Новые депутаты запросили почти 2 миллиарда тенге для покупки квартир на левобережье Астаны!

“Президентские выборы могут быть уже в марте”, — бьет тревогу неугомонный журналист издания “Республика” Мухаметжан Адилов.


“Любопытно наблюдать, как официальные лица нашего государства из числа тех, кому по должности положено делать хорошую мину при плохой игре, пытаются убедить своих сограждан в том, что парламентские выборы прошли в основном честно и прозрачно, а отдельные недостатки и нарушения никак не повлияли на результаты голосования”, — пишет в прелюдии к статье “Ошибка президента” М. Адилов.


По мнению автора, “казахстанцев перед выборами зомбировали, что они поддерживают Нурсултана Назарбаева и его партию, а теперь нам внушают, что выборы прошли, если не на “пять”, то на твердую “четверку”.


“Ожидания Нурсултана Назарбаева, что оппозиция смирится с “поражением”, признает победу “Отана” и, посыпав голову пеплом, согласится принять участие в работе Национальной комиссии по вопросам демократизации, оказались безуспешными, — рассуждает автор. — Вместо этого “Ак жол”, НП “Демократический выбор Казахстана” и Компартия Казахстана решили создать Координационный совет, чтобы выступить на президентских выборах 2006 года единым фронтом”.


“Другим итогом парламентских выборов стал исход из назарбаевского лагеря еще двух видных государственных деятелей” — Григория Марченко и Жармахана Туякбая.


Лично мне кажется, что случившееся не стало неожиданностью для президента, — комментирует М. Адилов. — Еще до парламентских выборов ходили разговоры о том, что взаимоотношения между Нурсултаном Назарбаевым и Жармаханом Туякбаем разладились. Говорят, что последний дважды отказывался от предложения главы государства возглавить Генеральную прокуратуру, а когда ему пригрозили принудительной отставкой с поста спикера, заявил, что тогда останется рядовым депутатом нижней палаты”.


Конечно, вряд ли Назарбаев и его администрация рискнут инициировать против него уголовные дела: все-таки Туякбай долгое время возглавлял Генеральную прокуратуру и Государственный следственный комитет, причем именно тогда, когда “прихватизация” народного имущества была в полном разгаре. Поэтому на портфель компромата он может ответить чемоданами разоблачений. Но попытки скомпрометировать его обязательно будут”, — анализирует внутриполитическую обстановку автор статьи.


“На следующих выборах главы государства может случиться так, что президентский лагерь окажется расколотым на “туякбаевцев” и “тасмагамбетовцев”, а поскольку объединенная демократическая оппозиция наверняка поддержит Жармахана Туякбая, Назарбаев может потерпеть поражение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Думаю, что спикер это прекрасно понимает, отсюда его высказывания о том, что он остается в команде президента (весьма негативно воспринятые представителями демократических партий), нежелание прямо критиковать Назарбаева, подчеркнутая лояльность к своим бывшим коллегам по партии власти, кстати, взаимная”.


Внимание журналиста газеты “Республика” привлекли слухи о том, “что Назарбаев решил не дожидаться 2006 года, а провести президентские выборы досрочно — уже в марте. Якобы администрация главы государства уже озаботилась поиском подходящего повода и развернула подготовительную работу. Поговаривают, что группу политтехнологов от власти должен возглавить Ерлан Карин, усиленно раскручиваемый в последнее время на телевидении и в прессе”.


Свое мнение об опубликованном в газете “Республика” письме Акежана Кажегельдина к демократической общественности и лидерам оппозиционных сил страны выразили лидеры разных партий.


По мнению Булата Абилова, сопредседателя партии “Ак жол”, “Акежан Магжанович абсолютно четко и ясно понимает пагубность нынешней политической системы и необходимость ее скорейшего реформирования. Его предложения о необходимости объединения усилий и дальнейшей консолидации демократических сил заслуживают внимания и практически полностью совпадают с нашим пониманием ситуации и нашими конкретными шагами, которые сегодня осуществляются в рамках Координационного Совета Демократических сил Казахстана”.


