Ораз Жандосов: “Мотивы правительства необъективны и связаны с желанием бросить камень в спину Григорию Марченко и мне…”

Я много чего плохого могу сказать о нашей банковской системе, но она действительно лучше, чем в других странах СНГ. Нынешние мотивы правительства необъективны и связаны с желанием бросить камень в спину Григорию Марченко и мне в том числе, ну, и стремлением отвлечь от других секторов, например, металлургического”, – таким образом прокомментировал экс-глава Нацбанка и экс-советник президента по экономическим вопросам задумку Даниала Ахметова реформировать банковскую систему страны.


А вообще в клубе “Политон”, куда в минувший четверг был приглашен Ораз Жандосов, шла речь о “ключевых” экономических проблемах в Казахстане. По мнению Жандосова, основными из них остаются (и это, увы, не новость) инвестиционный климат и социальная дифференциация. За последние полтора года в этих сферах мало что изменилось, считает он. Относительно первого пункта, рост по-прежнему идет за счет объемов добычи нефти и углеводородов. Способствует этому и постоянный рост цен на сырье. Финансы “поневоле” перетекают в другие сектора экономики – услуги, жилье, стоимость которых также повышается. В то же время нет становления новых, производящих конкурентные товары отраслей. Жандосов отмечает отсутствие притока иностранных инвестиций в несырьевой сектор и нежелание существующих инвесторов вкладываться в другие отрасли экономики. По его мнению, это связано с несколькими факторами. Во-первых, влияет географическое расположение страны — надо признать, что в транзитном плане Казахстан государство “тупиковое”. Также важна роль государства, помогает оно или мешает развитию бизнеса. Судя по всему, недостаточно помогает. И еще один фактор связан с действующей политической системой – нетранспарентностью в принятии экономических решений, с их качеством, некомпетентностью отдельных руководителей госаппарата. “Это большая проблема, в которой за последние пять лет не было большого прогресса”, — говорит сопредседатель “Ак Жола”. И пока не будет движения вперед, у местных и иностранных инвесторов не появится желание инвестировать во что-либо серьезное, констатировал он. Но даже если государство изменит инвестиционный климат в сторону привлекательности, и инвестиции дождем польются на ныне малопривлекательные сектора экономики, Казахстан в результате “утечки мозгов” столкнется с нехваткой квалифицированных кадров.


К слову, о нефти, дары приносящей. Кто-то из терпеливых слушателей г-на Жандосова (а с ораторским искусством сопредседатель “Ак Жола”, видимо, пока не в ладах) заметил: может быть, нефть – это наша судьба. То есть Казахстану стоит смириться со своей сырьевой участью, раз уж за столько лет мы живем благодаря нефти и не в состоянии изменить ситуацию. Думается, таких настроений нам нужно опасаться. Ведь в ином случае нефть скорее станет нашим проклятием, нежели судьбой, потому что ее хватит только этому поколению.


Разрыв между бедными и очень богатыми наблюдается на просторах нашей страны почти с первых дней независимости. И это тоже не открытие. При этом официальная статистика более-менее благоприятна в отличие от бытия. Именно на статистике остановился Жандосов. Он считает, что хорошей статистики (видимо, под словом “хорошая” имеется в виду “реальная”) по социальной дифференциации нет. Впрочем, говорит он, даже по данным Госкомстата, дифференциация велика, и в лучшую сторону не меняется. Тот анализ, который можно сделать по косвенным данным, показывает большую ее величину. Когда дифференциация затягивается на длительное время, напомнил Жандосов, ставится под вопрос будущее страны. Застойная социальная дифференциация отражается на качестве жизни населения, уровне образования, здоровье молодого поколения. Если нынешняя ситуация продлится еще 15-20 лет, она въестся в “социальную ткань общества” и скажется на экономике, предрекает сопредседатель “Светлого пути”. Он считает, что сокращение разрыва напрямую связано с увеличением рабочих мест и размерами заработной платы. Административные методы, в частности, принятие закона, по которому работник вне зависимости от сферы деятельности и статуса предприятия, будет получать зарплату не меньше среднестатистической, Жандосов не приемлет. По его мнению, пока структура экономики не станет развитой, а 60-70 процентов наемных работников не будут получать “нормальную” зарплату, разрыв не сократится.


Интересно высказался по обозначенным акжоловцем проблемам советник председателя партии “Отана” Болатхан Тайжан. Как знать, может быть, г-н Тайжан высказал мнение, которого придерживается сам председатель “Отана”?


Мы все время говорим о привлечении инвестиций, но, пожалуй, на пятнадцатом году нашей независимости пора подумать об их структуре”, — предложил советник. Не секрет, что 70-75 процентов инвестиций идут только в нефтегазовый сектор. Но, отметил он, иностранный капитал никогда не проявит заинтересованности в сбалансированном развитии экономики любого государства, не только Казахстана. Когда мы говорим о невозможности государственного регулирования инвестиций, считает он, мы заблуждаемся. Эту мысль, считает Тайжан, нам за эти годы вдолбили извне. Но он убежден, что регулировать потоки инвестиций в экономику должно государство и правительство. Кроме того, мы должны помнить, что экономические мощности, которые были в Казахстане, не имели межотраслевой связи. Не были налажены и находились в зачаточном состоянии межрегиональные экономические торговые связи. В то время как развитые страны обеспечивают высокий ВВП за счет самообеспечения, то есть 50-60 процентов производимой в стране продукции потребляет ее население. “Пора нашему правительству, — посоветовал г-н Тайжан, — вплотную заняться развитием межотраслевой экономики Казахстана”.


Добавил отановец и по поводу разности бытия между “избранными” и “бедными людьми”. По его мнению, государство может гарантировать дифференциацию налогов в зависимости от доходов. А налоговые поступления как раз могут идти на выплату пенсий и социальных пособий.


Вот вам и два взгляда на экономику – отановский и “светлого пути”…