделе.