Жертвы талгарского оползня: трагедия или статистика?

Обзор “толстушек”


Не все ли равно, как тебя “зарежут” – по плану или без?


Похоже, администрация президента РК разработала план по “нерегистрации” (так, слитно, написано в оригинале. – Обозреватель.) народной партии ДВК. Об этом сообщает “Assandy-Times”, ссылаясь на электронное письмо некого анонимного доброжелателя, поступившее одновременно и в редакцию этой газеты, и в алматинский офис партии.


Сей г-н сообщает, что, дескать, “решено срочно подготовить и подать документы на регистрацию некоторых партий национального и фундаменталистского характера. Якобы для того, чтоб отказать сначала им, а потом “Демократическому выбору Казахстана”. Тем самым Казахстан мог бы продемонстрировать Западу, что государство не разрешает деятельность всех “радикальных” организаций, а не отдельных из них”.


Затем, мол, к процессу подключится Генеральная прокуратура, по чьему запросу вдруг “всплывет” информация о том, что “набор членов этой партии осуществлялся незаконными методами”. Далее – обычный “джентльменский набор”: публикация компромата на партию в электронных и печатных СМИ, предложения Минюста по коррекции результатов набора партийцев с одновременным приглашением лидеров ДВК на ПДС и депутатские требования запрета этой партии.


По сведениям анонимного доброжелателя ДВК, эту работу координируют замруководителя администрации президента РК Бауржан Мухамеджанов, заместитель председателя КНБ Козы-Корпеш Карбузов и Генпрокурор Рашид Тусупбеков (который, по сведениям других СМИ, уже подал рапорт об отставке с этого поста. – Обозреватель.).


И вот эту-то анонимную информацию Мухаметжан Адилов очень сильно разбавил своими размышлениями на тему: мог ли ее “слить” какой-нибудь чиновник из Астаны, ссылаясь на последние кадровые перестановки в высших эшелонах власти; что из себя представляют названные анонимом господа-исполнители; об аналогичном плане по развалу Компартии; не является ли информация одного из казахстанских сайтов о скором освобождении Жакиянова “первой ласточкой” в этом плане и так далее, и тому подобное.


И далее автор приводит версии о методах, путем которых будет легитимизирована “нерегистрация” народной партии ДВК: мол, если будет сделано так-то, то, значит, план был. А если вот эдак, то значит партию не регистрируют без всякого плана.


Все эти размышления г-на Адилова поданы под рубрикой “Почти сенсация”. Для сего Маке это, может быть, и почти сенсация, хотя и сомнительно. Для вашего же обозревателя, хорошо помнящего недвусмысленные намеки г-на Ертысбаева еще во время выступления на учредительном съезде НП ДВК на возможные проблемы в плане ее регистрации, эта “новость” была давно ожидаемой…


“Пепел” Милошевича стучит в его сердце!


“Велика газетная ниша Казахстана, а читать – нечего”, — так можно перефразировать знаменитые слова панфиловца Клочкова перед последним его боем на подмосковном рубеже. Это касается казахстано-политического содержания таких газет, как “Новое поколение”, “Страна и мир”, “Караван” и казахстанское приложение к “толстушке”-“Комсомольская правда”.


Везде – короткие информации об уже известном из телевизионных новостей. Либо заранее ожидаемые “одобрям-сы” посланию президента РК народу Казахстана и его же последним кадровым перестановкам в высшем эшелоне власти (в этом плане, конечно же, впереди планеты всей – “отановская” “Страна и мир”).


Сергея Козлова, судя по его постволковскому “взгляду” в сегодняшнем номере “Нового поколения”, сейчас больше всего заботит экологическое состояние Алматы (“Город, который покидают птицы”).


А вот вынужденный житель славного австрийского города Вены и “каравановец” Андрей Шухов больше всего “заточился” на Билла Клинтона, Мадлен Олбрайт, Карлу дель Понте из Гаагского международного трибунала (обозванную “скуратовской подругой Карлой-Марлой”. – Обозреватель.), нынешних европейских политиков и НАТО, вместе взятых. Правда, греков, хотя они тоже являются участниками Северо-Атлантического альянса, сей г-н великодушно милует.


