“Кремлю надо ставить на действующего президента, а не на его дочь!”

Ермухамет Ертысбаев, подобно булгаковскому профессору Преображенскому, предпочитает не смотреть телеканалы лидера “Асара” для сохранения хорошего настроения и аппетита…

Я буду советовать президенту расширить парламентский партийный список и количество депутатских мест


Ермухамет Кабидинович, вы пришли на съезд как частное лицо или как советник президента РК?


Конечно, официально. После съезда я обязательно доложу президенту свое видение этого события.


— Как вы воспринимаете идею предвыборного блока провластных партий, выдвинутую “Асаром”?


— Прежде чем говорить что-то на эту тему, “Асару” надо было дождаться принятия нового закона о выборах. Именно он должен разрешать создание предвыборных блоков и делать единые партийные списки. А пока этого нет, говорить об этом – преждевременно.


Как вы воспринимаете проекты “Асара”: тот же народный контроль, детские пособия до 18 лет и другие? На ваш взгляд, они реальны или же это чистейшей воды популизм?


— В выступлениях руководителей “Асара” неоднократно подчеркивалось, что партия стремится занять центристские позиции. Проведение центристского курса означает – нащупать некую золотую середину. Между, допустим, экономической эффективностью, что исповедуют пропрезидентские партии, и социальной справедливостью, что является “коньком” партии “Ак жол”, и желанием многих общественных слоев добиться более высокого уровня жизни, за что выступают многочисленные неправительственные организации. И с этой точки зрения, нащупать такой курс очень сложно.


Но власть, которая сформирована на базе центристского большинства, она, как правило, очень устойчива, стабильна и долговременна. И такая власть учитывает не только программные установки своих партий и других союзников, но и оппозиции. Такая власть всегда пользуется авторитетом и поддержкой широких масс общества.


Поэтому то, что “Асар” декларирует себя с центристских позиций, это очень здорово. Но от заявлений до воплощения в реальную жизнь – дистанция огромного размера, как говорится. И я бы пока не осмелился делать какие-то прогнозы на тему – получится ли у них это или нет. Потому что за последние пять лет очень многие политические партии стремились стать центристскими, но у них это не получилось.


Главный капитал любой партии – люди. Причем, желательно, люди харизматические, креативные и популярные в массах. Насколько в этом плане, на ваш взгляд, богата партия “Асар”?


Во-первых, это только первый съезд. Ну да, 25 октября прошел учредительный съезд этой партии. Но ведь реально они работают только три месяца. За это время “Асар” пока ассоциируется только с одной широко известной личностью – Даригой Назарбаевой.


Только что Гани Касымов правильно акцентировал внимание на том, что это единственная политическая партия в Казахстане, возглавляемая женщиной (Ошибка: есть еще “Руханият”, руководимая Алтыншаш Джагановой. – Прим. ред.). И, кстати, это большой плюс, потому что 52 процента взрослого электората, имеющего право голоса, – представительницы прекрасного пола. Естественно, я не ожидаю, что все они, как один, автоматически будут голосовать за “Асар”. Но все же какое-то преимущество в этом плане лидерство Дариги Нурсултановны дает.


Опять же – молодежь. У нас – 400 тысяч студентов. Еще несколько сотен тысяч – трудовой молодежи. Если “Асар” сможет такими яркими, зрелищными мероприятиями привлечь на свою сторону молодое поколение, то получит еще множество дополнительных голосов.


То есть, сейчас я интуитивно чувствую, что нынешняя парламентская избирательная кампания будет, как никогда, очень жесткой и конкурентной. То есть даже создание единых предвыборных блоков не гарантирует, что их участники будут соблюдать правила игры по отношению друг к другу. Потому что всего в стране – 67 избирательных одномандатных округов и 10 мест – по партийному списку.


Я, в принципе, поддерживаю те требования политических лидеров, которые касаются расширения партийного списка и увеличения количества парламентских мест. Это уже, видимо, назрело. И я, в силу своих служебных обязанностей, буду советовать президенту пойти навстречу в этом вопросе.


Главным достижением партии “Асар” г-жа Назарбаева назвала создание собственной фракции в парламенте…


— Да, они очень гордятся этим. Но на самом деле это ненормально. Потому что партия “Асар” не участвовала в последних парламентских выборах и не проходила через их горнило. Ее тогда и в помине не было. А фракция образовалась!


