Границы, которые нас разделяют и обирают

Каждый обменивается своим личным опытом с другими. Например, парламентарии стран Средней Азии приняли участие в семинаре-совещании руководителей информационно-аналитических служб аппаратов парламентов государств СНГ. Об этом пишет “Парламентская газета”.


Цель семинара — укрепление взаимодействия и сотрудничества в информационно-аналитическом и информационно-технологическом обеспечении парламентской деятельности в государствах Содружества.


На семинаре-совещании будут обсуждаться проблемы совершенствования информационно-аналитического обеспечения законотворческого процесса и усиления взаимодействия аналогичных служб законодателей государств — участников СНГ, а также обмен опытом работы. В заседаниях принимают участие депутаты, руководители Аппарата Госдумы, представители российских министерств. Перед участниками семинара-совещания выступят руководители ряда комитетов Госдумы.


А газеты обмениваются опытом пересечения российско-казахстанской и узбекско-казахстанской границы.


ИА “Фергана.Ру” пишет, что жителю двухмиллионного Ташкента, чтобы попасть за рубеж, всего-то и надо — отъехать от столицы на десяток километров и проследовать через КПП на территорию соседнего Казахстана. В теории это нетрудно. На практике оказывается гораздо сложнее.


Пограничная линия, разделяющая два государства, самым естественным образом прорезала дворы и улицы узбекско-казахского поселка Черняевка, поделив его надвое и окончательно оформившись в виде высокой бетонной стены и двух таможенно-пропускных комплексов.


Легальный путь в сопредельную державу непрост. За границу, которая после раскола единого государства придвинулась к узбекской столице почти вплотную, пускают не всех, а только тех, у кого есть командировочное удостоверение или удостоверения, подтверждающие, что они работают в Казахстане. У кого подобных документов не имеется, даже не пытаются соваться на таможню”.


Итак, после неоднократной проверки документов, журналисты оказываются на казахстанской территории. “Казахстан встречает деловой суетой. Сразу бросается в глаза: если на узбекской территории хорошие дороги и никакой бизнес-активности, то здесь все наоборот: ямы, колдобины и — бурлящая ключом жизнь”.


Только журналисты осмотрелись, к ним подошла местная жительница:


— За границу перейти не желаете? Три тысячи сумов — и вы в Узбекистане.


— Спасибо, мы только что оттуда.


Через минуту подходят несколько парней-казахов и также убеждают перебраться через границу, обещая, что таможня не тронет. А после них третьи, четвертые… Похоже, этот бизнес поставлен здесь на конвейер.


Любопытные корреспонденты идут посмотреть нелегальный переход.


Поток людей, извиваясь, втекает в распахнутые ворота частного дома. «Вход по сто сумов», — кричит какая-то женщина, но мы не обращаем на нее внимания и входим во двор. Народ пересекает двор и через калитку вытекает наружу. Следуем общему примеру, и перед нами предстает странная картина. Высоченная бетонная стена. На высоте примерно полметра в ней пробита дыра. В эту дырку всасывается людской поток, исходящий с нашей стороны, чередуясь с потоком, исходящим с той, узбекской стороны


Назад мы пошли тем же путем, слившись с потоком, направлявшимся в обратную сторону”.


Опустим зарисовки с базара и другие моменты.


На обратном пути через таможню командировочных у нас уже не спрашивали — мельком взглянули на паспорта и пропустили. На стене висело объявление, смысл которого сводился к тому, что гражданам Казахстана без специальных удостоверений на территории Узбекистана делать нечего. Как и в первом случае, это была инициатива нашей, узбекской стороны”.


“Российская газета” публикует письмо русской женщины, которая рассказывает, как казахстанская милиция грабит приезжих россиян.


Муж родился в Узбекистане, в 80-х годах переехал жить в Сибирь. В Узбекистане у него осталась сестра и две родительские могилки. В январе 2004 года мы решили поехать в отпуск на родину мужа: ему 54 года, и он хотел еще хотя бы раз повидать сестру, навестить родные могилки, где не был уже 15 лет. Живем мы в Кемеровской области, прямого поезда до Ташкента нет, на самолете дорого. Вот и купили билеты на поезд до Алма-Аты. Ехали довольные, не подозревая, что ждет нас впереди”.


А на вокзале Алматы их ждали милиционеры, которые по нескольку раз проверяли документы, обыскивали вещи, вплоть до трусов, и отпускали, правда, за определенную мзду.


Ехали супруги до границы с Узбекистаном и считали: “милиционеры… таксист… автобус… Восьми тысяч восьмисот рублей — как и не было. Осталось у нас пять тысяч, но ведь надо еще и домой на что-то вернуться...” Еще купили у таксиста эмиграционную карту за 500 рублей.


В семь утра подъехали к границе с Узбекистаном, а она открывается только в девять. Автобус уехал, и остались мы снова на улице. Попутчики предупредили: не стойте у дороги, здесь тоже пасется милиция, и они тоже любят деньги. Познакомились с двумя женщинами, ожидавшими рейса на Алма-Ату. Они объяснили, что печати на наших «эмиграционках» поддельные. Тут уж мы сломались окончательно. Посмотрели мы на начинавшуюся за кордоном узбекскую землю, муж заплакал, что стоит так близко и не может пройти на родину, а я заплакала от жалости к нему и от обиды. Постояли, поплакали и поехали назад на железнодорожный вокзал Алма-Аты”.


И еще немного об отношениях соседей, но уже на государственном уровне.


“Время новостей” сообщает, что правительство Казахстана рассматривает возможность строительства уже в текущем году в обход территории Кыргызстана прямого газопровода до узбекского участка магистрального газопровода Бухарский газоносный район — Ташкент — Бишкек — Алматы (БГР-ТБА). Протяженность газопровода в обход Кыргызстана может составить 142 км. Премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов указал на необходимость «предусмотреть все возможности дипломатического разрешения ситуации«, связанной с «регулярным несанкционированным отбором» Бишкеком из газопровода БГР-ТБА узбекского газа, предназначенного для Казахстана. Согласно расчетам специалистов, долг Кыргызстана за несанкционированный отбор газа достиг 7 млн. долл., и «вернуть его в будущем не представляется возможным«.


А напоследок несколько советов от Туркменбаши, как уберечь зубы.


“Время новостей” пишет, что президент Туркмении Сапармурат Ниязов призвал молодежь следить за здоровьем зубов и отказаться от моды на золотые коронки. На встрече со студентами одного из университетов, показанной по местному телевидению, Туркменбаши обратил внимание на золотые зубы девушки, зачитывавшей приветствие. «Ты не обижайся, твои золотые зубы очень красивые. Но вас, молодых, ваши белые зубы красят намного больше, — сказал Ниязов. — Я это говорю не только вам, но и всем молодым людям Туркменистана. Вы такие красивые, когда у вас свои естественные зубы«. Он также посоветовал соотечественникам «жевать что-нибудь твердое«, чтобы зубы не крошились: «Я в молодости наблюдал за собаками. Им бросали кости, и собаки грызли их. Они это делали не от голода. Там есть кальций, немного фтора. Я не хочу вас обижать. Чем тверже пища, тем крепче зубы. Те, у кого выпали зубы, не грызли кости. Вот мой совет«, — заявил Ниязов.


***


При составлении обзора использованы материалы дайджеста «Центральноазиатские новости» от ИА «Фергана.Ру«