Медиа-форум, НАТО, “Ода радости”…
Евразийский медиа-форум, инициатором которого была Дарига Назарбаева, признают казахстанские СМИ, с одной стороны, стал традицией, поставщиком новостей и носителей информации, особенно для журналистов, не избалованных зарубежными командировками. С другой стороны, имиджевым мероприятием, работающим не только на имидж Казахстана, но и лично дочери президента.
“Евразийский форум постепенно становится традиционным. Тот же председатель конференции Риз Хан, традиционное обращение председателя оргкомитета Дариги Назарбаевой, да и выступление президента могло стать традиционным, если бы не оказалось по содержанию сенсационным. Обстановка, публика, да и соседство с таким шоуменом, как Риз Хан помогли президенту сделать по-журналистски профессиональную “подачу” доклада с горячей новостью о вето”, – пишет “Новое поколение”.
В то же время Дарига Назарбаева сделала медиа-форум “своей визитной карточкой или, как она сама отметила, брэндом, который, к сожалению, никак не влияет на жизнь журналистов. Это своего рода большая тусовка”,— напоминает “Эпоха”.
Для корреспондента “Эпохи” Л.Черненко заявление президента по законопроекту о СМИ не стало сенсацией, так как “накануне высказывались предположения, что президент поступит именно так и сообщит эту новость именно на медиа-форуме” (наверное, догадливость журналистов и повлияла на “жидкость” аплодисментов, что не преминул отметить президент). “Поначалу в своем выступлении Нурсултан Назарбаев отвлек внимание журналистов международными проблемами, политической обстановкой в мире. А когда пишущая братия расслабилась, президент перешел к главному…”. Что касается этого главного, как сейчас проясняется, чтобы говорить об окончательной отмене нового закона, необходимо разобраться с правовыми механизмами. Как пояснил автору “Нави” Айгуль Омаровой юрист Виталий Воронов, “де-юре закон будет считаться непринятым, когда он попадет в парламент с возражениями президента”.
Л.Черненко обратила внимание на антураж, сопровождающий мероприятие. “Третий по счету Евразийский медиа-форум начался в Алматы так же, как и предыдущие два – с заторов на дорогах, милицейских свистков и перекрытых за несколько кварталов до места события – отеля “Анкара” — улиц. Все подходы к площади Республики и к отелю были закрыты намертво”. По поводу деталей на самом форуме, журналист отмечает, что ту часть, на которой как раз выступал Н.Назарбаев, “вел на английском языке американский журналист, телеведущий Риз Хан. О чем он говорил, впрочем, как и другие гости, выступающие на иностранном языке, не у всех журналистов, освещающих событие, сложилось четкое представление, так как перевод для них не был организован. Вообще представители масс-медиа отмечают, что организация третьего форума намного хуже, чем предыдущих”. Чего, к слову, не скажешь о рекламе форума, о нем сейчас не знают, наверное, только младенцы. А корреспондент “Ассанди-таймс” обратил внимание на музыкальное оформление конференции: “перерывы между заседаниями заполнялись “Одами радости” Бетховена в исполнении детского хора. Смотреть на старательно поющих в зале детишек было трогательно, но радости и умиления на лицах казахстанских журналистов почему-то не было…”
“Литер” заинтересовалась одним из постоянных спонсоров мероприятия, а именно, НАТО. Газета отмечает, что “если на первый вопрос о судьбе Закона “О СМИ” казахстанские журналисты… ответ получили уже в самом начале – во время приветственной речи президента, то второй, по поводу спонсирования конференции НАТО, пока остается открытым”. Журналист В.Варов поясняет, что “разговор об этом так или иначе поднимался и в кулуарах, и в пресс-центре. По мнению журналистов, то, что Североатлантический блок уже второй год подряд спонсирует это мероприятие, может вызвать у мирового сообщества неоднозначный резонанс. Для одних – это свидетельство того, что Казахстан стоит в очереди на вступление в блок, для других – стран-противниц НАТО – обстоятельство для отказа от сотрудничества с нашей республикой, вплоть до игнорирования работы медиа-форума”. Кстати, видимо, на правах спонсора НАТО второй год подряд проводит во время медиа-форума пресс-конференции. В прошлый раз журналисты расценили выступление как пиар и пропаганду Североатлантического альянса. Сегодня утром заместитель генерального секретаря организации Жан Форне должен был дать пресс-конференцию на тему “Роль НАТО в 21 веке”.
