Избирательные связи апологета демократии

СМИшный подход “очень-очень полезной” организации ОБСЕ

Алматы посетил с визитом глава ОБСЕ, министр иностранных дел Болгарии Соломон Пасси. Государство канувшего в Лету социалистического лагеря является одним из 55 государств-членов ОБСЕ и в этом году председательствует в организации.


Не поделись с нами информацией коллеги, сотрудники “Навигатора” не узнали бы о встрече г-на Пасси с прессой. Впрочем, и посещение центра ОБСЕ в Алматы, по окончании рабочего дня, вызвало у автора одно раздражение от бестолкового маянья сначала у офиса этой структуры, затем внутри него и скупого общения с самим посланцем. Признаю, моя ошибка заключалась в том, что, узнав о встрече высокого иностранного гостя с прессой в 18.30, не позаботилась об аккредитации. Однако, прибыв под дождем заблаговременно к офису ОБСЕ, обнаружила еще несколько журналистов, ожидающих разрешения пройти в здание. Спасибо, что через минут 15 нас все-таки впустили туда. На входе молодые люди в костюмах интересовались у вошедших отсутствием наличия колющих, режущих предметов, оружия, некоторых мужчин “пропускали” через металлоискатель, просили поставить диктофоны на воспроизведение. Меня строгие парни включили в список прессы после того, как получили “добро” милой девушки — одного из организаторов встречи. Потом мы посидели еще минут 15 в библиотеке, потоптались в холле, и, наконец, из дверей соседней комнаты к нам вышел глава ОБСЕ в окружении охранников, алматинских сотрудников и группы казахстанцев. Среди последних, к нашему удивлению, оказались и братья по перу из “Ассанди-таймс”, “Мегаполиса”, осужденный экс-главред “СолДАТа” Ермурат Бапи, а также замдиректора казахстанского бюро по правам человека Жемис Турмагамбетова… Кстати, когда я спросила Е.Бапи, что интересного говорил визитер в отдельной комнате, он махнул рукой: да ничего интересного.


Мы окружили С.Пасси в предвкушении долгожданного общения, но Беата Разумилович, заведующая по политическим вопросам и СМИ центра ОБСЕ в Алматы, сообщила, что г-н посол готов ответить на “два-три-четыре” вопроса, а потом ему нужно уходить. Естественно, что за это время задать вопросы успели только самые проворные, тем более что отвечал г-н Пасси в профессиональном стиле – много и ни о чем. Предлагаю, чтобы не быть голословной, расшифровку этой “беседы”.


Журналист телекомпании “Рахат” спросил, почему г-н Пасси приехал именно в Алматы, а не в новую столицу Казахстана.


— У меня были встречи в Алматы, поскольку ваше правительство предложило провести их здесь. В следующий раз я был бы на самом деле счастлив посетить оба города, чтобы познакомиться с ними поближе. Я бы сказал, что, к сожалению, этой мой первый визит в вашу страну. Я очень люблю вашу страну, ваш город и ваших людей. И я знаю, что ваши люди тоже любят Болгарию. Ваши люди вспоминают болгарское вино, болгарские овощи и болгарские томаты, болгарские пляжи. И я хотел бы сказать, что теперь наши пляжи намного лучше, чем были 14 лет тому назад, и я приглашаю всех на болгарские пляжи.


Международная организация “Human Rights Watch” критикует наши власти за преследование оппозиционных политиков. Как вы оцениваете политическую ситуацию в Казахстане, и насколько у нас соблюдаются права человека? (Радио “Свобода”)


— Прежде всего, у меня был шанс отметить небольшой прогресс в некоторых областях. В частности, в реформе судебной системы мы отметили такой большой прогресс в том, что тюрьмы переводятся из юрисдикции внутренних дел в министерство юстиции. То есть это то достижение, которое мы серьезно оцениваем. Также мы очень серьезно оцениваем то, что у вас есть небольшой прогресс в земельной реформе. Третье. Мы очень высоко оцениваем ваш мораторий на смертную казнь. Я выходец из страны, которая сделала это в 1990 году. Впоследствии мы полностью отказались от смертной казни. Основываясь на своем опыте, я знаю, насколько важен первый шаг. Были и другие вопросы, которые мы обсудили с правительством Казахстана. Мы видим очень много пространства для сотрудничества. Мы готовы делиться нашим опытом, но, конечно же, мы не можем переносить свой опыт на вас. Казахстан – это независимый член ОБСЕ. Все важные решения в ОБСЕ принимаются при помощи консенсуса. Это означает, что должно быть 55 мнений по одному и тому же поводу, чтобы это прошло. Но наш опыт за последние 30 лет после того, как начался процесс в Хельсинки, показывает, что ОБСЕ – это очень-очень полезная организация. И я горд тем, что являюсь действующим председателем ОБСЕ в этом году. Мое поколение помнит те надежды, которые предложил саммит в Хельсинки. И у нас есть точно такие же обязательства предоставлять молодому поколению надежду сегодня.


С кем из руководства Казахстана вы встречались? (Kazakhstan today)


— Мы говорили с заместителем министра иностранных дел, потому что у самого министра иностранных дел очень важные дела за рубежом. Мы поговорили со спикером парламента, и, конечно же, мы поговорили с самим президентом. Мы передали все послания ОБСЕ лидерам вашей страны. И я думаю, что диалог с вашим правительством жив и прогрессирует.


Г-н Пасси, мы знаем, что вы 20 лет были в оппозиции. Сейчас, оглядываясь назад, вы не раскаиваетесь в том, что оппонировали власти? (“Ассанди-таймс”)


— Конечно, нет. Наоборот, может быть, именно в результате этого я являюсь очень терпимым к оппозиции как таковой. Я люблю оппозицию. Я знаю, что люди в правительстве временно. И я сам нахожусь в правительстве на короткий промежуток времени. Я думаю, что это одна из самых величайших задач любого правительства – улучшить жизнь оппозиции в принципе.


Говорили ли вы с руководством нашей страны о законах о средствах массовой информации и выборах – самых больных вопросах для нашего общества? (“Начнем с понедельника”)


— Конечно. Это были одни из самых важных тем в нашем обсуждении. И ОБСЕ, конечно же, будет иметь свое мнение по поводу ваших законов. У нас есть специальное подразделение ОБСЕ, которое рассмотрит ваше законодательство очень подробно. Замечания нашей организации будут переданы вашему правительству.


***


После того, как посол удалился восвояси, журналисты стали расспрашивать друг у друга, что же было в “тайной” комнате для избранных, тех, кого пригласили до своеобразного мини-брифинга. Правда, толком ничего не разузнали. Выяснили только одно, что кто-то получил приглашение на высокопоставленную встречу в алматинской резиденции президента, кто-то в офис ОБСЕ до 18.30, третьи – после. В чем причина такой избирательной тактики организаторов визита и его пиарщиков, осталось непонятно. Такое впечатление, что уважаемые спутали Казахстан с Узбекистаном, и потому создали для некоторых СМИ осложнения на пути “к телу” посла, хотя всех нас г-н Пасси интересовал лишь как ньюсмейкер – как оказалось, весьма посредственный. А избирательный подход к связям с общественностью такого апологета демократии, как ОБСЕ, очень уж напоминает отношения с прессой большинства родимых государственных структур.