“Для того чтобы оставаться президентом Казахстана пожизненно, достаточно в среднем раз в 10 лет принимать новый Основной закон”

Российская пресса продолжает обсуждать заявление советника президента Казахстана Ермухамета Ертысбаева о намерении Нурсултана Назарбаева сохранить за собой пост главы государства как минимум до 2013 года.


“Независимая газета” пишет, что на съезде партии “Асар”, лидером которой является старшая дочь президента Дарига Назарбаева, советник сказал, что Нурсултан Назарбаев намерен баллотироваться на предстоящих в декабре 2006 года выборах главы государства. Получивший прозвище «Нострадамуса от политики», Ертысбаев с уверенностью спрогнозировал, что в стране в ближайшие 10 лет не будет смены лидера. И даже процитировал президента. «Я, безусловно, буду баллотироваться в 2006 году, и я точно знаю, что одержу победу«, — сказал Нурсултан Назарбаев своему советнику во время личной встречи 16 января, сообщает НГ.


В связи с этим газета обратилась к истории вопроса. Так, по действующей Конституции президент избирается сроком на семь лет. Причем одно и то же лицо не может избираться более двух раз подряд. Между тем Нурсултан Назарбаев руководит страной с 1991 года. Казахстанские юристы от комментариев на сей счет отказываются и отсылают опять же к Конституции. Напомним, как происходили события. В 1991 году Назарбаев на пост президента был избран Верховным Советом Казахстана. Затем в 1995 году состоялся референдум о продлении полномочий главы государства до 1999 года. В том же 1995 году 30 августа прошел еще один всенародный референдум, на котором была принята действующая Конституция Казахстана. В 1999 году Нурсултан Назарбаев на выборах был избран президентом страны до 2006 года. Так что по новой Конституции это его первый срок.


Для того чтобы оставаться президентом Казахстана пожизненно, достаточно в среднем раз в 10 лет принимать новый Основной закон. После чего любой из очередных сроков правления будет считаться первым”, — делает вывод НГ.


Кроме этого, отмечает издание, “…Назарбаев и после окончания своего президентства сможет влиять на развитие ситуации в стране. Принятый в Казахстане в 2000 году Закон «О первом президенте» оставляет ему такие возможности. Так, Назарбаев имеет право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны. Причем эти предложения должны обязательно рассматриваться соответствующими государственными органами и должностными лицами. Помимо этого, по статусу первый президент будет выступать перед парламентом, на заседаниях правительства при обсуждении важных для страны вопросов, возглавлять Ассамблею народов Казахстана и входить в состав Конституционного совета и Совета безопасности”.


“Время новостей” продолжает тему и пишет, что две замечательные новости родились на просторах СНГ. Вчера президент Украины Леонид Кучма в свойственном ему витиеватом стиле дал понять, что не станет баллотироваться на третий президентский срок. А еще двумя днями раньше, 31 января, противоположный по смыслу сигнал пришел из Алматы: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, напротив, готов идти на тот же третий президентский срок.


Между этими сообщениями есть принципиальная разница, и не только по смыслу… Если заявление г-на Кучмы страна и мир услышали из его собственных уст, то у г-на Назарбаева нашелся интерпретатор. Им оказался его помощник Ермухамет Ертысбаев”, — отмечает издание.


По мнению ВН, помощник (газета упорно называет Ертысбаева помощником президента РК) “выступил на стороне тех членов «семьи» (к примеру, среднего зятя президента — вице-президента компании «Казмунайгаз» Тимура Кулибаева), кого не устраивают амбиции президентской дочери. Эти амбиции вновь грозят усилением влияния ее супруга, Рахата Алиева. Почти три года назад этот успешный бизнесмен и одновременно один из руководителей комитета нацбезопасности Казахстана в результате клановых разборок был отправлен в почетную дипломатическую ссылку — представлять страну в штаб-квартире ОБСЕ в Вене”.


Кроме того, за бурной политической деятельностью Дариги Назарбаевой и ее детища «Асар» ревниво наблюдает другая откровенно пропрезидентская партия — «Отан», объединяющая казахстанских чиновников. Все эти интриги, конечно, могли толкнуть г-на Ертысбаева на откровения по поводу «властных» планов президента, призванных упредить склоку «околовластных» кланов, считает ВН.