В любопытной привязке к медиа-форуму свое “слово” о “слове” сказал журналист Сергей Козлов в “Новом поколении”. На его “взгляд”, “писать слова — это даже не профессия, а некая миссия, придающая сакральный смысл осознанной человеческой жизни.
Быть может, поэтому к пишущим и произносящим эти печатные слова у людей своеобразное отношение. И журналисты, и литераторы окружены повышенным, порой болезненным вниманием и слишком часто воспринимаются неадекватно.
Сами же “производители слов” иногда мнят себя чуть ли не общественными гуру, учителями и пророками. Хотя на самом-то деле слова ныне — это чаще всего тот же бизнес, как и серийная лепка пельменей, например. За нужные слова платят, за очень нужные — платят хорошо, за ненужные — тоже платят, но по-другому”. И никто из современников европейского книгопечатника Иоганна Гуттенберга, “…конечно же, не предполагал, что печатное слово породит и такого циклопического монстра, как масс-медиа. Евразийский медиа-форум, проходящий в эти дни в Алматы, также знаменует новый этап этого завоевания, но в границах нашей, Центральной Азии. Печатное слово, а значит, обретшее право на свободу, должно получить ее и здесь, где для этого есть все, но главное — есть те, кто готов за эту свободу побороться”.
Марченко ответит за обещания президента,
а Досаев – за “зачистку” друзей Алиева-старшего?
С момента последних кадровых изменений в правительстве прошла неделя. СМИ продолжают анализировать, что же произошло на самом деле, рассуждают о возможных далеко идущих последствиях.
“Последние перестановки в правительстве не дают покоя чиновному люду Астаны. Особенно много разговоров на тему неожиданной отставки первого вице-премьера Григория Марченко и назначения Ерболата Досаева министром здравоохранения”, – пишет “Ассанди-таймс”.
По слухам, бывший вице-премьер – запасной вариант для президента, который будет использован перед парламентскими выборами. По словам источников газеты, “Нурсултан Назарбаев решил повторить путинский маневр, когда Владимир Владимирович неожиданно отправил правительство Касьянова в отставку буквально за полмесяца до президентских выборов и демонстративно назначил нового премьер-министра и кабинет, заявив, что народ должен знать, кто будет в команде ВВП после выборов. Говорят, что нечто подобное планируется и в Казахстане, но не перед президентскими, а перед парламентскими выборами”. Предполагают, что Григорий Марченко, которого положительно воспринимают и оппозиция, и Запад, все же займет место Даниала Ахметова. “Впрочем, — считает “А-Т”, — если эти слухи верны, и г-н Марченко действительно станет главой правительства осенью этого года, вряд ли он и на этот раз долго проработает в новой должности — не более полутора лет. Должен же кто-то, в конце концов, стать “козлом отпущения” за невыполнение президентских обещаний народу!..”
К слову, о реализуемости той части послания президента народу, с которой якобы Г.Марченко не согласился с правительством, в “Московском комсомольце в Казахстане” высказался член ДВК Петр Своик. По его словам, “послание продиктовано конкретным и реальным желанием президента действительно заняться внутренней экономикой и поднять благосостояние людей. Безусловно, здесь есть и политическая причина. Мы находимся в новом электоральном – и буквально в решающем, судьбоносном цикле. Понятно, что у государства есть экономические ресурсы для того, чтобы реализовать эту политику (жилищную). Но массовое жилищное строительство – это такое же демократическое мероприятие, как партийное строительство или выборы”.
“В Казахстане, где давно с большим вниманием следят за политическими тенденциями Севера, давно поняли, что власть должна перейти к новым формам коммуникации со своим народом. Отход от этого принципа прервал на самой высокой точке карьеру г-на Марченко, который, может быть, и достаточно грамотно проанализировал слова президента о ценах на жилье, однако в этом проявил политическую близорукость”, – анализирует “Деловая неделя”.
Вернемся к Минздраву. “Ассанди-таймс” пишет, что “другой загадкой для астанинского истеблишмента” стало назначение Ерболата Досаева министром здравоохранения. Его назначение, в отличие от прошлых лет, когда “шел перебор “дилетантов” в надежде, что кто-то из них сможет сделать больше, чем узкие профессионалы”, сегодня “вызвало всеобщее недоумение и даже злорадство”.
