Галымжану: На свободу — с чистой совестью!

Источник: газета “Соз”

Галымжан встречает в заключении свой третий день рождения. Знаю, что – последний.


Если честно, я на него очень надеюсь.


Тот факт, что у созревшего внутри самого президентского режима “Демократического выбора” в самый критический момент нашлись лидеры, свернувшие не на “Светлый путь”, а выбравшие заказной суд и тюрьму – дорого стоит. А семилетний срок заключения Жакиянову, определенный лично главой государства, есть полученное из первых рук признание его статуса главного политического заключенного, узаконенного самой властью лидера демократической оппозиции Казахстана.


Лично для Галымжана тюрьма – это самая быстроходно-надежная “машина времени”, переносящая его из прошлой жизни, в которой он состоялся вначале как суперудачливый бизнесмен, а затем как сделавший блестящую госкарьеру (и подающий дальнейшие большие надежды) член “команды Президента”, в то быстро наступающее будущее, в котором кто-то должен взять на себя персональную ответственность за капитальное переустройство выстроенной Нурсултаном Назарбаевым авторитарной системы.


Сейчас всеобщее внимание сконцентрировано на вопросе, кто будет следующим Президентом Казахстана. Между тем, проблема-то гораздо глубже, гораздо. Она — судьбоносная.


Первому Президенту и созданной им системе (как правильно чирикают его “соловьи”) на самом деле нет альтернативы. Место им – в музее Истории. Желательно – в таком месте, где люди бы не плевались, а отдавали должное как достижениям, так и ошибкам. (Что тоже входит в набор первоочередных задач следующей смены власти.) Но еще важнее: как можно скорее реализовать основной программный пакет ДВК в части полноценного парламентаризма, выборности акимов, справедливого суда и независимости СМИ.


Понимаете, это очень опасно для страны, — иметь так называемый Парламент, который то глава правительства со “своим” законом о земле, то сам глава государства (с законом о СМИ) могут “наклонять” как им требуется. Опасно опирать всю местную вертикаль на акимовщину, потому что это не власть, а — карточный домик. А если говорить о самой прямой и реальной угрозе национальной безопасности, то это так называемая “правоохранительная система”, — наиболее презирающая Закон, развращенная и деморализованная часть государственного аппарата.


Еще более трудная задача – заставить работать на страну и народ нашу так называемую состоявшуюся рыночную экономику. Да, она успешно состоялась, — в том смысле, что Казахстан, имея населения в три с лишним раза меньше, чем в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении и Кыргызстане с Азербайджаном в придачу, дает ВВП больше них, вместе взятых.


Но, спрашивается, для кого мы гоним за рубеж столько нефти?


Вот, в прошлом году, при великолепном положительном экспортно-импортном сальдо в четыре с половиной миллиарда долларов, внутри страны счет платежных операций был сведен с дефицитом более двухсот миллионов, — то есть так называемые “иностранные инвесторы” “откачали” себе даже больше, чем выручили от продажи сырья.


А что же вы хотите, если три четверти стратегических месторождений и экспортных комплексов контролируются иностранными компаниями, мотивированными на отмывку сырьевой ренты уже за границей? (Тем более что среди их учредителей кроются и наши весьма высокопоставленные “иностранцы”.)


Суверенное государство Казахстан на самом деле превращено в сырьевой полигон транснациональных корпораций, в котором щедро оплачиваются лишь “услуги” туземной администрации, а населению оставляют минимум, чтобы “не возникало”.


Чтобы перестроить все это на современный цивилизованный лад, Казахстану нужны не просто политики-государственники с хорошими мозгами и твердой волей. Край как надо, чтобы в стране появился человек, личным поступком и примером доказавший свое право расстаться с прошлым и говорить от имени униженного, оскорбленного и обворованного большинства.


Все мы знаем список из десятка-полутора видных людей, на которых народ возлагал надежды, или они сами себя предлагали в спасители нации. Но…, им не дали, или у них не получилось, а только страна сейчас пребывает без моральных авторитетов, и это – губительно для национального самоощущения…


Тем более важно для всех, чтобы Галымжан поскорее вышел на свободу. А то, что он выйдет с чистой совестью, – это уже состоявшийся факт.


То, что Жакиянов сейчас “просто сидит” в Кушмурунской колонии, превозмогая все методы склонить его попросить “прощения”, — это самое важное, что он сейчас делает для демократического будущего Казахстана. Причем тот факт, что лучшие “сыскари” сначала МВД, а теперь уже и КНБ, третий год без устали, перевернув и перекрутив все что можно, так ничего (кроме саморазоблачительных “доказательств”) на него не “нарыли”, — это тоже мандат его легитимности, выписанный самой властью.


Когда все это кончится, у политика Жакиянова будет проблема не в том, как бы изъять из архивов и уничтожить все тома заведенных на него дел, а, наоборот, — как все это обнародовать, превратить в первоисточники для журналистов и в учебные пособия для студентов юрфаков. Согласитесь, такое “уголовное прошлое” — это тоже неоценимый политический капитал.


Сейчас я абсолютно точно знаю две вещи:


Во-первых, Галымжан выдержит все, и отсидит столько, сколько будет надо.


Во-вторых, сидеть ему осталось недолго. Скорее всего, – совсем, совсем недолго…


“Соз” от 05.05.04г.