Кому доверится Нурсултан Назарбаев?

Любовь НАНа и голуби…


“Хотя пропрезидентские политологи уверены, что антиназарбаевская оппозиция никогда не сможет договориться и выставить на выборах единого кандидата, пока все идет вопреки их прогнозам”, пишет в газете “Республика” Мухаметжан Адилов.


По утверждению автора, “если Нурсултан Назарбаев решится на досрочные президентские выборы (а все к этому идет), демократическая оппозиция может проиграть и обязательно проиграет, если не объединится. Это означает, что Семья получит еще семь лет для того, чтобы закрепить свое политическое господство, укрепить свое экономическое положение и полностью выбить из страны тех, кто может и осмеливается ей противоречить”.


Но ситуация, по мнению М.Адилова, сегодня настолько обоюдоострая, что это не может не беспокоить элиту страны. “Поиски выхода ведутся многими, в том числе теми, кто еще недавно старался не участвовать в политических разборках. Но теперь все понимают: власть первого лица страны настолько ослабела, что может рухнуть в любое время. И никто не готов погибнуть под ее обломками”, — пишет “Республика”.


По аналитическим суждениям М.Адилова, сейчас Нурсултан Назарбаев стоит перед выбором – “довериться ли Имангали Тасмагамбетову, который якобы может задушить оппозицию и восстановить доверие населения к власти и президенту, или пойти навстречу требованиям демократизировать политическую систему”.


“В этих условиях Назарбаев вынужден балансировать не между ястребами из своего окружения во главе с Имангали Тасмагамбетовым и голубями, настроенными на мирное разрешение кризиса, а решать, сколько воли он даст руководителю своей администрации в деле подавления оппозиции”.


Одним из таких “голубей”, по мнению автора, стал бывший спикер мажилиса парламента Жармахан Туякбай, “который хотя и сотрудничал долгие годы с Назарбаевым, однако не был замечен в преследовании инакомыслящих и избежал обвинений в коррупции и эгоизме”.


Второй “птичкой”, по имеющейся информации М.Адилова, является руководитель Инвестиционного фонда и бывший министр финансов Зейнулла Какимжанов. “Он никогда не ставил под сомнение свою лояльность президенту, с другой — достаточно близок к руководству ДПК “Ак жол” по возрасту, либеральным экономическим взглядам и опыту работы в правительстве и бизнесе, — пишет автор. — При этом г-н Какимжанов всегда считался “волком-одиночкой”, который не аффилирован ни с одной группой влияния в политике и бизнесе, но при этом поддерживает с ними со всеми ровные отношения. К тому же он имеет репутацию крепкого профессионала, хорошего организатора и человека с сильным характером”.


“Говорят, что Зейнулла Какимжанов в ходе встречи с Нурсултаном Назарбаевым предложил ему “развести” ситуацию следующим образом: президент отправляет в отставку Даниала Ахметова и поручает ему формирование правительства. Вместо Имангали Тасмагамбетова руководителем администрации президента становится нынешний секретарь Совета Безопасности РК и по совместительству руководитель Национальной комиссии по вопросам демократизации и развитию гражданского общества Булат Утемуратов. В результате глава государства получает возможность опереться на сильного, самостоятельного и волевого премьер-министра в экономике и гибкого, умеющего найти компромисс и выстроить баланс интересов руководителя администрации президента в политике. Это может позволить Нурсултану Назарбаеву отойти от непосредственного участия в политической борьбе и восстановить себя как государственного деятеля, представляющего весь казахстанский народ, стоящего над партиями и выступающего в качестве арбитра и гаранта законности в стране”, — утверждает автор.


По мнению автора, чтобы Нурсултан Назарбаев не чувствовал себя побежденным, Зейнулла Какимжанов предложил президенту вернуть в страну зятя Рахата Алиева и поручить ему возглавить какое-нибудь ключевое ведомство, например Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями. А вот что касается г-на Тасмагамбетова, то, якобы, “по предложенному плану “продукт президента” должен быть перемещен акимом Алматы, где у него открываются неограниченные возможности по борьбе с оппозицией. И если он ее победит, то сможет вернуться в Астану, а если нет — туда ему и дорога”.


Пойдут ли власть и оппозиция на компромисс?


Удастся ли Тасмагамбетову в предполагаемом “новом амплуа” победить оппозицию или нет, вопрос, конечно, еще спорный. Хотя, возможно, он может и выиграть в этой “битве”, если оппозиция еще долго будет думать о своем объединении в единый блок.


Известный политолог Ерлан Карин, анализируя внутриполитическую ситуацию в стране, уверяет в газете “Жума-таймс”, что сейчас “казахстанские политические группировки, выходящие на сцену публичной политики, пока еще не сложились полностью как политические партии”. По мнению Е.Карина, имеющиеся партии продолжают пока мыслить категориями группового (кланового) сознания, а не партийного. “Эта характеристика одинаково относится как к провластным, так и оппозиционным партиям, — говорит Е. Карин. — Клановое сознание заставляет их работать по схеме “свой-чужой”. В силу этого существующие партии рассматривают свой электорат как феодальное владение”.


Е.Карин предлагает противоборствующим сторонам не “мочить” друг друга на выборах 2006 года, а прийти к компромиссу путем политического диалога. Правда, на вопрос журналиста газеты “Жума-таймс”, кто должен первым сделать шаг навстречу, Е.Карин красиво ушел от ответа, отметив, что “диалог необходим обеим сторонам, чтобы получить от общества кредит доверия”.


КаКим ты был, таКим ты и остался?!


Кстати, о доверии. Говорят, что в Северной Корее вождя корейского народа Ким Чен Ира больше не называют “дорогим руководителем”.


