Об “отчетах из неведомой, но до боли родной всем страны…”

Кому предъявить иск за дискредитацию Конституции?


Главный редактор “Мегаполиса” Ермек Турсунов провел беседу с братом нынешнего президента США — Нейлом Бушем, посетившим на днях Казахстан в частном порядке. По словам последнего, быть братом президента “…не доставляет особых хлопот: меня никто и никогда не просил об одолжении, чтобы я там замолвил за кого-то словечко: я с самого начала всем объясняю, что никакого отношения не имею к политическим играм, вообще к политической деятельности. И у людей сразу все вопросы отпадают, и я спокойно работаю”. Доверчивый народ американцы — в Казахстане подобным словам брата президента никто бы не поверил.


“Время” предлагает интервью с Амангельды Ермегияевым. В частности, на вопрос о том, “на какие средства существует и.о. председателя партии “Отан”, г-н Ермегияев ответил: “мой доход – моя основная работа”. Он отметил, что партийной деятельностью занимается на общественных началах и “никакой зарплаты, в отличие от деятелей других партий, не получает”.


Также “Время” представляет материал Геннадия Бендицкого, который в настоящее время судится с одним из героев своих публикаций. Поводом для данной статьи послужило то, что на судебном заседании представитель истца “заявил, что пропавшие бюджетные средства, которые разыскивает корреспондент, якобы пошли на финансирование неких политических процессов на Украине”. Здесь же газета публикует высказывания журналистов и политиков. Например, по словам сопредседателя партии “Ак жол” Алтынбека Сарсенбаева, “всего два-три года назад за подобные аналитические статьи и журналистские расследования, какие ведет Геннадий Бендицкий, присуждались премии президента. А сегодня – судебный процесс. Видимо, это уже не тенденция, а диагноз”. Замглавы администрации президента РК Игорь Рогов отказался от каких-либо комментариев. Министр иностранных дел Касымжомарт Токаев сказал, что впервые услышал о заявлении, сделанном адвокатом истца, и пообещал дать поручение разобраться, в чем дело.


В “Московском комсомольце в Казахстане” Асия Байгожина в статье “Обо всем – молчи!”, констатируя фактическое принятие закона о СМИ, иронизирует: “Нет худа без добра. И я – в отличие от большинства коллег – приветствую новый закон о СМИ: уж теперь-то, по выражению классика, мы научимся “прямики заменять обиняками”, будем оттачивать форму и так занимательно шифровать содержание, что официальные сообщения на этом фоне будут выглядеть просто неуклюжей информационной желтой “уткой”. К тому же преобразится наш читатель и зритель. Он за годы независимости, признаем это честно, несколько разленился: все понимает чересчур прямолинейно, привык вещи называть своими именами, а тут освежит в памяти большевистские уроки – и “из искры возгорится пламя”. Автор вспоминает дальновидных коллег, пишущих читателям “отчеты из неведомой, но до боли родной всем страны Азиопии”, обращавшихся к эзопову языку и мифам Древней Греции. Непонятным для автора “МК” остается только: “если процедура аккредитации журналиста будет усложняться, как намекает на то новый закон, то почему дискредитация главного закона страны (а именно так восприняло большинство журналистов этот закон о СМИ) нашей Конститутции – столь архипроста? И не стоит ровным счетом ничего? Кто в ответе за это? Кому за это предъявить иск – не подскажете?”


От себя предположим, что с переходом СМИ на нелегальное положение нынешний состав журналистской братии в Казахстане порядком обновится. А тем, кто привык “правду-матку” с ходу рубить, придется подумать о переквалификации. Но это не беда, ведь на смену им придет племя младое — более изощренное и хитрое.


Не кресло красит Марченко…


Газеты публикуют сообщение о кадровых перестановках в правительстве, произошедших в первые дни нового года.


“Экспресс К” в связи с новым назначением Григория Марченко первым вице-премьером уделила его персоне особое внимание, как обычно, в радужных тонах. “То, что должно было случиться по закону Мерфи, случилось, несмотря на то, что виновник торжества этого не очень хотел”, – пишет газета.


“Самый неполитичный политик, человек, который имеет собственное мнение по любому вопросу современности, но для которого понятие “институциональная скромность” — в крови, лучший глава Национального банка, по оценке журнала “Евромани”, по мнению издания, “не вписывается в привычный образ финансиста, и уж тем более крепкого хозяйственника, который обычно сидит в кресле первого вице-премьера”. С одной стороны, “если смотреть на его послужной список”, это “типичный “голубой воротничок”, с другой, “отнюдь не сухарик”.


