“Партийная газета – это кумулятивный заряд!”

“Умный” боевой листок “Асара” возглавит глава “Хабара” с приставкой “экс”

Владимира Рериха автор этих строк выловил в кулуарах съезда “Асара” в момент, когда он триумфально ставил автографы на всем том, что ему совали в руки делегаты из регионов, выстроившись в приличную очередь.


Увидев сию картину, ваш покорный слуга подумал, что г-н Рерих, находясь в столь прекрасном расположении духа, не откажется дать интервью для “Нави”, не столь давно и не раз критиковавшего его в обзорах телепрограммы “Формула личности”.


Предчувствия меня не обманули. Владимир Ахмадьянович, узнав в ответ на свой вопрос, что его интервью появится в “Нави” или газете “Соз”, только бодро воскликнул:


— О, это прекрасно!


***


— Владимир Ахмадьянович, в своем выступлении на съезде вы сказали, что уже зарегистрированы две партийные газеты – “Асар-Казахстан” и “Асар заманы”. Уж не вы ли возглавите русское издание? И вообще, можно ли вас назвать главным идеологом партии?


Вполне ответственно и официально заявляю – да, главным редактором газеты “Асар-Казахстан” буду я! Это совершенно точно. Но вот от лавров, или, если хотите, эполетов идеолога партии, я отказываюсь наотрез!


Вообще это словосочетание – “идеолог партии” — звучит достаточно зловеще. Суслов был идеологом партии, Геббельс – тоже. Идеолога у нашей партии быть не может одного: это все-таки коллективная, соборная, работа. Недаром она так и называется – “Асар”!


Я – действующий участник этого процесса, но ни в коем случае – монополист.


Означает ли это ваш окончательный уход с поста гендиректора телеканала “Хабар” или вы будете совмещать свою новую работу с прежней?


— Я нахожусь в отпуске до 5 февраля. После этой даты состоится необходимая церемония освобождения меня от должности. Поскольку это – акционерное общество, нужно собрать совет директоров и соблюсти другие протокольные формальности. Я буду от должности на “Хабаре” освобожден, и это совпадает с моими желаниями, жизненными целями и целями той новой работы, которой я буду заниматься в рамках “Асара”. Помимо редактирования его газеты, я буду вести на канале “Казахстан-1” программу “Формула личности”.


А чем будет отличаться “Асар-Казахстан” от главной газеты Советского Союза под названием “Правда”?


Я надеюсь, что, в первую очередь, она будет отличаться от этого издания отсутствием догматизма и идеологических установок. На ее страницах будет вестись поиск, и это будет не витрина готовых рецептов того, как поступать во всех случаях. Кардинально, диаметрально будет наша газета отличаться от той “Правды”!


Но вы ведь больше телевизионщик, чем газетчик. Не трудно будет?


— Телевизионщик-то я, честно говоря, случайный! Меня в телевидение в большой степени занесло простое любопытство…


Но на телевидении у вас все-таки есть опыт работы, а в газете – нет…


Я работал в кино, я – кинематографист по происхождению и филолог по образованию. Возиться со словами мне нравится больше, и больше нравится писать. С большим удовольствием займусь газетной работой, тем более, что для меня это что-то новое! Никогда не делал газету!


С какого тиража планируете начать?


С пяти тысяч экземпляров. Маленький, конечно, но даст Бог, будет больше…


— Это тираж обеих газет, вместе взятых?


Нет, только русскоязычной.


А кто возглавит казахское издание?


Кто именно – пока неизвестно. Есть несколько вариантов, которые находятся в стадии рассмотрения. Требуется, конечно же, большой профессионал. У меня есть кандидатура, я знаю, кого хочу видеть на этом посту. Надеюсь, что руководство партии не будет возражать…


Но ведь для такого человека, каким вы себя демонстрируете – буффона, в чем-то даже любителя эпатажа, – работа в партийной газете будет скучным занятием?


Нет. Это гораздо интересней – партийная газета. А вот общественная газета, действительно, скована некоторыми условностями и табу. Скажем, излишне доктринерская позиция, излишний полемизм вредят цивилизованной общественной газете. Необходимо создавать полифонию, давать противоположные точки зрения. Партийная же пресса в большей степени освобождена от этого. Она – своеобразная кумулятивная граната, ее энергия направлена на прожигание, на полемический вектор. Да, сложился штамп: партийная пресса – это скучно! Чертовски хочется его опровергнуть, и сделать так, чтобы эта газета существовала не просто потому, что она должна существовать. Чтобы она была интересной, и заставить ее читать. В этом есть азарт и кураж!


Конкуренции не боитесь? И видите ли серьезных конкурентов в партийной прессе?


— В чисто партийной – нет, к сожалению. “Эпоха”? Честно говорю – не понимаю, что это за газета. Да и газета ли это вообще?


Вообще-то есть “Соз”, “Ассанди”, но за ними стоит пока движение, а не партия «ДВК». Хорошо, ладно: а вот с былым “СолDатом” от РНПК смогли бы конкурировать?


Он был очень похож на боевой листок все-таки.


А у вас такой боевой листок не получится?


Хотелось бы уйти. Если это и получится боевой листок, то хотелось бы, чтобы – умный боевой листок! Который написан не солдатами, которых посадили на гауптвахту со словами: “Скостим срок, если будете делать боевой листок!” А умными и толковыми солдатами, которые и службу знают, и писать умеют.


Что, доводилось заниматься подобным делом в армии? Вы говорите об этом с таким знанием дела…


— Нет. Я старший сержант запаса, командовал отделением и был заместителем командира взвода. В политчасти не работал, газету не делал. Я строевой командир, младший.


Не превратятся ли “Хабар” и “Арна” в рупоры “Асара” (вопрос репортера Би-Би-Си)?


— Боже упаси! Это будет конец! Если еще можно представить партийную газету, то партийный телеканал – это нечто, причем – ужасное!


— Будете ли вы пиарить своих партайгеноссе на “Формуле личности”, ведущим которой вы являетесь?


— Вы знаете, я ведь там – чисто наемный работник. Если кто-то из моих коллег по партии покажется интересным организаторам этой программы – ради Бога, пусть приходит! Это чужой телеканал, у этой программы есть свои продюсеры, я не могу на них влиять. Они решают – кто придет на “Формулу”! Я могу воспрепятствовать только в одном случае: если приглашенный человек будет явно не интересен для зрителей. Больше у меня и прав-то никаких нет!


Спасибо за беседу.