Своя рука – владыка

В настоящее время в Северо-Казахстанской области, как и по всей стране, систематически нарушается один самых главных конституционных принципов Республики Казахстан и существенное основополагающее право каждого человека и гражданина – возможность проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций.


Так, в частности, Северо-Казахстанский областной филиал Демократической партии Казахстана “Ак жол” пять раз пытался получить разрешение властей в лице местных исполнительных органов на проведение митинга своих сторонников в поддержку демократических реформ в Республике Казахстан в свете последних изменений, внесенных в Конституционный Закон РК “О выборах в РК”. При этом задачами митинга его организаторам виделись: оценка хода избирательной кампании 2004 года; психологическая поддержка участников выборов; формирование чувства командности и единства среди своих членов и сочувствующих лиц.


В качестве формы проведения определялись выступления участников митинга с использованием звукоусиливающей техники. Возможными местами проведения данного публичного мероприятия указывались три центральные площади города – у здания Петропавловского городского акимата, “Достык” (Дружбы) и перед русским драматическим театром им. Н. Погодина.


Все пять раз руководители филиала партии получали отказы под различными благовидными предлогами, якобы преследовавшими своей целью защиту интересов горожан и приезжих гостей.


Первоначально негативное отношение власти было обусловлено датой планировавшейся акции – 2 октября 2004 года. Запрет мотивировался предшествующим вторым туром голосования по выборам депутатов мажилиса парламента РК, назначенным на 3 октября, и поскольку “.. в Республике Казахстан существует единое медийное (?!) пространство, то все акции и мероприятия, проводимые в эти дни в том или ином регионе политическими партиями, участвующими или участвовавшими в выборах, могут прямо или косвенно повлиять на волеизъявление избирателей и побудить их голосовать за или против того или иного кандидата (политической партии), а, следовательно, планируемое мероприятие будет считаться предвыборной агитацией”.


Это обстоятельство выглядело более чем странным, если учесть, что в нашей области второго тура голосования не было, поскольку победившие кандидаты на все три вакантных места в нижней палате парламента были определены сразу же по результатам первого тура. Это – бытовое отношение к запрету. А что по данному поводу говорит Закон?


В соответствии со ст. 7 Указа Президента РК, имеющего силу Закона РК “О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан” № 2126 от 17 марта 1995 года, “местный исполнительный орган запрещает собрание, митинг, шествие, пикетирование или демонстрацию, если целью их проведения является разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости, сословной исключительности, насильственное ниспровержение конституционного строя, посягательство на территориальную целостность республики, а также нарушение других положений Конституции, законов и иных нормативных актов РК, либо их проведение угрожает общественному порядку и безопасности граждан”.


Целью же митинга ДПК “Ак жол” являлось рассмотрение порядка участия граждан в управлении своей страной и реализация права избирать и быть избранными под общей темой: “Народ за честные выборы! Достойную жизнь всем и сегодня!” При этом, конечно же, не преследовались какие-либо неправовые, неправомерные и незаконные цели и действия, которые можно было бы расценить как посягательство на конституционные основы и общий государственный строй республики. Нам было доподлинно известно, что и у акима города Никандрова В.П. в наличии таких данных не было и нет.


Как надуманная, нами также была воспринята ссылка на второй тур голосования, поскольку в СКО уже к тому моменту отсутствовала сама электоральная база, которую можно было бы побудить к участию или к неучастию в выборах.


А выборы по партийным спискам, в соответствии с действующим законодательством РК, вообще проходят только в один тур.


Фраза же в письме о каком-то едином медийном пространстве республики нами вообще была не понята в виду того, что митинг предполагалось провести не на телеэкране или через другие СМИ, а на свежем воздухе в окружении простого населения.


В соответствии со ст. 4 выше названного Указа Президента, “…местный исполнительный орган… предлагает обратившимся с заявлением иные время и место проведения мероприятия”, что по неизвестной причине сделано не было, хотя организаторы в своем заявлении указывали несколько таких возможных мест. Более того, они строго обязались придерживаться положений действующего законодательства РК о порядке проведения подобных мероприятий, а именно: не препятствовать движению транспорта и пешеходов; соблюдать общественный порядок; не создавать помех для бесперебойного функционирования объектов инфраструктуры города; не наносить ущерб зеленым насаждениям и малым архитектурным формам; не вмешиваться в деятельность представителей государственных органов; не иметь при себе холодное, огнестрельное и иное оружие, а также специально подготовленные или приспособленные предметы, могущие быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба гражданам и собственности юридических лиц.


На 9 и 17 октября митинги запрещались ввиду проведения в центральной части города скоропостижных сельскохозяйственных ярмарок, якобы намеченных заранее в связи с месячником пожилых людей, на которых последние могли бы по доступным ценам приобрести продукцию сельскохозяйственного производства. И надо же такому случиться (какое совпадение!), ярмарка была развернута в то же время и в тех же местах, где должен был бы состояться митинг. Организаторы от ДПК “Ак жол” опять ушли несолоно хлебавши.


По результатам наблюдений, проведенным в эти дни областным филиалом партии, потешным выглядело использование этих публичных мест, являющихся городской территорией общего пользования. Так, 9 октября на театральной площади была установлена машина с динамиком, из которой на протяжении всего дня раздавались веселые мелодии и бравурные марши. И все это было выдано за культурно-массовое мероприятие, правда, без какого-либо количества участников. Хочется спросить: “Что празднуем, господа хорошие, какой на дворе праздник?”


17 октября на эту же площадь были свезены дети из многих близлежащих школ города, а на постаменте у памятника Карасаю и Агынтаю-батырам прыгал и безголосо пел какой-то непонятный дядька в тулупе, которого и самодеятельным артистом-то назвать было трудно. А если учесть, что в этот день было минус 5 градусов холода и шел мелкий дождь со снегом, то жалко становится детей, а само действо выглядит трагикомедийным фарсом.


Еще одна заявка была подана на 22 октября, уже не на выходной, а очень даже на рабочий день, и не на центр города, а, можно сказать, на самые его отдаленные окраины. Одним из возможных мест проведения был обозначен Парк Победы, расположенный в одном из микрорайонов. И что же вы думаете? Именно в этот день, в этом месте и в заявленное время администрацией города была назначена высадка новых деревьев и санация старых работниками коммунальных служб.


Вот такие чудеса оперативности и злой рок совпадений произошли в городе Петропавловске в октябре месяце: скорое желание накормить пенсионеров, развлечь молодежь и привести в порядок зеленые насаждения.


Следующая заявка областным филиалом подана на 7 ноября – былой “красный день” календаря. Что власть придумает на этот раз? Скорее всего, чтобы не дать “Ак жолу” провести митинг, дадут команду возобновить праздничные демонстрации трудящихся, некогда построивших социализм и победивших самодержавие. Такое ощущение, что История вновь проворачивает свое скрипучее колесо, и старые времена возвращаются. Как бы вновь не пришлось устраивать революции по ниспровержению нового самодержавия – в головах чиновников.


25 октября 2004г.