“В некоторых районах Пхеньяна исчезли его портреты. По мнению зарубежных обозревателей, это может свидетельствовать об изменениях в отношении власти внутри северокорейского руководства”, — пишет газета “Экспресс-К”.


Казахстан не приняли в ВТО!


То ли дело Китай! Поднять свой “кредит доверия” среди электората тамошняя власть решила необычным способом… провести Всемирный туалетный саммит. “Столица Китая выиграла конкурс на его проведение — власти города клятвенно пообещали в ближайшие три года построить более 740 новых пятизвездочных (!) туалетов”, — пишет сегодняшняя “Комсомолка”.


Со слов журналиста этого издания Светланы Ромашкиной стало известно, что туалетный саммит проводит Всемирная туалетная организация (ВТО — не путать с торговой и туристской организациями). Она же и учредила этот праздник. “Основатель ВТО — англичанин Джек Сим, штаб-квартира этой необычной организации находится в Лондоне”, — пишет автор.


Жаль, что Казахстан в это ВТО пока не входит.


“Но даже если мы попросимся — нас не примут!” — с грустью констатирует факт С. Ромашкина.


Ну, а теперь о насущных, но наболевших проблемах.


Сколько слов на казахском языке должен знать интеллигент?


В сегодняшнем “Литере” опубликованы мнения мажилисменов, по заявлению депутата Мухтара Шаханова: “проводить заседания на казахском языке…”


Виктор Егоров, депутат мажилиса РК: “Ничего необычного в заявлении моего коллеги Мухтара Шаханова я не вижу. В депутатском составе прежнего созыва об этом очень беспокоился Шерхан Муртаза. И вообще, речь не идет о том, что депутаты обязаны выступать на казахском языке, а это касается выступлений спикера. Проблем с пониманием речи выступающего не будет, поскольку заседание сопровождается синхронным переводом. Если аппаратура будет давать сбой, спикер сменит язык выступления на русский. По крайней мере бывший спикер всегда выступал на казахском языке, и никаких проблем не было. А вообще как всякий интеллектуально развитый человек я обязан знать 600-800 слов на казахском языке. Пока владею лишь одной четвертью, но все еще впереди”.


Александр Малютин, депутат мажилиса РК: “Каждый человек вправе говорить на том языке, которым он владеет…” — комментировать своего коллегу Малютин отказался.


Мажилиследи Ирина Тарасенко, которая, по ее словам, единственная среди русскоязычных депутатов давала присягу на казахском языке, считает, что внедрение предложения Шаханова, “будет стимулировать депутатов к изучению казахского языка…”


Пресс-секретарь спикера парламента Максим Андрюшин посчитал некорректным с его стороны комментировать Шаханова. Однако, по его мнению, этот вопрос имеет две грани: “…С одной стороны, проведение заседаний мажилиса на казахском языке для русскоязычных депутатов создаст психологический дискомфорт. С другой — послужит стимулом для изучения казахского языка”.


Мухтар Шаханов: “С 11 июля 1997 года президентом нашей страны был подписан Закон “О языках Республики Казахстан”. Была принята также правительственная программа на 2001-2010 годы. А что изменилось с тех пор в этой сфере? Откровенно говоря, грандиозные планы, идеи и требования остались только на бумаге. Мало того, некоторые из новоиспеченных депутатов будто вообще не ведают о существовании Закона “О языках в Республике Казахстан”, подписанного президентом. Иначе они не пошли бы на такой необдуманный шаг, требуя рассмотрения на заседании комиссии по этике действия коллег, поднимающих вопрос о многострадальном государственном языке.


Наш Закон “О языках”, будучи по сравнению с законами других государств аморфным, неполноценным, не выполняет свою миссию должным образом. Депутаты предыдущего созыва, которым доверял народ в продвижении этого вопроса, выступили в унисон с правительством против введения государственного языка в общенациональное тестирование в этом году. Отговорки все те же: “Ведь есть же и другие национальности в РК”.


Возьмем, к примеру, Россию, которая является одним из самых больших государств мира, где проживают представители многих и разных национальностей? Так почему же Путин категорически заявил о том, что люди, не владеющие русским языком, не могут получить гражданство в России, ввел поправку в 13-ю статью Закона “О гражданстве в РФ”? Что же, положение нашего государственного языка в Казахстане является более благополучным, чем положение русского языка в России? Почему же Франция, одна из ведущих стран мировой цивилизации, внесла в свой Закон “О защите языка” пункт, по которому лица, оскорбляющие достоинство французского языка или искажающие его произношение, подвергаются штрафу от 1000 до 5000 долларов США?


Почему же Латвия с крохотным населением выделяет каждый год свыше одного миллиона долларов на развитие своего государственного языка? Почему в нашем бюджете на 2005 год наш государственный ЯЗЫК опять остался обделенным?


Истина одна. Каждый гражданин нашей страны должен уважать язык и культуру всех диаспор, проживающих в Казахстане, всегда поддерживать и защищать их. Разве наши предки и казахский народ мечтали о таком бездуховном, лишенном родного языка суверенитете? Исчезновение языка означает исчезновение нации. Наверняка, не зря говорил великий поэт Дагестана, мой покойный близкий друг и брат Расул Гамзатов: “Если завтра исчезнет мой родной язык, я готов сегодня умереть”.


Ожидания и итоги


В Берлине прошла дискуссия, передает специальный корреспондент “Казахстанской правды” в странах ЕС Сергей Золовкин, на тему “Парламентские выборы 2004 года в РК: ожидания и итоги”.


“Выводы участников международного “круглого стола” не могут не приободрить казахстанцев. Вкратце и популярно мнение политической элиты ЕС формулируется так: “Выборы явились своего рода зеркалом, отражающим реальную общественно-политическую ситуацию в РК”. И “зеркало” это не оказалось кривым”, — заканчивает свой материал Золовкин.