Но, кажется, есть и другая причина, пишет издание, что “Нурсултан Назарбаев, запустив через помощника «пробный шар» относительно готовности еще десять лет «порулить» в Казахстане, демонстрирует свою политическую несгибаемость многочисленным институтам Запада, жестко критикующим его за сползание к авторитаризму и причастность к коррупционным сделкам западных нефтяных компаний”.


В то же время никто не удивится, если скоро выяснится, что г-н Ертысбаев «неправильно понял» своего шефа. Такое бывает, подчеркивает ВН.


Вести из Астаны заставили московских журналистов из “Независимой газеты” сделать опрос экспертов о том, может ли схема удержания власти, использованная Астаной, впоследствии применяться в России и других странах СНГ.


Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований


— Мы все вышли из одного советского прошлого. И ментальность та же. Ведь в Прибалтике почему-то эта схема не применяется. Видимо, там люди немного иначе устроены. Мне кажется, что и президент Путин может последовать примеру соседей по СНГ. Я наблюдаю, как меняется риторика российского президента. Если раньше он был категорически против третьего срока и изменения Конституции, то в последнее время он говорил только о том, что нельзя нарушать Конституцию. Конституция может быть изменена и без участия Путина. Процедура известна: конституционное большинство в Думе и Совете Федерации.


Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра «Карнеги»


— В Казахстане на сегодняшний день очевидно, что в рамках правящего клана альтернативы Назарбаеву нет. Но, помимо внутренних условий, есть обстоятельства внешние — это мнение России и США. Россию Назарбаев вполне устраивает. Насколько американцы будут готовы иметь с ним дело после 2006 года, сказать трудно. Тем более что в Центральной Азии для них Назарбаев наиболее спорная фигура.


В России уже наметилась тенденция к использованию схем передачи власти, опробованных в других странах СНГ. Ситуация здесь может развиваться двояко: силовики могут поддержать Путина или в какой-то момент прийти к выводу, что им нужна более подходящая фигура.


Вячеслав Игрунов, директор Международного института гуманитарно-политических исследований


— Нужно иметь в виду, что дело происходит в самой сердцевине Азии, где у казахстанского народа никогда не было самостоятельного государства. И государство на самом деле — это президент. Сегодня ни в одной из исламских стран бывшего СССР реальной смены власти не происходит. Это свидетельствует о том, что есть серьезные культурные традиции, которые препятствуют нормальному демократическому развитию этих государств. Я не большой поклонник авторитаризма, а уж тем более династического наследования власти, но сегодня в Казахстане недостаточно сил, чтобы изнутри страны изменить складывающуюся ситуацию.


Чтобы сохранить власть, Путину не нужно ничего менять. Если президент укрепит партию «Единая Россия» и создаст традицию, при которой большинство Госдумы избирает премьер-министра, то, став лидером этой политической партии, по окончании президентского срока он вполне может претендовать на место премьера. А тогда, передав новому президенту власть таким же образом, как Ельцин передал Путину, премьер-министр получит управляемого президента и парламент и сможет руководить страной два, три, четыре, пять сроков…


Итак, похоже, что россияне готовы перенять не только экономические реформы Казахстана, о которых часть российской элиты высказывается очень высоко, но и политические.


“Российская Бизнес-газета” пишет о волнующем многих укреплении национальной валюты тенге и ослаблении позиций доллара.


В конце января темпы укрепления казахстанской валюты наконец замедлились.


За последнюю неделю котировки изменились с 139,7 до 139,5 тенге за доллар, хотя еще совсем недавно их недельные скачки могли достигать полутора тенге. На отметке «139,5» фактически наступила локальная стабилизация: с одной стороны, спекулятивно настроенные операторы и так уже продали слишком много валюты и ресурсов для масштабной игры против доллара у них стало недостаточно. С другой стороны, Нацбанк, по-видимому, решил, что укрепление тенге перешло разумные границы, поэтому вышел на рынок с активными интервенциями, скупив таким образом излишки долларов.


Наверное, в ближайшее время не стоит ждать чудес от рынка Казахстана. Пройдет несколько дней, и повышение котировок тенге возобновится: высокие цены на нефть и газ толкают казахстанскую валюту к новым вершинам.


При составлении обзора использованы материалы дайджеста «Центральноазиатские новости» от ИА «Фергана.Ру«