При этом самое экзотичное объяснение звучит следующим образом: “Ерболата Досаева командировали в Минздрав, чтобы очистить это ведомство от друзей, сторонников и протеже Мухтара Алиева, академика и отца самого “сильного человека” страны в недалеком прошлом. Говорят, что политически важное поручение г-н Досаев получил чуть ли не от самого главы государства, очень недовольного поведением старшей дочери и ее попытками стать самостоятельным политиком”. Сам автор статьи считает, что эта “версия не более фантастична, нежели объяснения президента после назначения Досаева министром здравоохранения Республики Казахстан”.
Нуркадилов проверил все партии на “вшивость”
Постоянной стала в СМИ выборная тематика. Причем, в сегодняшних газетах мы увидели два варианта предполагаемого электорального голосования – “ногами” и “желудком”.
“Новое поколение”, вдаваясь в подробности обновленного закона, сообщает, что “прошлогодний опыт выборов в маслихаты со странной избирательностью избиркомов в составлении списков настолько задел и наблюдателей, и политпартии, что в новом законе пошли на крайности”. И “теперь, похоже, дошли до таких крайностей, что местная исполнительная власть, скорее всего, руками дорогой нашей полиции (вернее, ногами) будет ходить по квартирам и опрашивать каждого гражданина на предмет его действительного гражданства и желания голосовать”.
“Деловая неделя”, оглядываясь на российское государство во главе с В.Путиным, пишет, что “вариант с выдвижением в ближайшем будущем на первые позиции человека с имиджем “чекиста” в Казахстане хотя и весьма возможен, но по-прежнему нежелателен, ведь очевидной децентрализации и дестабилизации у нас в отличие от России конца XX — начала ХХI веков не происходит”.
По мнению “ДН”, “Астана, очевидно, внимательно анализирует уроки Кремля и стремится перехватить инициативу, меняя курс, но не персоналии в соответствии с новым политическим климатом. И если сегодня далеко на второй план ушла мода на оболванивание избирателя путем применения сложных “информационных технологий”, значит, все ближе и реальная демократия, когда голосуют не сердцем, а желудком”.
Между тем, по мнению политолога Нурбулата Масанова, отметившего на неделе 50-летний юбилей, сегодня в Казахстане востребованы политики, “освященные властью”. (“Ассанди-таймс”) В частности, это Заманбек Нуркадилов, который “освящен властью еще с советских времен” и “не является “продуктом” Назарбаева, хотя всегда был его партнером и одним из его ближайших сподвижников”. Такое же впечатление, считает г-н политолог, “мог бы произвести только Нуртай Абыкаев, если бы устроил подобный демарш, или Имангали Тасмагамбетов. И то последний не сравнится, конечно, по своему политическому весу с Нуркадиловым”.
Назвав экс-ЧСника “бигменом” (“реальные субъекты политического процесса, те люди, которые обладают набором неких признаков, дающих им основание претендовать на власть в этой стране”), а его выступление самым важным событием за последние два года, политолог затруднился сказать, смог бы Нуркадилов объединить оппозицию.
“Мне бы не хотелось на него отвечать, потому что тогда придется кого-то задевать и обижать. Но я могу сказать следующее. Выступление Нуркадилова стало вызовом президенту — с одной стороны. А с другой стороны — он бросил вызов и политическим партиям, которые тоже отмалчиваются. Ни одна партия не сказала: мы поддерживаем Нуркадилова, мы пойдем вместе с ним! И Нуркадилов, видя их пассивность, слабость, продолжает действовать самостоятельно”, – ответил профессор. Не пожелав обидеть кого-то в отдельности, он, тем не менее, может, не желая этого, задел лидеров всех оппозиционных и признающих себя таковыми партий. По его словам, “…Нуркадилов сейчас всех проверил, что называется, на “вшивость”. И оказалось, что кишка-то тонка…”.
Относительно затянувшегося конфликта между Нуркадиловым и президентом, политолог считает, что Н.Назарбаев мог бы не только прямо ответить бывшему соратнику, но и прийти к компромиссу, потому что “как показывает опыт политической истории, компромисс возможен всегда”.