Не такой уж Нуркадилов и “пропойца”, чтоб без отставки президента помереть…

Узбекские рабы в казахстанском “Техасе”?


Не хотелось бы в связи с недавними трагическими событиями в Узбекистане вспоминать этот анекдот, но все же есть причины для этого. Итак, Ислам Каримов во время рандеву с Нурсултаном Назарбаевым, желая поддеть своего визави, заявляет: “Скоро у каждого узбека будет корейский автомобиль ташкентской сборки!” На что президент РК благодушно отвечает: “А у нас скоро у каждого казаха будет по слуге-узбеку…


Примечание о том, что “в каждой шутке есть доля правды”, применимо к этому анекдоту как никогда. Причем – доля сия имеет не только воистину львиные размеры, но просто ужасающие. Оказывается, в Казахстане есть натуральные концлагери для натуральных рабов, являющихся выходцами из Узбекистана. Об этом сообщает “АиФ-Казахстан” в статье Дарьи Алексеевой из Чимкента (“АиФ-К” до сих пор сохраняет советскую орфографию при написании названия этого города) “Погоня за недлинным тенге”.


Если точнее, то источником такой шокирующей информации является руководитель узбекистанского НПО “Тонг” Валентина Чупик, рассказавшая об этом на международном семинаре по миграции, прошедшем в Шымкенте. “Мы обнаружили значительное число трудовых лагерей, где происходит эксплуатация граждан Узбекистана… Однажды в районе старого города в Чимкенте мы увидели огромную стену. Сверху была колючая проволока. Где-то наверху мы заметили узбеков – очень тощих, черных. Мы хотели с ними поговорить, но вышел охранник, показал нам автомат, и пришлось уйти. Мы решили опросить соседей. Одни отказались говорить, другие сказали лишь, что здесь происходит что-то нехорошее. Одна женщина, живущая по соседству, ответила на наши вопросы. “Здесь – концлагерь”, — сказала она”.


По словам г-жи Чупик, эта женщина укрыла у себя двух узбеков, 16 и 18 лет, которым удалось бежать из сего концлагеря. “Ребята работали на стройке, жили прямо на рабочем месте под пленкой, спали на тонких ковриках. Кормили их так: 2 буханки хлеба и котел похлебки из риса и картошки на 10 человек. Несколько раз они пытались бежать. Но их ловили, избивали и водворяли обратно”.


Такие концлагери работают круглогодично, но есть еще и сезонная работа, в основном – полевая, в хлопкосеющих районах. На нее в сезон, по сведениям все того же “Тонга”, Южный Казахстан принимает около полумиллиона трудовых мигрантов из соседней страны. “Там люди работают весь сезон за еду, рассчитываются с ними только в конце. Но деньги работники не получают до тех пор, пока в праздник урожая не пройдет мероприятие, которое там называется “давать концерт”. Перед хозяевами поля танцуют женщины. При этом они обязательно должны петь гимн Узбекистана. Этим грубо попирается их национальное достоинство, но иначе денег не получишь. Узбекам, как правило, платят в несколько раз меньше, чем казахстанским сборщикам, которых, кстати, сейчас на полях становится все больше”.


На фоне этого беспредела история 35-летнего узбека по имени Тахир, с которой начинается эта статья, выглядит чуть ли не венцом благополучия: он сколотил строительную бригаду из шестерых человек, которые в месяц получают “на общак” 50-80 тысяч тенге в месяц. Плюс – кормежка за счет хозяев строящегося объекта. За сезон таким образом можно заработать и скопить весьма солидную по узбекским меркам сумму.


Сама автор статьи (по-видимому, жительница Шымкента) пишет, что строители из соседней страны пользуются большим спросом среди горожан. “Ремонт эти ребята делают быстро, за работу берут недорого и, в отличие от местных мастеров, навороченных стройматериалов не требуют. Из мела, мыла, алебастра и олифы такую шпаклевку делают – куда до нее импортной! А жить могут и в сарае. В еде непривередливы, еще сто раз спасибо скажут”.