“Экспресс К” перечисляет деловые и человеческие качества бывшего главы Нацбанка, в частности: “…как ни крути, он остается куратором финансового сектора страны…”; “мало кому известно, что Григорий Александрович тогда (имеется в виду добровольный уход с поста президента Дойче банка) отказался от миллиона долларов ради работы в Национальном банке”; “…известно точно, что не кресло красит г-на Марченко, а он его”.


“Столичная жизнь”, предлагая информашку с последней пресс-конференции Г.Марченко в Нацбанке, напоминает, что “выпускник МГИМО, прекрасный знаток рынка ценных бумаг и финансов, владеющий английским и немецким языками… бывал “слишком крепким орешком” для новой популяции газетчиков и телерепортеров”.


Да, с “сухариком” Григорий Марченко точно не ассоциируется – с пышкой тоже не сравнишь, может, с тертым калачом. Что касается аналогии со “слишком крепким орешком”, всем, видимо, нужно полагать, что наш банкир круче даже Брюса Уиллиса. И если журналисты “Экспресс К” желают, чтобы новый вице-премьер “оставался, как и прежде, чиновником, открытым для прессы”, то позволим надеяться и на то, что по приезде в Алматы из Астаны г-на Марченко в южной столице не будут перекрываться центральные улицы. И еще. Вспоминается одно старое журналистское правило: у журналистов не должно быть авторитетов, дабы глаза не застилала розовая пелена, да перо не отупело.


К нам приедет, к нам приедет Владимир Путин…


Завтра в Казахстан приедет Владимир Путин.


“Собственно, для визита – два официальных повода, – уточняет “Московский комсомолец в Казахстане”. — Первый – завершившийся Год Казахстана в России. Его основными приоритетами президенты назвали освоение Советского Каспия и месторождений “Хвалынское”, “Центральное”, “Курмангазы”. Второй повод – начавшийся Год России в Казахстане”.


Известно, что сначала президенты встретятся тет-а-тет, потом на уровне делегаций. Предполагается, что будет подписан “солидный пакет двусторонних документов”. Как выяснила “МК”, “…в первую очередь, в космической и военно-технической сферах. Вероятно, будет подписан проект меморандума о продлении сроков аренды космодрома Байконур”.


Относительно космодрома. “По мнению наблюдателей, именно эта тема станет одной из ключевых во время визита. Отсчет начала аренды Байконура ведется с 1994 года, когда Россия и Казахстан договорились, что срок аренды составит 20 лет. Но срок действия договора может продлиться на 50 лет. И тогда президенты должны определиться: с какого времени пойдет новый отсчет – с 2014 года, когда закончится первый договор, либо с момента подписания нового. Вопрос, подчеркнем, вовсе не праздный: для Казахстана более выгоден первый вариант. Потому что России аренда Байконура обходится в 115 млн. долларов в год, но она намерена начать консультации по снижению размера аренды”.


“Столичная жизнь” жизнь считает, что “…большое вовсе не всегда отчетливо видно на дальнем расстоянии. И встреча президентов тет-а-тет всегда имеет и особое значение, и цену. Цена эта, впрочем, прекрасно видна казахстанцам и россиянам при всей “закрытости” личных встреч президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева. Это вся наша жизнь – в двух родных государствах, в двух странах, соседних навечно”.


В “Мегаполисе” внук родного брата Чокана Валиханова — академик Шота Валиханов — также высказался по поводу взаимоотношений Казахстана с Россией: “У наших народов много общих черт и объединяющих начал. Надо их крепить и крепить”.


Вспомнил прямой наследник Валиханова и о печальном: “К сожалению, в нашей истории есть и черные пятна, связанные с тоталитарным режимом. В 1932 году в Казахстане был организован искусственный голод и погибли 2 млн. 200 тысяч казахов. Даже на войне такое редко случается. Миллионы людей остались без погребения. И еще. 116 надземных и воздушных, 340 подземных ядерных взрывов вынесла земля казахская. Мы до сих пор не представляем реальные масштабы этих катастроф. Все данные об испытаниях хранятся в тайниках военно-промышленного комплекса бывшего СССР. До сих пор высока степень заболеваемости в районах испытаний, деградирует потомство. И никакой помощи со стороны тех, кто в этом виноват. Порою мне кажется, что мы еще не знаем, где у нас безопасно жить. Разве это человечно? Этого никогда нельзя простить ушедшему строю. И если мы хотим сохранить искреннюю дружбу, подобным негативным моментам должны дать объективную оценку, чтобы не допускать такого в будущем”.