О роли Казахстана в региональном развитии и роли Машкевича в становлении Евро-Азиатского еврейского конгресса

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Заместитель госсекретаря США оценивает достижения Казахстана


Заместитель государственного секретаря США Ричард Армитедж выступил на состоявшейся в Вашингтоне конференции Американо-Казахстанской деловой ассоциации. Текст этого выступления под заголовком «Казахстан может стать положительной образцовой моделью мирных перемен» распространила информационная служба Госдепартамента США. Ниже приводятся выдержки из выступления Армитеджа.


О постсоветском развитии Казахстана и кулинарных пристрастиях Григория Марченко


“Прошло 12 лет с тех пор, как я впервые совершил поездку в Центральную Азию, и время нисколько не изменило моей убежденности в том, что создание более здорового и прочного делового сообщества, имеющего связи с остальным миром, является абсолютно необходимым элементом для Казахстана и всех других стран, которые страдали под властью Советского Союза, если эти страны хотят добиться успеха как таковые, а также в качестве полноправных и активных членов международного сообщества”.


“Разумеется, даже тогда в Казахстане дело обстояло совсем по-другому [в сравнении с Арменией]. Конечно, предстояло решать значительные и сложные задачи, но уровень развития уже был приемлемым. Действительно, один из наших собеседников произвел на меня тогда глубокое впечатление. Он был умен, решителен и предприимчив — и быстро пристрастился к американскому барбекю, которое готовят в Северной Каролине. Я рад сообщить вам, что мое самое первое впечатление о Григории Марченко оказалось верным, и я смог убедиться в этом в последующие годы, хотя не могу поручиться за то, что ему до сих пор нравятся мясные ребрышки. Однако я подозреваю, что, если вы захотите проверить это мое заявление и если вы посетите ресторан «Red Hot and Blue», вы можете в один из вечеров встретить там Григория. Г-н Марченко, я ничуть не удивлен, что вижу вас здесь сегодня в качестве главы казахской делегации и как одного из основных консультантов Президента Казахстана”.


“… Казахстан прошел огромный путь, и значительная часть этого прогресса была достигнута благодаря руководству Президента Назарбаева. Он сделал важный выбор для своей страны по вопросам безопасности, по вопросам экономики и по вопросам политического развития. И в то время как все это принесло пользу народу Казахстана, решения Президента также имеют большое значение, если рассматривать их в региональном контексте. В качестве самого большого, самого стабильного и процветающего государства Казахстан оказывает большое воздействие не только на соседние страны, но и на Кавказ и другие регионы. Более того, Казахстан представляет собой страну, которая пользуется влиянием в своем стремлении занять видное место в международном сообществе”.


Об американских интересах в регионе


“Для Соединенных Штатов этот регион, некогда представлявший собой поле битвы холодной войны, является теперь решающим стратегическим регионом… Когда говоришь об этом регионе, то задумываешься о многочисленных транснациональных задачах и благоприятных возможностях нашего времени, которые предстоит решить там. Терроризм, наркотики, оружие и беженцы из Афганистана и других мест, а также торговцы энергетическими продуктами, полезными ископаемыми и сельскохозяйственной продукцией в последнее десятилетие проходили этим старым «шелковым путем»… Таким образом, стабильность в этом районе имеет важнейшее значение и связана с жизненно важными национальными интересами нашей страны”.


“… ключом к стабильности в этом регионе, несомненно, является появление успешных и полностью независимых государств, которые в долгосрочной перспективе будут зависеть от существования в них открытой экономики и представительных правительств. Многим из стран этого региона еще предстоит пройти долгий путь для достижения такого положения, и Казахстан может и должен, по моему мнению, служить одним из маяков на этом пути. Президент Назарбаев вступил на этот путь 10 лет назад, когда решил отказаться от ядерного оружия в Казахстане. Нет никакого сомнения в том, что в результате этого решения Казахстан и вся Центральная Азия обрели гораздо большую безопасность и стабильность”.


“Эта страна [Казахстан] заняла позицию обеспечения региональной и международной стабильности и в других областях в качестве страны, которая уже давно участвует в Партнерстве во имя мира в рамках НАТО, а также является одним из основных участников международных усилий по борьбе с терроризмом.. В частности, Казахстан принимает активное участие в операциях коалиции как в Афганистане, так и в Ираке. Кроме того, казахстанские миротворческие войска в Ираке проделали замечательную работу, обезвредив более полумиллиона пехотных мин и невзорвавшихся боеприпасов”.