В упомянутом выше семинаре (кстати, его организаторами были Международная организация по миграции, миссия ОБСЕ в Казахстане и Международное бюро по правам человека) присутствовали и сотрудники прокуратуры Южно-Казахстанской области. Они признают наличие “сезонной” проблемы, хотя и отрицают существование концлагерей, описанных г-жой Чупик. Да и “сезонников” из Узбекистана, мол, с каждым годом становится все меньше и меньше…


Судя по чупиковскому “триллеру”, у узбекских экстремистов не должно быть абсолютно никаких проблем с кадрами будущих шахидов-смертников, способных взорвать себя и окружающих когда нужно. Если ради куска хлеба эти люди готовы соглашаться на натуральное рабство и унизительные пляски и пение перед казахстанскими “рабовладельцами”, то, скажем, за тысячу-две долларов они пойдут на все…


Кто заказал черный пиар “Фортуны”?


Продолжим обозрение казахстанских приложений к российским изданиям. “Известия-Казахстан” продолжают исполнять пожелание Нурсултана Назарбаева: дают только информацию без всяких комментариев и собственных оценок ситуации.


Заметка Игоря Воротного “Сверхпроводник” посвящена борьбе Казахстана за международные энергетические рынки. По сути, это просто пересказ выступления министра энергетики РК Владимира Школьника на традиционном “правительственном часе” в парламенте.


А Татьяна Абраменко посвятила свою статью “Черная игра” созданию отечественными рыбопромышленниками своей профессиональной организации для противодействия теневому бизнесу, получающему огромные барыши в обход госказны браконьерской ловлей осетровых на Каспии и нелегальной продажей рыбно-икорной продукции в дальнее и ближнее зарубежье. А легальные рыботорговцы не могут даже обеспечить хотя бы внутренний рынок из-за того, что в нашей стране полностью отсутствует производство такой вроде бы мелочи, как консервные банки! В общем, проблем перед новой организацией – выше крыши, в отличие от дешевой и качественной икры и рыбы на столах рядовых казахстанцев…


Кстати, об “Известиях”. В одном из наших прошлых обзоров мы уже писали о том, что в этой газете вроде бы появился свой “Бендицкий в юбке”. Такой вывод мы сделали из того, что здесь появилась статья о махинациях некого алматинского ТОО “Фортуна”, в результате которых эта фирма буквально за бесценок стала владельцем двух крупных цементных заводов Караганды.


Спешим признать свою торопливость в столь громких “бендицких” выводах. Статьи на тему “Фортуны” и приватизации ею карагандинских цемпредприятий появились после этого номера “Известий-Казахстан” и в других СМИ страны. Сегодня эту тему продолжили газета “Литер” (статья некого Адиля Калтаева “Схватили намертво. Как цемент”) и “АиФ в Казахстане” (статья Марины Рябинкиной из Караганды “Цемент, которого нет”).


Судя по количеству задействованных в практически одновременном и хоровом “антифортунизме” сразу нескольких казахстанских масс-медиа, мы имеем дело с обычной пиар-акцией черного цвета. Причем, крупной и наверняка хорошо оплаченной некими заинтересованными лицами.


“Комсомолка-Казахстан” сообщает, что чеэсники признали наличие больших проблем в их организации. Например, в Алматы новые бомбо- или просто убежища давно уже не строятся, а старые из-за отсутствия регулярного ремонта находятся в плачевном состоянии. Или еще лучше: у экстренных служб этого же города нет единой карты Алматы. А многие из имеющихся в наличии – давно уже устарели и не соответствуют реальности. Сетуют спасатели и на повальную глухоту взрослого населения южной столицы Казахстана: практически никто из них не реагирует рев 280 сирен, установленных по всему городу. Зато школьники, мол, гораздо шустрее и добросовестнее в этом плане…


Наверняка обо всех этих проблемах специалисты АЧС докладывали своему теперь уже бывшему начальнику Заманбеку Нуркадилову. А тот – наверх по инстанции. А в ответ – ни гу-гу… Зато теперь из-за начавшегося открытого противостояния ЗКН с Назарбаевым все былое “грязное белье” сей спасательной организации выставляются на всеобщее обозрение из политических соображений. А потому необходимо хотя бы часть из них устранять в пику “нерадивому” Заке.


