Спекуляция на вопросе интересов языка и народа – последнее дело

П.В. Своик хорошо известен читателям сайта. Особенно возросла его популярность накануне его пятилетнего юбилея. Настолько, что он обратился с отдельной публикацией к своим комментаторам, предлагая дискуссию. И на сайте уже появляются ответные материалы. От этих самых комментаторов. Или же, проще говоря, – от читателей. П.В.Своик первый из постоянных авторов сайта, кто предложил публике такую форму обмена мнениями. Ранее тут практиковалось нечто подобное. Подобное, да не совсем то. Там известные, узнаваемые общественностью лица отвечали на вопросы читателей. Это все-таки была не совсем равноправная форма общения. Там тот или иной известный деятель как бы “открывался”, говоря: вот он, мол, у кого есть ко мне вопросы – пожалуйста. А тут человек, автор и общественно-политический деятель сам обратился к своим комментаторам. Не по поводу какой-то отдельной своей публикации, а вообще. То есть как бы предложил, как бы это сейчас назвали, инновационную форму общения. Можно к нему обратиться через “комментаторское окно” под обращением автора. А можно – и в форме отдельной статьи. Конечно, только если есть, что сказать. В желающих полемизировать с П.Своиком через этот сайт, судя по всему, недостатка нет. И это еще больше оживляет и без того немалый интерес русскоязычной общественности к персоне П.Своика, творимым им статьям и выражаемым идеям.

Впрочем, в последнее время заметно повысился интерес к его персоне и со стороны казахскоязычных СМИ. Дважды на телеканале “Казахстан”, к примеру, “наехали” на него в течение всего нескольких дней. Сперва — в пятницу, 7 января, на ток-шоу “Култобе”, где каждую неделю за \»круглым столом\» собираются для обсуждения злободневных тем казахской жизни известные общественные и культурные деятели, а также журналисты. Потом во вторник, 11 января, на передаче “Шыннын жузi”, согласно формату которой тележурналист беседует с кем-нибудь из известных лиц (чаще это писатели и журналисты, но бывают и политики). Причем и в том, и другом случае авторами “наезда” явились такие люди, которые в прошлом были как бы коллегами П.В.Своика. Но обо всем по порядку.

На ток-шоу “Култобе” в этот раз говорили о судьбе казахского аула. Ну и, как всегда на этой передаче, большая часть присутствующих держали речь с позиции реальности 15-20-летней давности. К примеру – о том, что в аулы газеты и книги не доходят, что их там стали куда меньше читать, как будто не было всех этих электронно-компьютерных информационных преобразований. Ведь и эти самые газеты и книги читают сейчас очень мало и в городах. Но тут у людей, конечно, выбор больше и шире. Присутствовавший на ток-шоу академик-математик Аскар Джумадильдаев, как всегда в рамках этой передачи, показывал себя чуть ли не единственным реально мыслящим человеком. Настолько реально мыслящим, что приходится удивляться тому, как же он вновь и вновь оказывается в такой компании, где его слушают, но в упор не слышат. В общем, академик-математик говорил, призывая собеседников считаться с действительностью, одно, а те, кто рядом – совсем другое. При этом эти последние зачастую строили свои рассуждения так, будто бы и нет А.Джумадильдаева с его высказываемыми тут же мнениями. Они как бы его самого и его достаточно резкие для уха записных “патриотов” высказывания терпели и делали вид, что их не замечают. Справедливости ради, надо признать, что кое-кто из присутствующих в этот раз по отдельным вопросам академика фактически поддержал. Но это были, к сожалению, малоузнаваемые (да простят они автора за такое определение) люди.