Об экономическом росте


“И в то время как эта похвальная приверженность миру и стабильности в любом случае делает Казахстан одним из лидеров в регионе, и позиция, занятая этой страной, подкрепляется ее экономическим ростом. И здесь, в этой области, Президент Назарбаев показал, что он является значительным лидером, поскольку проводит в ней многочисленные реформы. Я считаю, что, в частности, банковский и финансовый секторы процветают, и этим процветанием мы во многом обязаны г-ну Марченко, который в течение определенного срока занимал пост председателя Центрального банка Казахстана”.


“Разумеется, я уверен в том, что многие из вас, находящихся в данной аудитории, хорошо знают, когда ставят во главу угла экономический рост Казахстана, что трудно переоценить значение энергетических резервов и ресурсов. Казахстан вполне мог бы к концу этого десятилетия производить более трех миллионов баррелей нефти в день, что превратило бы эту страну в один из пяти самых крупных мировых экспортеров нефти”.


“И здесь Казахстан принял ряд мудрых решений, позволивших этой стране избежать губительного воздействия инфляции, которая может появиться в результате внезапного притока твердой валюты. В то же время существует и много выгод, которые нельзя получить посредством обеспечения нефтяного богатства. Сама по себе нефть не может интегрировать Казахстан в глобальную экономику. Сама по себе нефть не создаст достаточного числа рабочих мест для молодежи в этой стране и не улучшит жизнь тех, кто погряз в сельской нищете. И сама по себе нефть не сможет продолжить привлечение иностранных инвестиций”.


“Все это, а также многое другое потребует от Казахстана сохранения его приверженности экономической реформе на основе рынка, последовательности и прозрачности, необходимой для поддержания благоприятных для инвестирования условий, и диверсификации экономики Казахстана, а также использования человеческого потенциала очень хорошо образованного населения этой страны. На самом деле, вышеперечисленные элементы будут способствовать развитию других государств в этом регионе, имеющих или не имеющих углеводородных ресурсов”.


О политических реформах и предстоящих выборах


“Президент Назарбаев показал, что он понимает взаимосвязанный характер экономического и политического прогресса. Разумеется, это понимание проявилось в его желании видеть Казахстан председателем ОБСЕ, в его принятом на прошлой неделе решении наложить вето на закон, который ограничивал бы свободу средств массовой информации, в его руководящей роли по налаживанию межконфессионального диалога и религиозной терпимости и в ряде политических перемен, которыми он руководил в прошлом. Однако эти события сдерживались преследованием представителей оппозиции и беспокоящих действий в отношении журналистов”.


“Важным показателем являются парламентские выборы, проведение которых намечено в этом году. Является ли эта страна страной, которая продолжит расширение своей экономики, интеграцию в международное сообщество и станет для Соединенных Штатов действительно надежным и действительно уважаемым стратегическим партнером? Ответ вполне может зависеть от выборов, являющихся свободными, справедливыми, прозрачными и предоставляющими кандидатам от оппозиции действительную возможность бороться за места в парламенте. Я хочу подчеркнуть, что путь к жизнеспособному независимому государству с долгосрочным процветанием и политической стабильностью не может быть связан с «управляемой демократией». Иначе говоря, по моему личному мнению и по мнению моего правительства, этот подход не может быть неоправданно краткосрочным и непостоянным”.


“На самом деле, значение предстоящих выборов выходит далеко за границы Казахстана. В следующие три года в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане будут проведены выборы. И, разумеется, существует еще и Туркменистан, во всех смыслах отстающий от своих соседей. Имея перед собой пример грузинской «розовой» революции, о которой помнят все, Казахстан мог бы стать позитивной образцовой моделью для проведения мирных перемен в этот важный, благоприятный момент для данного региона”.


Иран сомневается в коммерческой оправданности проекта Баку-Тбилиси-Джейхан


В своем довольно объемном выступлении американский дипломат не упомянул проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), который является одним из ключевых моментов всей американской дипломатии в регионе. Между тем из Тегерана поступило сообщение о том, что президент этой страны Мохаммад Хатами подверг критике проект нефтепровода БТД. Как пишет газета Tehran Times, глава Ирана заявил, что его государство может обеспечить более дешевые поставки нефти из Каспийского региона на мировой рынок.


В частности, Хатами заявил, что нет никакой потребности в многомиллиардном проекте, предназначенном лишь для того, чтобы обойти Иран и Россию. Известно, что Вашингтон лоббирует проекты по освоению Каспийского моря в качестве альтернативного источника энергетических ресурсов. “Иранский маршрут транспортировки каспийской нефти является самым коротким и самым дешевым, — напомнил Хатами. – Соединенные Штаты, проводящие дискриминационную политику, создают проблемы для других стран”.


