Зауреш Батталова: “Я посетила колонию, попросила провести меня в ШИЗО и посмотрела ту камеру, где находился Жакиянов”

— Зауреш Кабылбековна, вы на днях побывали в Шидерты и виделись с Галымжаном Жакияновым, как он выглядит?

— Знаете, его здоровье меня очень волнует, оно подорвано, иммунитет за годы пребывания в колонии ослаблен. Любая неординарная ситуация может отразиться на его состоянии. Последний факт, когда его заключили в карцер в ночь с 21 на 22 января, он перенес переохлаждение. У него сейчас постельный режим. Как раз тогда, когда я приехала к нему, у него находилась медсестра колонии, рядом стояла капельница, на столике лежала гора всяких медикаментов.

Я переговорила с ней. На вопрос, есть ли необходимость в госпитализации, получила ответ, что пока нет. Галымжану было рекомендовано, три дня лежать в постели, не ходить на работу. Медикаментов у него достаточно, ему делают уколы.

— А с начальником колонии вы встречались?

— Не удалось. Но как мне сообщили, в Павлодарскую область приезжает комиссия из КУИС для проверки всех подведомственных им учреждений, и в связи с этим начальник колонии уехал в областной центр на совещание.

Я посетила колонию, попросила провести в ШИЗО и посмотрела ту камеру, где находился Жакиянов. Ну, во всех колониях карцеры стандартны, узкое, темное помещение, нары прикреплены к стене, нет ни стула, ни стола.

Когда я была там, температура воздуха была плюс 18 градусов, но, как говорит Галымжан, в ту ночь температура была плюс 10-11 градусов. К тому же тот градусник, который там висит, не выдерживает никакой критики, он там находится для проформы.

ШИЗО — это штрафной изолятор. Режим такой – постельное белье выдается с 21 часа до 5 утра, именно на этот период опускается нара и человек может прилечь поспасть. В 5 утра подъем, до 6-ти уборка помещения, Галымжан тоже убирал. До 6.30 завтрак, затем прогулка до 8-ми. Потом возвращение в эту комнату, где негде сесть.

В день моего посещения три из четырех камер были пусты, в одной находился некто Бектурганов, наказанный на 15 суток за употребление спиртного.

Шидерты — колония-поселение, и поэтому она, конечно, отличается от Кушмурунской колонии.

Поселенцы живут в огромных бараках, где санитарные условия оставляют желать лучшего. Однако температурный режим более мягок, чем в ШИЗО, где постоянно сыро.

— Скажите, а Жакиянова осмотрела только медсестра или был еще врач?

— Как я выяснила, из Павлодара приезжал врач, но это по просьбе родственников. Он осмотрел Галымжана и выписал все необходимые медикаменты. Диагноз острое респираторное заболевание. Однако нет никакой гарантии, что оно не могло перейти в пневмонию.

Хочу добавить, что в этих камерах ШИЗО люди содержатся в специальных робах – тонкие брюки и пиджак, они так находятся целый день.

Также удалось выяснить, что некоторым дают поработать в течение дня, а у Галымжана было условие без посещения работы. Как уже известно, его поместили в карцер с зубной болью. Именно поэтому он и отлучился с работы, за что и был помещен в ШИЗО.

Благодаря соратникам и журналистам Жакиянов отсидел там сутки вместо положенных двух.