Исключение – случай, связанный с П.В.Своиком. Его имя возникло неспроста. Ведущий вспомнил, что несколько лет назад он выступил в “Караване” со статьей, где высказался в том смысле, что у казахского аула нет будущего. Сложилось впечатление, что обращение к публикации П.В.Своика было “домашней заготовкой”, которая должна была быть вытащена “из рукава” в случае возникновения слишком острой “пикировки” между присутствующими. Ну так вот тогда, когда ведущий ввел в оборот обсуждения тему, связанную с давней публикацией П.В.Своика, как бы автоматически последовала реакция не по поводу ее содержания, а сразу с переходом на личность. Из уст присутствовавшего за \»круглым столом\» известного деятеля отечественного театральной сферы, заслуженного деятеля искусств республики, лауреата Государственной премии, профессора театральной академии и в прошлом руководящего работника министерства культуры Аширбека Сыгаева в адрес такого бывшего руководящего работника республиканского масштаба вышла фраза — “враг казахского народа”. Можно с известной долей уверенности предположить, что дальше полемика, вылившись после такого своеобразного “ату” в “словесное избиение” указанного не присутствующего (и главное, не могущего защищать себя даже в случае присутствия или хотя бы заочно по причине невладения языком дискуссии) человека, как таковая сошла бы на нет, если бы не оказался тут же А.Джумадильдаев (его могло и не быть, поскольку в отличие от ряда других участников он появляется на этой передаче редко). Академик резко возразил А.Сыгаеву. Причем речь шла не о защите П.В.Своика. Он просто твердо сказал, что с мнением П.В.Своика можно согласиться или не согласиться, но с ходу бросаться такими обвинениями неприемлемо. Его позицию поддержал известный и авторитетный писатель Дулат Исабеков. И дальше, что интересно, разговор пошел так, что кое-кто из присутствующих признал, что, да, у аула нет будущего. Кто-то даже высказался в таком смысле, что нынешний аул как таковой сложился в условиях именно советского строя, а сейчас, мол, уже другое время. То есть повторил вывод П.В.Своика из давней “каравановской” статьи о происхождении сегодняшнего аула. В общем, избиение не состоялось. Но оно было реальным.

А во втором случае за П.В.Своика уже некому было заступиться. На передаче “Шыннын жузi” приглашенный в качестве гостя Дос Кушим, бывший когда-то единомышленником Петра Владимировича по движению за честные выборы и пострадавший за это вместе с ним (вот выдержка из годового отчета “Права человека. Ситуация в Казахстане в 1998 году”: Медеуский районный суд города Алматы подверг административным наказаниям (штрафы, административные аресты) известных общественных деятелей: Петра Своика, Ирину Савостину, Мэлса Елеусизова, Доса Кушима, Акежана Кажегельдина. Все они были наказаны за участие в учредительном собрании нового общественного движения \»За честные выборы”), весьма и весьма нелестно отозвался о нем. Повод же таков, что-де он за 14 лет не выучил казахского языка. Отсюда подразумевается вывод: как он может в таком случае критиковать кого-то, что-то там публично заявлять и говорить от имени Казахстана. Д.Кушим как бы сквозь зубы признал: быть может, он хороший аналитик, но… Такой выпад остался без ответа. Тот, кому он был адресован, едва ли подозревает о том, что на государственном телеканале “Казахстан” его вновь и вновь пытаются, образно говоря, “женить без него самого”. И не без успеха. Передачи канала смотрят везде в Казахстане. Поскольку П.В.Своик является действующим политиком, конечно же, надо понимать такое как его политический “отстрел” исподтишка. Политика, ясное дело, — вещь грязная. Мы не собираемся осуждать то, что государственный телеканал пытается вести какую-то “контригру” с оппозиционными властям силами.

Это, в принципе, нормально. Власть в лице правительства напрямую финансирует тот “Казахстан”, и поэтому, конечно же, объяснимо то, что телеканал видит свою задачу в том числе в том, чтобы бороться с его самыми ярыми критиками. А П.В.Своик как раз такой критик. Причем самый давний и последовательный… Но использование при этом нечистоплотных приемов – это едва ли может быть как-то оправданно. Удары телеканала “Казахстан” низки и недостойны государства с его могущественными возможностями по двум позициям.

