Депутаты получили доступ к секретным контрактам

Астанинские хроники

Как сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник, добыча нефти в РК вместе с газоконденсатом превысит 54 млн.тонн. В прошлом году в республике было добыто 51,4 млн.тонн черного золота, из них доля Казахстана составила –11 млн.тонн.


Сегодня в РК действуют 35 нефтедобывающих компаний, из которых большая часть представлена мелкими отечественными предприятиями. Крупнейшие нефтегазовые предприятия – это “ТенгизШевройл” (доля РК по разделу продукции составляет 20 процентов) и КИО (до возврата инвестиций доля РК – 20 процентов, после возврата инвестиций – 80 процентов).


Пессимисты утверждают, что пока инвесторы на Карачаганаке “вернут инвестиции”, там все уже закончится. По словам Владимира Школьника, сегодняшнюю формулу “20/80” по Соглашению о разделе продукции Правительство хочет изменить на “30/70”. Кстати, сейчас идут правительственные переговоры с российской стороной о строительстве на Карачаганаке газового завода. Если вначале в партнеры Казахстана сватали “Роснефть”, то теперь, по словам главы МЭМРа, в качестве партнера Правительство рассматривает “Газпром”. Доля РК в проекте планируется на уровне 60-70 процентов. Главной задачей является быстроокупаемость проекта. “Это вопрос решения проблем с Россией. После строительства завода Россия будет вынуждена поделиться своим рынком в Западной Европе и на Украине. Взамен мы тоже должны что-то сделать. Об этом-то и идет речь сегодня. Переговоры очень сложные”, — поведал Школьник. Министр сообщил, что во всех новых проектах участие Казахстана будет не менее 50 процентов. Также Владимир Школьник сетовал, что в ведомстве очень маленький штат, из-за чего за всем не углядеть. “Состав МЭМРа, включая секретарш и уборщиц, 199 человек. Мы просим постоянно Правительство увеличить штат, но пока безрезультатно. Вот просим Парламент поддержать нас в этом вопросе”.


Что касается отечественных законодателей, ожидается активизация народных избранников в вопросах сырьевого сектора. Согласно последним поправкам в законодательстве, депутатам предоставлен доступ к контрактам с инвесторами. Сами контракты являются конфиденциальными для общественности.