Зато всех остальных вышеперечисленных господ беспощадный г-н Шухов в статье “Брошь для Мадлен” мечтает посадить на скамью подсудимых за то, что они или лично развязали, или потворствовали “миротворческому” вторжению войск НАТО на Балканы в бытность Клинтона президентом США. Зато нынешнего главу России сей “каравановец” хвалит за то, что он “четко и ясно сказал: в Косово албанцы убивают сербов, и с этим надо что-то делать”.


Мысли-то г-на Шухова, возможно, во многом и верны. Скорее всего, что даже действительно верны. Но почему-то вашему обозревателю так и хочется поерничать на тему того, как мировое сообщество, испугавшись гнева сего гиганта мысли и отца планетарной демократии, в спешном порядке создает шуховский вариант Международного трибунала и карает их за содеянное. Видимо, автор этих строк начитался “Азиопии” “таймовца” Сапы Мекебаева, который постоянно рисует в таком ракурсе реакцию оного сообщества на различные заявления “великого и ужасного” министра иностранных дел Касымжомарта Токаева.


Кстати, в той же Вене, где проживает ныне Андрей Шухов, работает официальный представитель Республики Казахстан, Чрезвычайный и Полномочный Посол. Что мешало “каравановцу” по ходу дела взять да и проинтервьюировать его на тему “какова позиция МИДа РК по этому поводу”?


Обзор крупноформатных газет


Как нас теперь называть, таких хладнокровных и бессердечных? Или – “Их”?


В крупноформатных газетах, единственным, что по-настоящему задело обозревателя за живое, стала “реплика” неизвестного мне автора в “Деловой неделе”. Кстати, озаглавлен материал так же, как и первое письмо Заманбека Нуркадилова президенту Казахстана — “Как нас теперь называть”. Автор “ДН” не называет прямо, как, но после прочтения статьи все становится понятно без пояснения.


Некий (впрочем, не в имени дело, а в сути сказанного) Филипп Маторин, вспоминая о трагедии в Талгарском районе, в которой погибли 29 человек, обращается прямо к коллегам, а опосредованно — к правительству и президенту страны. Автор отмечает, что при освещении этого события журналисты “для приличия слегка журили правительство”, “хвалили спасателей (справедливо хвалили; правда, самые ретивые в кулуарах пытались соединить природный катаклизм со смещением с поста главного шефа Агентства по ЧС и его нашумевшего открытого письма)”.


Ф.Маторина поразили репортажи, в которых виновниками трагедии предстали ее жертвы. Дело в том, что “так у нас сложилось, что наша журналистика предпочитает “отражать” жизнь не всего общества, а только верхней его части. …за неполных две недели со дня талгарской трагедии телевидение показало множество репортажей о властных посиделках. Начиная от районных и заканчивая высочайшими”.


Но, задается журналист вопросом, “хоть одно из них началось минутой молчания в память о погибших людях? Я, например, не видел. Видел футболистов, которые поминали умершего коллегу (…) перед матчем. Видел высочайших сановников, которые не могли скрыть слез перед камерами, когда видели гибель соотечественников. Не наших сановников. Наши… Вот вам и зеркало…”.


А потому, пишет “ДН”, “не надо возобновлять бесплодную дискуссию о мифическом “кодексе журналистской чести”, потому как “честь – понятие общечеловеческое, из разряда вечных ценностей. Уважение к личности, уважение к умершим – один из атрибутов этой ценности”.


“Вы знаете, — вспомнил Ф.Маторин, — всей редакцией слушали мы ежегодное послание президента народу Казахстана. Большинство восприняло его как емкое и конкретное. А я вот подумал, что начать его нужно было с объявления минуты молчания или даже с объявления дня траура в стране. Разумеется, погибшим людям это ничего бы не дало. Нам бы дало многое, нам, народу Казахстана. Был бы пример мужественной человечности; возможно, и отражение в нашем “зеркале” при освещении трагедии было бы иным”.