Асылбек Кожахметов, председатель президиума политсовета НП ДВК, считает, что “то, что по времени процесс консолидации совпал с появлением и обнародованием послания Акежана Кажегельдина, — это случайность. В сущности, его послание было опубликовано, когда соглашение трех партий фактически уже состоялось. И тот же “Ак жол”, под крылом которого Кажегельдин предлагает нам объединиться, тоже подписал это соглашение. Руководство у нас будет коалиционным, а вот кандидат в президенты будет единым — вне всякого сомнения. Но пусть это сначала решит Координационный совет”.


Амиржан Косанов, экс-лидер РНПК, думает о том, чтобы Кажегельдин поторопился, “до президентских выборов осталось очень мало времени, и форма единой партии более эффективна и более плодотворна именно в данной ситуации. После этого можно снова разойтись по разным углам, по разным квартирам”.


Ораз Жандосов, сопредседатель партии “Ак жол”: “Я в целом положительно отношусь к письму Акежана Кажегельдина. Он опытный политик, он хорошо чувствует, когда и с чем можно выступать. С большей частью его предложений, особенно с необходимостью объединения демократической оппозиции, я согласен”.


Толен Тохтасынов, депутат мажилиса, “абсолютно с ним согласен в той части, что оппозиции следует объединять свои силы, но не согласен, что это должно быть в рамках какой-то конкретной партии. Сложно себе представить, как лидер коммунистов Серикболсын Абдильдин вдруг может стать, скажем, лидером “Ак жола”?! Или Заманбек Нуркадилов возглавит эту партию?”


Алихан Байменов, сопредседатель партии “Ак жол” сказал, что “в целом можно сказать, что у него интересные идеи. Конечно, не все так просто может быть реализовано, как ему видится”.


“ЧАСТО, ЧТОБЫ понять, что происходит в Казахстане, нужно оглянуться на события в России, — пишет “Деловая неделя”. — Давно не секрет, что наша страна то ли по случайному стечению обстоятельств, то ли по умыслу копирует “российский опыт” государственного строительства. Точно так же, возможно, ситуация обстоит и с партийным раскладом в Казахстане”.


“Самый большой минус любой партии власти как в России, так и в Казахстане,- это отсутствие стройной идеологии, — проводит ликбез ДН в редакторской колонке. — В условиях, когда глава государства провозглашает курс “без правых и левых” или просто маневрирует между “правыми” либеральными реформами и “левыми” социальными нуждами, сохранить какую-то стройную систему взглядов достаточно трудно”.


“Но и в таких условиях “своим” все равно приходится обеспечивать победу, оттесняя “чужих” конкурентов как справа, так и слева. В центре их попросту не может быть, там, как правило, всевластен виляющий курс первого лица. Тем не менее слишком убедительные победы “власти” также не залог спокойствия и хорошего аппетита”.


“Есть другой вариант — когда партии размножаются делением, и здесь в ход идет эффект политической энтропии, рассеявший на последних выборах в России и Казахстане устойчивый левый электорат между двумя враждебными “красными партиями”. Этот же эффект справедлив и для правящей партии власти, которой встряски иногда не только не вредят, но и бывают полезны”.


“Поэтому весьма вероятно, что по аналогии с Россией в Казахстане вычленение из массивного тела “Отана” отдельных известных личностей имеет под собой далеко идущую цель — создать новые партийные структуры, при поддержке которых можно будет и спокойнее работать, и без страха отдать парламент во владение двухпартийной системе, оставшись над ними, как британская королева. Впрочем, не обязательно низводить себя до монархов. Хотя… в той же России уже озвучена такая идея — о добром самодержце”, — резюмирует “Деловая неделя”.