Во-первых, человека дискредитируют так, что он об этом может и не узнать, хотя дискредитация идет в масштабах всей страны. Во-вторых, — это беспроигрышные в адрес неказаха обвинения “враг казахского народа” и “незнание казахского языка”. Как бы тот после этого ни оправдывался – не оправдается никогда. Тем более, если о нем так говорят на главном государственном телеканале на государственном языке. То есть чуть ли не с санкции официального руководства государства. Того государства, чьи руководители чуть ли не самой главной своей заслугой считают “мир между народами и межнациональное согласие в Казахстане”. Каково?!

А теперь о том, насколько эти самые обвинения оправданны в контексте сегодняшней реальности. В ноябре 2003 года министр культуры Д.Касеинов, проводя в Алматы первое после своего назначения заседание коллегии министерства, объявил А.Сыгаева, который говорил о вражде П.В.Своика к казахскому народу, \»чрезвычайным и полномочным представителем\» министерства в Алматы. В сентябре 2004 года уже последний воздал хвалу первому. На страницах газеты “Туркестан” он договорился до того, что заявил так: мол, министр Д.Касеинов так сильно заботится о казахском языке и болеет за него, что отказывается принимать адресованные ему обращения, если они написаны не по-казахски. Это очень трогательно, не правда ли?! Но насколько реально? Посмотрим на эту ситуацию. Прежде всего (чтобы не подумали, что мы имеем что-то против тогдашнего министра культуры) подчеркнем: Д.Касеинова ценим и уважаем как высокообразованного деятеля культуры и как просто хорошего человека. Речь только идет о примере того, как очень просто и легко в среде казахских родоплеменных элит идут на награждение своего человека эпитетом “выдающийся защитник интересов казахского языка” даже тогда, когда он по определению никак не может рассматриваться таковым. Но на это никто не обращает внимания.

К примеру, в данном случае Д.Касеинову, чтобы установить описанный А.Сыгаевым порядок по языку у себя в министерстве, надо было бы смириться с тем, что при введении такой нормы у него в ведомстве и других госучреждениях в первую очередь должны будут пострадать все члены его семьи, кроме него самого. У него жена русская, и она, насколько это известно всем, казахского языка не знает. Две дочери – тоже. А внук, чей отец западный человек, — тем более. Но Д.Касеинов, как пишут, потомок известнейшего в прошлом бия своего рода и жуза. А в качестве такового он в среде своих должен почитаться высоко. И почитается. Его окружение в своем порыве возвысить его имя для всей страны спокойно наступает на горло такой реальности, при которой он может считаться кем угодно, но только не таким министром, который дает от ворот поворот всем не владеющим казахским языком. Тому пример – названный случай. Обвинить чужих как “врагов казахского народа” или в незнании казахского языка – это пожалуйста. Их не жалко. Другое дело — свои. Их надо хвалить по “казахскому моменту” по высшей категории даже тогда, когда они такой хвале никак не могут соответствовать. Таким образом, каждый от имени всего народа берет на себя роль судьи, который определяет: кто — враг, а кто – друг.

Почему бы тому же Д.Кушиму, если он хочет упрекать общеизвестных лиц за незнание казахского языка, не обратиться к именам сотен и сотен государственных деятелей из числа, кстати, самих казахов, которые, официально представляя наше государство и получая от него все причитающиеся по положению блага, не знают и не хотят знать государственного языка. Более того, публично добиваются того, чтобы казахский язык исключили из числа обязательных требований по их ведомствам. К примеру, тот же бывший глава МИДа и нынешний посол РК в Великобритании и Северной Европе Н.Идрисов, сын классика казахскоязычной журналистики. Мы сами лично никого не собираемся обвинять. Мы категорически против спекуляции на тему “вражды к казахскому народу”, “знает – не знает казахский язык”. Мы против того, чтобы интересы казахского народа и казахского языка использовались во имя родоплеменных и узкоклановых интересов. Особенно против представителей других народов, живущих в Казахстане. Это, мы считаем, последнее дело.