Согласно планам, трубопровод БТД будет введен в строй в первом квартале 2005 г., а его мощность составит 1 млн. баррелей в день. Себестоимость проекта оценивается в 3 млрд. долларов. Россия, как и Иран, также скептически настроена по отношению БТД.


Сам Иран предлагает несколько вариантов транзита каспийской нефти. В последнее время обсуждалась возможность строительства нефтепровода от каспийских месторождений к Персидскому заливу. А в настоящее время уже действует схема замещения, по которой углеводороды из таких стран, как Казахстан, Туркменистан и Россия, поступают на нефтеперерабатывающий завод в северокаспийском порту Нека, а соответствующие объемы нефти отгружаются через иранские порты в Персидском заливе.


По данным исполнительного директора компании National Iranian Oil Co. Резы Касаезаде, стоимость транзита на таких условиях обойдется нефтяным производителям примерно в три раза дешевле, чем по маршруту БТД. Иран рассчитывает заработать на использовании схемы замещения 90 млн. долларов ежегодно. Впрочем, судя по представленным цифрам, мощности иранского маршрута и в будущем будут уступать возможностям лоббируемого американцами маршрута БТД.


Еще одно сообщение на эту тему, переданное агентством “Интерфакс”, попало на веб-сайт газеты Tehran Times. Как говорится в публикации, глава государственной нефтяной компании Казахстана «Казмунайгаз» Узакбай Карабалин заявил, что еще преждевременно говорить о начале строительство трубопровода в Иран. Карабалин назвал самый реалистичным способом транзита казахской нефти в обозримом будущем существующие танкерные поставки.


По данным главы национальной нефтяной компании, в 2003 г. танкерами в порт Нека было доставлено более миллиона тонн нефти, а в нынешнем году объемы транзита по схеме замещения достигнут 2 млн. тонн. Для обеспечения этих планов «Казмунайгаз» намерен построить собственный танкерный флот.


Машкевич вдохнул жизнь в деятельность Евро-Азиатского еврейского конгресса


Радиостанция “Свобода” посвятила свою недавнюю программу положению евреев на постсоветском пространстве. В частности, речь зашла о деятельности Евро-Азиатского еврейского конгресса, возглавляет который Александр Машкевич. Как рассказал член конгресса Иосиф Зисельс, эта организация является континентальной секцией Всемирного еврейского конгресса. Далее он рассказал:


— Создание этой организации было продекларировано еще в 1991-м году, когда мы вышли на открытые контакты с еврейским миром и начали понимать, как он устроен. И так как когда-то Эли Визель, сказал, что мы, проживающие на территории бывшего СССР евреи, — это евреи молчания, то нам захотелось заявить во весь голос о своем существовании. В то время на территории бывшего СССР проживало около двух миллионов евреев, в начале 90-х годов, и понятно, что голос должен был бы быть погромче. Создание Евроазиатского еврейского конгресса оттянулось на 10 лет из-за того, что отсутствовали финансовые возможности, профессиональные, и только 2-3 года назад нам удалось привлечь Александра Машкевича, очень крупного бизнесмена из Казахстана, к созданию этого конгресса. Я думаю, что принцип создания привлек евреев многих государств, мы втянули в этот Конгресс еврейские общины 29 стран, от Болгарии до Австралии, потому что мы были, условно говоря, маргинальной частью еврейского мира, малоизвестной, мало кому интересной. И нам захотелось объединить свои усилия, поскольку слабые всегда объединяют усилия, чтобы быть сильнее. Цель создания Конгресса — какая-то консолидация еврейских общин этого региона, от Австралии до Болгарии, координация их деятельности, совместные программы и совместное представительство перед еврейским миром.


На вопрос о взаимодействии представительств организации в регионе и координации их действий, был дан такой ответ:


— У нас рассредоточено руководство. У нас центральный офис в Алма-Ате, Казахстане, где большую часть времени находится сам Машкевич, офис иностранных дел находится в Москве, Михаил Шлемов занимается внешними контактами в нашей организации, и программный офис находится в Киеве, где я живу. Внутреннее наполнение Конгресса, его различные программы делаются из Киева, но распространяются на всю эту территорию.