Кто может стать новым спикером парламента РК: “…На ключевой пост в парламенте реальнее всего может претендовать кто-то от партии “Отан”, количество депутатов от которой превышает 50 человек. Но количество при решении вопросов государственной важности не всегда бывает решающим. Высказываются мнения, что свои виды на спикерское место имеют и депутаты от Гражданской и Аграрной партий, выступившие на выборах единым блоком АИСТ. За ними стоят такие крупные финансовые воротилы, что они смогут убрать со своего пути любых политических конкурентов. Одним словом, вариантов много…” — пишет “Начнем с понедельника” и задает вопрос: “А слабо ли АИСТу “ОтАсарить” парламент?”


На этот вопрос отвечают еженедельнику несколько политиков, среди которых депутат сената парламента РК Зауреш Батталова: “…Теоретически и практически асаровец не может стать спикером. Один представитель этой партии в парламенте погоды сделать не сможет. В новом составе мажилиса большинство будет представлено отановцами, из своего числа они и изберут спикера. К тому же “Отан” наверняка получит поддержку Аграрной и Гражданской партий, которые величают себя пропрезидентскими и не станут оспаривать выдвигаемую кандидатуру. “Асар” представлен в единственном числе — Даригой Назарбаевой. Возможно, она и будет участвовать в конкурентной борьбе. Если вдруг произойдет чудо и асаровец возглавит мажилис, то это произойдет только с подачи главы государства, а отановцы будут вынуждены поддерживать негласно предложенную кандидатуру. Судя по тому, как избрали Сергея Дьяченко на пост вице-спикера, он вполне всех устраивает. Наверное, его кандидатура рассматривалась и на перспективу. Но мажилису нужна сильная, твердая рука, а Дьяченко — не та кандидатура. Среди отановцев есть много других достойных представителей. Предполагалось, что по списку партии “Отан” в мажилис должны были пройти еще два кандидата — Александр Павлов и Айткуль Самакова, но они вышли из списка. Хотя вполне может возникнуть ситуация, когда один из них будет возвращен в список и станет спикером палаты. Возможно, это будет Александр Павлов”.


Страна и мир” сегодня, можно сказать, просто шокировала. Как им указывает “достоверный и очень надежный источник, пожелавший остаться неизвестным: “…Уход Жармахана Туякбая возможно был связан с тем, что в скором времени на политической арене страны появится новая партийная единичка — “Республиканская молодежная партия Казахстана” (РМПК), “крестным отцом” которой является небезызвестный Сергей Бондарцев. Да-да, тот самый достаточно колоритный партийный функционер, который некогда возглавлял молодежное крыло кажегельдинской РНПК, вскоре отколовшейся от этой партии по идеологическим причинам. Всем хорошо известно, что причины эти носили характер антиглобалистского толка. Мы несколько раз пытались созвониться с Сергеем Бондарцевым, чтобы узнать, каким образом связано рождение новой партии, возможно, которая будет зарегистрирована в ЦИК под номером 13, с отставкой Жармахана Туякбая. Однако Сергей давать комментарии по этому поводу отказался, заявив, что никогда не опаздывает тот, кто не торопится. Интересно, имеет ли Жармахан Туякбай к рождению новой партии РМПК непосредственное отношение, это так и осталось для нас загадкой. Возможно, о тайных интригах мажилиса парламента в преддверии президентских выборов мы узнаем позже…” — мы же в свою очередь обойдемся без комментариев.


“В эти выходные в Алматы прибудет группа детей и сопровождающих их родственников, пострадавших во время теракта в Беслане”, — об этом пишет сегодняшний номер газеты “Караван”.


Как стало известно журналисту этого издания Нурай Мукадес, “гости приезжают в воскресенье, 24 октября, рейсом Москва-Алматы. В составе группы, состоящей из 40 человек: пятеро ребят дошкольного возраста — самому маленькому ребенку два годика, 18 детей школьного возраста, несколько студентов. Есть даже пожилая женщина 74 лет. Все они были заложниками террористов”.