Причем я с удивлением узнал о том, что мажилисмен Елюбаев числится в партии “Отан”, Землянов – член Компартии…


Он же вышел из нее?


Ну ладно, вышел, но все равно он говорит, что в душе остается коммунистом. А сенатор Кекильбаев и еще двое вообще прошли по президентскому списку. А ведь президент является лидером партии “Отан”! Они спросили его – можно ли вступать в эту фракцию или нет? С их стороны это был неэтичный шаг. И потому я не поддерживаю образование этой фракции, исходя именно из этих соображений.


То есть, вы хотите сказать, что эти парламентарии, да вообще чиновники, оказались в положении той самой мартышки из анекдота, разрывающейся между “умными” и “красивыми”?


Заметьте, не я это сказал, это ваша фраза. Можете вставить, но только от своего имени…


Схватка титанов?


И все же объективно самым сильным противником “Асара” является партия “Ак жол”, в том числе – и в плане богатства популярными личностями. Вы разделяете это мнение?


Я думаю, что в настоящий момент “Ак жол” сильнее, хотя бы потому, что эта партия образовалась в феврале 2002 года и существует уже два года. И тройка ее лидеров за это время объехала практически все регионы страны, провела невероятно большое количество встреч. Они провели очень большую работу.


Потом, если брать просто печатные издания, то возьмите: “Assandy-Times”, которая вчера опубликовала громадное интервью Алтынбека Сарсенбаева, собственную газету “Эпоха”, “Время”, которая практически поддерживает “Ак жол”, и ряд других изданий, публикующих их материалы. Вот я, например, даю интервью “таймовцам”, так мне приходится буквально каждое слово отстаивать. А лидеры “Светлого пути” печатаются гораздо чаще и без таких проблем. И, с этой точки зрения, у них больше сил.


Но, учитывая ту медиа-империю, которую будет (? — Ред.) иметь партия “Асар”, и поддержку на местах (то есть, часть бизнес-элиты и государственного аппарата, охотно вошедшую в эту партию), думается, она сможет быстро выправить ситуацию в свою пользу.


Наиболее жесткая конкуренция в период парламентских выборов, да и вообще – всегда, будет именно между этими двумя партиями. И не только потому, что у них разные программные установки, но и потому, что существует особое межличностное противостояние между лидерами “Асара” и “Ак жола” из-за известных событий осени 2001 года…


Нурсултан Назарбаев, гарант Конституции, декларирующей равноправие, не прислал приветствие недавнему съезду “Ак жола” (как, впрочем, и прежним его форумам), а сегодня г-н Тажин зачитал его приветствие “Асару”. Это политический шаг или же веление отцовского сердца?


Это просто разумный, рациональный шаг главы государства. Как он может посылать приветствия съездам партии “Ак жол”, если … Вы читали вчерашнее интервью Сарсенбаева в “Assandy”? Он там прямо заявил, что в стране – диктатура и что все политические реформы свернуты. И что же, в этой ситуации президент должен посылать приветствия “Ак жолу”: мол, молодцы, ребята?


Но съезд “Ак жола” проходил ДО этого заявления…


Давно уже сложилась такая практика, что президент посылает приветствия съездам и форумам только тех сил, которые безоговорочно поддерживают его курс. Это нормально. Вот если бы он приветствовал всех без разбора, то как раз это было бы ненормально, да и неискренне с его стороны. Он демонстрировал такую поддержку Аграрной партии, Гражданской партии, на съездах “Отана” президент всегда выступает лично. Поскольку “Асар” с первых дней заявил о безоговорочной поддержке курса главы государства, то выступление Тажина на сегодняшнем съезде вполне закономерно.


А “Ак жол”, в общем-то, уже открыто борется за власть, за то, чтобы овладеть парламентом. Возможно, они планируют выдвинуть своего кандидата на президентских выборах 2006 года. Это наши… я не буду говорить – противники, мне противно это слово, наши оппоненты.


В наших рыночных условиях финансы играют важную роль везде и всюду, в том числе – и в политике. Какая из этих партий, по-вашему, богаче в этом плане?