Регион Средней Азии действительно очень интересен и для нас также, потому что в нем всегда на протяжении последних веков существовало самобытное бухарское еврейство, которое очень интересно само по себе, его генезис, особенности, отличия, общие черты с окружающим мусульманским миром, и так далее. Кроме того, это еврейство во время войны дало приют большой части ашкеназийских евреев, которые были эвакуированы или бежали от нацистов из западной части СССР, и часть их там осела. Поэтому получился такой, с одной стороны, конгломерат еврейский, с другой стороны, он достаточно четко сепарирован. Бухарские евреи жили до последних лет по правилам, как жили многие века, «Махалля», такая квартальная община…


Далее рассказал Иосиф Зисельс о жизни евреев в разных странах СНГ. Затем ведущий программы поинтересовался, как Зисельс относится к известному тезису о том, что евреи правят миром: “Насколько есть в этом какая-то доля, если не правды, то какой-то логики? Во всех странах мира еврейские общины представлены. Везде они в элите, политической, экономической, культурной. Ставится ли цель еще больше усилить эту координацию? Править миром — тоже можно по-разному понять, может — улучшить мир?”


— Конечно, лестно слышать о своем народе такие мифы, но, конечно же, я, который вхожу во все известные исполкому и советы еврейского мира, сегодня, как представитель еврейства СНГ Евразии и Украины… Конечно, это абсурд. Мне даже иногда неловко, когда мне задают вопрос, потому что мир с его глобализацией управляется важными экономическими, социальными законами.


А на вопрос, считает ли он этот вопрос политнекорректным, Иосиф Зисельс ответил:


— Нет, не думаю, что его можно отнести к политнекорректным вопросам. Мне он кажется немножко забавным. Потому что сегодня работают в мире такие механизмы, как и раньше работали, но из-за глобализации заработали во всей своей мощи, со всеми издержками, кстати. Приведу пример: в диссидентские годы, когда я был членом Хельсинской группы и имел очень хорошие контакты с украинским национально-демократическим движением, было много в 70-е годы тех, кому мы помогли, потом они моей семье помогали, когда я сидел, и вот была такая семья Колынцов Игорь и Ирина Колынец. Они оба сидели. Он поэт, она поэтесса. У нас были очень хорошие отношения, семьи дружили в тяжелые времена. Потом, когда была перестройка, Игорь и Ирина немножко съехали вправо, если можно так сказать, начали проявлять антисемитские взгляды. Я как-то, побывав во Львове, встретился с Игорем, я хорошо говорю по-украински, мне все равно практически, на каком языке общаться, и говорю: «Игорь, ну неужели ты веришь в этот бред, в заговор всемирный, управление?» Он говорит: «Да, не может быть, чтобы такого не было». Я говорю: «Ты меня знаешь 20 лет. Мы с тобой приятели хорошие, тяжелое время пережили, лагерное. Вот я вхожу в исполком Всемирного еврейского конгресса. Вот ты веришь, что я и есть часть этого заговора?» Это смешно, на самом деле.


Евреи имеют разветвленную инфраструктуру международную, потому что они 2000 лет живут в диаспоре. Иначе они бы не выжили. Эта инфраструктура помогала им поддерживать друг друга, сохраняться, продолжать воспитывать детей и так далее. Она была связана и с религией, и с ментальностью народа, изгнанного в диаспору. Я думаю, что и другие народы, у которых такая судьба, например, армяне, большая часть которых живет в диаспоре, у них тоже разветвленная инфраструктура, и взаимопомощь развита. Это тоже как бы историческая судьба данного народа, в этом нет ничего суперпозитивного, потому что любое такое качество имеет и свои издержки. Поэтому это, конечно же, бред, что евреи правят миром. Дай Бог справиться со своими внутренними проблемами.


У нас сейчас очень большие проблемы, потому что демократический, благополучный мир, как это на первый взгляд ни парадоксально, не способствует продолжению идентичности, а наоборот, ассимилирует. Это достаточно сильно видно и в Америке, где мощная община. Проблема продолжения своей идентичности, национальности в будущее для нас сейчас настолько остра. Как детей воспитывать… У нас очень много своих внутренних проблем. У нас проблема взаимодействия с другими народами, особенно в исламском регионе. Вы задели регион Средней Азии и Азербайджан, где исламские страны — мы очень много делаем для диалога с исламом. Мы созвали съезд мировых религий в Казахстане в сентябре, в феврале прошлого года проводили конференцию «Ислам и иудаизм» с участием руководства 6 стран. Там были президент и премьер-министры наших четырех мусульманских стран, бывшего СССР, Афганистана и Турции. Сейчас мы готовим в Марокко такую конференцию, там уже будет 15-16 стран. Мы хотим разговаривать с окружающим миром. Без разговора получается сепарация, недоверие, подозрительность, агрессивность. Мы хотим рассказать о себе, своих проблемах, и ислам, который вырос из тех же корней, что и иудаизм, наиболее способен это понять. Кстати, с христианством больше проблем, чем с исламом, внутри иудаизма.