“Их постараются оградить от расспросов журналистов, вспышек фотокамер и видеосъемок. Эти люди нуждаются в покое и не хотят быть в центре всеобщего внимания. Они неохотно вспоминают о тех ужасных сентябрьских днях. Им хватило печальных дней, которые навсегда отняли у ребятишек детство”, — рассказывает автор. Гости пробудут в Алматы ровно 24 дня.


“Обсуждая бюджет страны на следующий год, депутаты не забыли и про себя, любимых, — пишет Андрей Петренко в еженедельнике “Караван”. — Попросили немножко денег — почти 2 миллиарда тенге — для покупки квартир на левобережье Астаны. Ну и еще чистую мелочь — 230 миллионов 21 тысячу тенге на мебель и бытовую технику. Ну а почему бы и нет? Денег-то столько, что нули и не сосчитаешь”.


По словам автора, “бюджет 2005 года впервые в истории Казахстана «зашкалит» за триллион тенге. Точнее — 1 триллион 135 миллиардов тенге. Правда, по предварительным расчетам, расходы тоже предстоят нешуточные — 1 триллион 223 миллиарда тенге. Перевес расходов над доходами в республиканском бюджете уже на стадии планирования в стране будет также отмечен впервые”.


“Но для начала приятная новость для пенсионеров: размеры пенсий будут увеличены с учетом уровня инфляции 2005 года, минимальный размер пенсии составит 6200 тенге, минимальный размер заработной платы — 6976 тенге, — радует читателей Петренко. — Еще обещают повысить размеры государственных социальных пособий (дополнительные расходы бюджета по этой статье расходов составят 13,1 миллиарда тенге), а также размеры специальных государственных пособий инвалидам и участникам ВОВ до 15 минимальных расчетных показателей (сегодня МРП — 919 тенге). Кроме того, фронтовики в связи с празднованием в 2005 году 60-летия Победы в Великой Отечественной войне получат единовременную материальную помощь в размере 30 тысяч тенге, на что из бюджета уйдет один миллиард тенге. На единовременные государственные пособия в связи с рождением ребенка (их размер составит 15 МРП) оставили 3,4 миллиарда тенге. Простейшая арифметика показывает, что этой суммы хватит на без малого 25 тысяч новорожденных”.


На финансирование расходов автодорожного хозяйства на республиканском уровне предусматривается 55 миллиардов тенге — то есть столько же, сколько на здравоохранение. На развитие города Астаны депутаты решили отложить 72,6 миллиарда тенге — больше, чем на образование. Расходы министерства обороны составят 59,2 миллиарда тенге”, — комментирует Андрей Петренко. Так что по сравнению с этими суммами два миллиарда тенге для покупки квартир депутатам и впрямь кажутся мелочью?!


Что нужно сделать для того, чтобы казахстанцы перестали бояться полицейских? С таким вопросом газета “Литер” обратилась не только к известным казахстанским аналитикам, но и непосредственно к самим полицейским.


По мнению Саветкали Курманбаева, полковника внутренней службы, начальника училища МВД РК, для этого “нужно с порога училища прививать им чувство долга полицейского — защищать людей, а не вредить им”. “Полицейские, которые дискредитируют всю систему внутренних дел, видимо, пошли работать не по призванию — им нужна только власть. У них зачастую отсутствуют понятие чести офицера, элементарные ценности и мораль. И дело не в низкой заработной плате, а вообще в отдельных личностях”, — резюмировал он.


Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, думает иначе: “Если внимание полиции будет обращено не на общество, а на власть, она будет приносить казахстанцам только проблемы. Избитый в следственном изоляторе человек почему-то не становится причиной отставки министра внутренних дел, а должно быть именно так. Только в этом случае глава МВД будет следить за своими подчиненными”.


Куаныш Самиев, водитель автобуса, считает, что “Только железная рука руководства МВД способна это сделать”.