Как поделить национальный “апельсин”?

В июне этого года глава нашего государства Нурсултан Назарбаев предложил разработать концепцию Национального фонда. О том, как лучше распорядиться его средствами, на днях, в гостинице “Казахстан”, предлагали специалисты из ближнего и дальнего зарубежья и международные эксперты.


В прошлом году активы Национального фонда Казахстана возросли до 528 миллиардов тенге, инвестиционный доход, напротив, упал с 8 до 4 миллиардов тенге.


Кто же должен распорядиться этими деньгами? Предложений много: раздать ли эти деньги всем и каждому, другой вариант перечислять ежегодно на счета с момента рождения человека, или же перечислять их в бюджет на социальные нужды и т.д.


Второй, важный вопрос: кто должен контролировать Национальный фонд? Передать эти функции парламенту или же создать независимый общественный контроль? Сейчас эти деньги подотчетны только президенту.


По мнению Ораза Жандосова, сопредседателя партии “Ак жол”, подобные обсуждения сейчас необходимы, но на них нужно обсуждать более конкретные темы:


— Общая задача таких мероприятий — создавать общественное мнение. Сейчас очень важно для государства и общества, как будет дальше развиваться тема о Национальном фонде, как распоряжаться сырьевыми доходами в целом. Я считаю, что сегодня не была четко сформулирована сама тема “круглого стола”, надо было более четко и конкретно обсудить некоторые вопросы, а получилось, что вроде бы обговорили многое, и в то же время ничего.


— Сейчас много говорится о необходимости реформирования Национального фонда, каким оно должно быть?


— Общее желание внести изменения — это правильно и естественно. В модели фонда, которая существует сейчас, есть плюсы и минусы. За четыре года его существования средства были сохранены. Но эти четыре года стали, так сказать, вступительными, основные средства начнут поступать со следующего или с 2006 года — активы фонда реально станут расти. И поэтому выбор правильного механизма в данной сфере становится более актуальным. Автором действующей модели был я, и понятно, что я вижу все недостатки, которые в ней существуют.


— Какие именно недостатки?


— Их много. Но самое главное, что сейчас неизвестно, какое место должен занимать Национальный фонд в системе управления или организации доходов государства от сырьевого сектора. И этот основной вопрос, к сожалению, сегодня был затронут в наименьшей степени, не был поставлен в повестке дня.


Также необходимо определить общую роль и место Национального фонда, надо четко определить, во-первых, кто будет им управлять, во-вторых, проработать технические аспекты, связанные с юридическими, финансовыми и другими вопросами его функционирования.


— Как вы считаете, возможно ли, что модель фонда будет схожа с моделью бюджета?


— Бюджет сам по себе не является фондом, бюджет имеет свои правила поступления средств и их расходования. А любой фонд, будь то золотовалютный резерв Нацбанка или социального страхования, или Национальный — это аккумулированные финансовые средства, то есть они всегда будут различаться и в законодательном оформлении, и в транспарентности правил, и в публичном контроле со стороны общества за этими расходами. Другое дело — это эффективность расходов и управления. С точки зрения сопоставления публичной безопасности фонда с публичной безопасностью бюджета, они примерно одинаковы.


— Какая законодательная модель фонда подойдет нашему государству?


— Это может быть как и отдельный закон, так и часть какого-то закона, например, бюджетного кодекса или закона о государственных финансах, у нас ведь есть кроме бюджета и другие резервы, например золотовалютный. Законодательное оформление заключается в том, чтобы закон был понятен людям, чтобы простой гражданин понимал его механизмы и независимую систему контроля. И над этим необходимо работать, ведь сегодняшний учетный комитет формируется и находится под руководством исполнительной власти, так у нас с бюджетом во всяком случае. Но не должны контролировать средства те, кто имеет право тратить, поэтому и надо вводить для Национального фонда общественный независимый контроль.


— Один из ваших предвыборных лозунгов гласил “нефтедоллары всем и каждому”…


— Это идея нашей партии, партии “Ак жол”. Мы предлагаем отдать 75% от сырьевых доходов народу, а 25% продолжать накапливать. Мы говорим о том, что деньги должен получить каждый человек, чтобы средства не уходили в бюджет. Ведь при сегодняшнем механизме, грубо говоря, не демократическом, на самом деле бюджетные средства вроде бы идут на социальные нужды, но эффекта от этого никакого. Поэтому эти деньги надо отдать людям, а они уже сами распорядятся ими.