— Я думаю, что пока денег больше у “Ак жола”. За этой партией стоит достаточно крупный банк и несколько финансовых группировок. Но я вам другой факт приведу. Я недавно говорил с одним оппозиционером, функционером ДВК. Так вот, он сообщил мне, что Демвыбор содержит около 500 освобожденных функционеров, то есть тех, кто получает в этом движении ежемесячную зарплату. Вы можете себе представить – 500 человек! Это только ДВК. Про “Ак жол” я уже не говорю, какие суммы там платят, и скольким людям…


То есть, я хочу сказать, что в Казахстане очень много денег. Президент провел настолько глубокие либеральные экономические и валютные реформы, что у нас появилось много миллионеров. А когда у тебя много денег, всегда рано или поздно хочется получить еще и власть политическую.


Создание всех этих партий и газет предвещает большую борьбу за власть уже в недалеком будущем. И в Казахстане она будет носить наиболее ожесточенный характер, потому что в наших недрах содержится практически вся таблица Менделеева, 14 миллиардов тонн нефти. И это, образно говоря, очень лакомый кусок с точки зрения захвата политической власти в этой стране.


В своей речи на этом съезде вы провели параллель между “Асаром” и российскими СПС и “Яблоком”. Но ведь на эту ипостась в Казахстане претендует “Ак жол”, и у его лидеров сложились уже неформальные отношения с российскими коллегами из этих партий? Так кто же в Казахстане является “правой” партией?


Вы знаете, в плане понятия “правая партия” сложилось много неразберихи. Вот россияне назвали себя “Союзом правых сил”. Но вот я лично знаю, что ни одна “правая” партия в мире не потребует отмены всеобщей воинской обязанности (“Асар” выступает за профессиональную армию. – Ред.). Как Немцов себе воображал защиту одной шестой части планеты с помощью контрактной армии? Возьмем только, например, охрану многих тысяч километров госграницы?


И СПС “пролетел” на недавних выборах в Думу, потому что по-настоящему “правых”, консервативных, установок у них не было. У нас те же “Отан”, Гражданская и Аграрная партия, когда они смогли “протащить” через парламент закон о частной собственности на землю, выглядели “правее” некуда! В то же время я не согласен с критикой в адрес позиций пропрезидентских партий по новому закону “О СМИ”, принимаемому в парламенте.


Я вам приведу совсем недавний пример – снятие директора Би-Би-Си. За что его сняли? За ложь и некомпетентность. Вернее, не сняли, английское правительство надавило на него. Ведь Би-Би-Си раньше славилось на весь мир своей качественной и объективной информацией, и тут получился такой казус. Я считаю, что вся эта истерия вокруг нового закона СМИ, мол, это реакционный закон, что правительство собирается закрыть газеты и прижать журналистов – абсолютная ерунда. Никто не собирается этого делать. Все эти поправки направлены на то, чтобы усилить, в какой-то мере, элементарный редакционный контроль, на появление точной и объективной информации. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Мне кажется, что я немножко отошел от вашего вопроса?


“Немножко” — это сказано довольно мягко. Все-таки, кого бы вы позиционировали как “правую партию” — “Асар” или “Ак жол”?


Мне кажется, что, судя по программным установкам, “Асар” больше похож на российское “Яблоко”. В выступлениях и Дариги Назарбаевой, и Ерлана Карина содержалось очень много вещей, связанных с социальной защитой. То есть, основной упор “Асар” делает именно на это, через всю программу этой партии красной линией проходит социальная солидарность широких слоев населения.


“Акжоловцы” сильно акцентируют внимание на свободе предпринимательской деятельности, честной конкуренции и ряда других инициатив, пользующихся популярностью в предпринимательской среде, особенно – у представителей среднего и малого бизнеса. Крупный бизнес их, конечно же, не жалует, поскольку тот же Булат Абилов неоднократно выступал с требованием пересмотреть те же нефтяные контракты, тщательно проверить деятельность предприятий-экспортеров и так далее. То есть, в этом плане “Ак жол” очень похож на СПС.


А есть ли у нас олигархи, похожие на Березовского, Гусинского и Ходорковского? И если есть, ждет ли их участь российских прототипов?


Безусловно, у нас есть промышленные и финансовые олигархи, но такой проблемы, как у Путина, в Казахстане нет. Потому что местные олигархи с самого начала, с 1991 года, безоговорочно признали лидерство Нурсултана Назарбаева во всех политических и экономических реформах. Конечно же, время идет, обогатились очень многие, и команда президента уже не такая слаженная и единодушная, как прежде.