Кстати, к той же серии, “как нас теперь называть”, относится материал в газете “Курсив”, повествующий о том, что депутатами маслихатов являются люди, по закону не имеющие права быть депутатами.


“Возьмем, к примеру, городской маслихат Алматы. Столько уважаемых людей, но только не хотят они соблюдать законы нашей страны, потому что касаются они личной заинтересованности”, — пишет газета и приводит в пример президента ОАО “Бахус” Артуша Карапетяна. Г-н Карапетян “зарегистрировал официально около двухсот агитаторов, заставив своих работников” проводить его избирательную кампанию, использовал свои предпринимательские возможности.


Между тем существует статья закона о борьбе с коррупцией, в которой указано, что депутатам маслихата запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно участвовать в управлении хозяйственными объектами. Таким образом, по подсчету “Курсива”, из 33 избранных на последних выборах депутатов 26 “должны освободить свое руководящее кресло. Тринадцать директоров предприятий должны были объявить конкурс на замещение своих вакантных мест, пять директоров школ, гимназий и техникумов также должны были уступить свои кресла достойным коллегам, а шесть главврачей немедленно попросить своих заместителей стать руководителями. Опять же сотрудники акиматов, попавшие в депутаты, также должны были бы уволиться, чтобы не произошло раздвоения личности, когда сам себе приказываешь и сам не исполняешь своих решений”.


Без оппозиции Совещание было полезным и конструктивным…


Недавнее заседание ПДС газеты оценили одинаково в одном – как спокойное, без какой-либо интриги событие.


По мнению “Панорамы”, заседание “…стало одним из наиболее спокойных – сначала оно переносилось, потом в нем не приняли участие ожидавшиеся активисты оппозиционных партий. Видимо, в результате этого даже некоторые СМИ не были приглашены на заседание, чего до сих пор не было в практике ПДС. Это тем более удивительно и достойно сожаления, что тема, обсуждавшаяся на этот раз, была очень важной – рекомендации по совершенствованию судебной системы и статуса судей”.


Идентичного мнения придерживаются участники заседания. По словам Азата Перуашева (вообще-то, считается, что г-н Перуашев не любит публичные мероприятия по неким “принципиальным” соображениям), “очередное заседание ПДС показало, что люди начали отходить от эмоций. …Разговор на Совещании был построен очень рационально. Даже тот факт, что участники Совещания закончили работу на несколько часов раньше, чем обычно, тоже показатель. Вопросы обсуждались детально и активно”, — цитирует «»Казправда».


По мнению зампредседателя партии “Асар” Сергея Киселева, “совещание было конструктивным и полезным”.


Судя по всему, если и следующие заседания Совещания будут проходить без представителей оппозиции, с одной стороны, они будут более “продуктивными”, с другой, менее интригующими, скандальными и развлекательными. Только с диалогом власти и оппозиции опять же ничего не получается…


Ну а что касается продуктивности, предыдущих заседаний ПДС, ее результатом можно считать принятый закон о выборах. По мнению руководителя Республиканской сети независимых наблюдателей (РСНН) Дос Кушима, цитирует “Панорама”, “был в Казахстане единственный шанс получить честный закон, но, к сожалению, не вышло”. Причем “все победы в работе над законопроектом как бы “компенсировались” тем, что важные моменты, инициированные или поддержанные РСНН, не прошли в закон. В частности, речь идет о том, что граждане, имеющие непогашенную судимость, по-прежнему не могут баллотироваться в парламент”, например, как сказал наблюдатель Сергей Дуванов.


Посмотрим, как будут восприняты рекомендации ПДС по электронному голосованию. В частности, тот же Д.Кушим отмечает, что “на сегодня нигде в мире эта система не практикуется, пока только ведутся эксперименты, причем не всегда удачные”.