Так что, оказывается, от драки “панов” иногда не только не страдают чубы “холопов”, а, наоборот, всем простым смертным становится от этого только лучше и безопаснее. Давно бы надо было Заманбеку Калабаевичу выступить со своим демаршем против президента РК: глядишь, сегодняшнее АЧС ничем не уступало бы, скажем, российскому МЧС по своей оснащенности. А то, чем черт не шутит, даже и, скажем, французскому аналогу…


Нуркадилов не хочет быть Александром Матросовым, Аимбетов громит “Мегаполис”


Кстати, о Нуркадилове. Газета “Соз” публикует сегодня большое, на разворот, интервью, взятое у этого опального ныне экс-чиновника из АЧС ее шеф-редактором Гульжан Ергалиевой. В нем ЗКН подтвердил уже озвученную им ранее в зарубежных СМИ информацию о том, что его доброжелатели из спецслужб предупредили о готовящемся на него покушении.


“Я знаю, что это был заказ из Астаны. Исполнителями могли быть кто угодно – спецслужбы, иностранные наемники. Разве трудно купить криминалитет за 5 или 6, или 10 миллионов долларов, чтобы убить Нуркадилова, если у них миллиарды спрятаны за границей?


Но они, видно, планировали, не явное убийство в открытую, а устроить, например, остановку сердца. Сначала через пищу или воду усыпить, а потом ввести нужный препарат, да еще влить алкоголь”. (Тривиальная смерть алкоголика, в общем. — Обозреватель.)


Из-за этого Заке, мол, и вынужден был отменить зарубежную поездку для встречи западными политиками и прессой. “Можно было бы стать Александром Матросовым или героем Гастелло. Но, извини, погибать просто так я не буду, хотя жизнь отдать за отставку Назарбаева я готов”, – так весьма доходчиво г-н Нуркадилов объяснил свой поступок.


Во всем остальном содержание этого интервью практически ничем не отличается от его аналога в “Нави”, автором которого является Айгуль Омарова. Наши читатели могут ознакомиться и с другой “созовоской” статьей Гульжан Ергалиевой под названием “Ошибки и спасение президента”.


Профессор и по совместительству главный редактор газеты “Казахская правда”, аксакал Алдан Аимбетов, как известно, любит давать оценки и характеристики сильным мира сего. Так, например, недавно, он назвал того же Заманбека Нуркадилова “мамбетоватым человеком, не читавшим никогда “Братьев Карамазовых”.


В сегодняшнем номере Алдеке-ата хвалит поэта и посла Олжаса Сулейменова за его “втык” главному редактору газеты “Мегаполис” Ермеку Турсунову за опубликование в этом СМИ интервью Жириновского.


Зато бедному г-ну Турсунову, “политически неграмотному, блуждающему, как корабль без компаса, субъекту”, досталось на орехи от аксакала, что называется, по полной программе: он-де “возможно, не очень плохой журналист, но ноша главного редактора ему явно не по плечу.


Боюсь, этот пигмей не понял гиганта Сулейменова. Опубликовав его письмо без собственных комментариев, очевидно, решил, что с него хватит. А это выглядит как реплика в адрес Олжаса: “Ты сам дурак!”


Рядом постоянный “аимбетовский” автор Гайнижамал Шакей вынесла в заголовок своей статьи предположение – “Уж не является ли Жириновский шеф-редактором “Мегаполиса”? Содержание самой статьи после этого можно и не пересказывать, ограничившись констатацией того, что “Казахская правда” по-прежнему называет “Мегаполис” не иначе, как “казахстанская, но антиказахская газета”. Причем так она называет это издание чуть ли не с первых дней его появления на свет, когда имени г-на Турсунова в его выходных данных и в помине не было.


Ради объективности надо отметить, что Алдеке-ата давно “заточился” непосредственно и персонально на Ермека Турсунова, после того, как аксакал однажды долго проторчал в его “мегаполисовской” приемной, ожидая аудиенции. Помнится, писал он как-то об этом в своей “КП”.


А уж чего-чего, а уж этого аксакал весьма не любит. Достаточно вспомнить всю ту же его статью про “мамбетоватого” Нуркадилова. Там была такая же аналогичная ситуация в приемной акима Алматинской области, да еще вдобавок ЗКН имел “наглость” не дать денег, когда главред “Казахской правды” их попросил. “Ну и свинья же ты!” — подумал тогда аксакал…


Как видим, г-ну Турсунову в этом плане еще повезло по сравнению с Нуркадиловым. Однако, помнится, в той самой статье про ожидание в его приемной Алдеке-ата пригрозил, что разгромит “Мегаполис” так же, как в свое время гиллеровский “Караван”…