Большие деньги неизбежно приводят к мысли: “А что, ведь я тоже ровня этой власти, и могу порулить страной не хуже”…


Помимо денег, это еще и особенности национального менталитета…


Не буду спорить. В общем, все это неизбежно приводит к созданию клановых группировок, каких-то политических организаций. Но президент жестко контролирует весь политический процесс и после небольшого кризиса ноября 2001-го года смог удержать ситуацию в своих руках. Она сейчас достаточно стабильна и устойчива.


Соседям рано ставить на “Асар”?


Некоторые российские политологи, например, г-н Собянин в “Нави”, уже всерьез заговорили, что Кремлю надо ставить на Даригу Назарбаеву. Это что – проплаченный пиар или же здравые мысли реалистов?


Это беспочвенные мысли. Я могу вам официально, как советник президента, сказать, что встречался с главой государства 16 января и спросил его, как он относится к моим неоднократным заявлениям в прессе о том, что Назарбаев будет баллотироваться и обязательно победит в президентских выборах 2006 года, возглавив государство еще на 7 лет. Так вот, он сказал так: “Я, безусловно, буду баллотироваться в 2006 году, и я твердо рассчитываю на победу!” У президента всегда есть в запасе такие мощные ходы, каких у всех партий, вместе взятых, в помине не найдется! Я имею в виду самое главное его оружие – социальную политику. Не собираюсь выдавать государственные секреты – во сколько увеличатся пенсии и зарплаты бюджетников и будут компенсированы былые сбережения казахстанцев в советском еще Сбербанке, каким образом будет проводиться молодежная политика. Но у действующего президента всегда имеется тысяча шансов сохранить свою власть, гораздо больше, чем у тех, кто на эту власть только претендует.


Тогда как вы охарактеризуете попытки Дариги Нурсултановны закрепиться на арене международной политики? Это просто пиар или же прицел на далекое будущее?


Дело в граде критических стрел, которые метала в Даригу оппозиция, тем самым подталкивая ее к публичной политической деятельности. По моим личным наблюдениям, это не ее прихоть или каприз, а осознанный выбор, сделанный под давлением оппонентов. Ну и, наверно, это еще и результат ее личного интереса к этой сфере общественной деятельности. Она увидела, что ниша центристская пока еще никем не занята, и сработало желание дочери помочь отцу не просто в проведении его курса, но и в преодолении политической апатии рядовых граждан, их политического невежества, рекрутировании в политику новых свежих лиц. Это, думается, нормально, и потому президент только приветствует появление такой новой партии, которая солидарна с ним.


“Профессор Преображенский” из Караганды


Сами тогда не собираетесь вступить в эту партию? Ведь, насколько мне известно, вы сейчас беспартийный?


Я был когда-то коммунистом. Правопреемником Компартии Казахстана советских времен была Соцпартия, которую возглавили Газиз Алдамжаров и я. Но потом и она сошла со сцены.


Поскольку перед парламентскими выборами президент наверняка поручит мне оказывать поддержку “Отану” в ее пропаганде в массах, то, возможно, что я вступлю в этом году именно в эту партию, а не в “Асар”.


И последний вопрос: вам лично, как простому телезрителю, нравятся рекламные ролики “Асара” или же они вас раздражают?


В политике участвуют сознательно, причем в любой стране, только 2-3 процента населения. И эти ролики могут раздражать именно эту пару-тройку процентов. А громадный слой людей, которые не так “тонко” разбираются в политике, как журналист Асхат Шарипжанов, они с удовольствием смотрят их и думают: “А что, и я пойду, проголосую за эту партию, а то и вступлю в нее!” Ну, а Асхат Шарипжанов, обладающий бойким и резким языком, может сколько угодно высмеивать эти ролики. Но это будет неэффективно. Конечно, можно как-то видоизменять их сценарии, но это уже чисто творческие проблемы…


Спасибо, конечно, за комплимент с подтекстом, но все же, Ермухамет Кабидинович, я спрашивал вас не о моем восприятии или же народном, а о вашем личном…


А я ради сохранения аппетита и хорошего настроения не смотрю наше телевидение. Предпочитаю российский канал “Культура”!


Спасибо за беседу.