Казахстан, как черно-белое кино

Сегодня вышли: “Литер”, “Казахстанская правда”, “Экспресс К”, “Жума таймс”, “Азат”, “Курсив”, “Капитал”, “Время”, “Московский комсомолец в Казахстане”, “Столичная жизнь”, “Комсомольская правда. Казахстан”, “Известия. Казахстан”. Сегодня в продаже появилась “Свобода слова” и газета “Объектив”.

Убийство Заманбека Нуркадилова остается одной из главных тем печатных СМИ в Казахстане. Напомним, что следствие до сих пор не приняло за рабочую ни одну версию. В оппозиционной прессе обсуждается версия политического убийства.

Газета “Жума таймс” опубликовала интервью с адвокатом Мустахимом Тулеевым, который присутствовал при вскрытии тела известного общественного деятеля. “В него стреляли в упор…”, — говорит адвокат.

Известная своей ангажированностью со стороны власти, газета “Объектив” вынесла на первую полосу материал о гибели Заманбека Нуркадилова. В материале “ЧС Нуркодилова” говорится о пяти версиях. Первая, семейно-бытовая, затем криминальные разборки. По мнению редакции Заманбек Калабаевич будучи на руководящих должностях в администрациях города и области, якобы имел влияние и даже покровительствовал криминальным организациям. Третья версия, что убийство все-таки политическое, однако ни оппозиции, ни власти данная смерть была не выгодна, видимо из этого у авторов возникла и четвертая версия — это некие “третьи силы” (кто и какие не уточняют). И пятая версия, как выражается редакция “Объектива”, “идиотская”, которая возникла после публикации на одном из казахстанских сайтов заявления некоего “Исламского движения казахов”, взявшего ответственность за гибель г-на Нуркадилова на себя.

В “Столичной жизни” в материале “Кто убил Заманбека Нуркодилова”, говорится: “Возможно, что с этого момента относительно спокойное и размеренное течение избирательной кампании в нашей стране серьезно нарушится. Поскольку многие коллеги и соратники погибшего, а он был членом оппозиционного предвыборного блока \»За справедливый Казахстан\», не исключают, что убить 61-летнего Заманбека Калабаевича вполне могли по политическим мотивам”. В этом же материале свои комментарии дет известный политик и публицист Сейдахмет Куттыкадам: “Что касается убийства Заманбека Нуркадилова, то, мне кажется, надо дождаться следствия, но следствия независимого.

Сейчас существуют разные версии случившегося. Скорее всего, это все-таки не случайное убийство. Другое дело, какие силы стоят за этим. Тут однозначно сказать что-либо трудно.

Сейчас надо разобраться, как это произошло, найти виновных и покарать. До сих пор у нас было много загадочных смертей. Люди умирали при невыясненных обстоятельствах, причем эти случаи можно было трактовать и как несчастные случаи, но такого откровенного убийства у нас еще не было.

Сейчас ситуация в стране и вокруг нас такова, что мы должны быть очень осторожными. Это касается и власти, и оппозиции. Мне кажется, что настал момент, когда видеть друг в друге врага эти политические силы не имеют права — высокая температура вражды может очень далеко завести. И первый шаг навстречу должна сделать власть.

Наступил момент серьезного диалога в обществе. Как бы власть ни говорила, что у нас все очень хорошо, на самом деле – не очень хорошо. И как бы оппозиция ни чернила власть, другой власти у нас нет. Трагическая смерть Нуркадилова — именно тот случай, который должен всех отрезвить”.

Общественно-политический еженедельник “Азат” в интервью с руководителем Карагандинского филиала Народной партии \»Алга!\» (ДВК) Валентиной Махотиной, которая в оппозиции с 2002 года называет “Год президентских выборов — хуже високосного”. Беседа начинается с вопроса о гибели Заманбека Нуркодилова:

“— Валентина Викторовна, гибель Заманбека Калабаевича потрясла нас всех, полиция утверждала, что это было самоубийство, а на вопрос, могла ли смерть Нуркадилова быть выгодна властям, начальник ДВД г. Алматы генерал-майор Молдияр Оразалиев ответил, что “такая версия не рассматривается, так как “последние два месяца Нуркадилов вел себя тихо”. Что вы думаете по этому поводу?

— Что значит “тихо”?! Почему Нуркадилов или кто-либо другой из нас должен молчать о происходящем? Я уж не говорю о том, что творится у нас в Караганде: изымают агитационную литературу кандидата в президенты от объединенной оппозиции Жармахана Туякбая, задерживают наших агитаторов, запугивают их и членов их семей и т.п. Я просто хочу привести статистику: в этом году уже погибло три деятеля оппозиции: Батырхан Даримбет, Зинфир Тимиргазиев и вот Заманбек Нуркадилов. Кроме того, у агитатора ЗСК Лены Никитиной пропала 14-летняя дочь. В каждом отдельном случае наши власти еще как-то пытаются отвертеться, но в целом складывается очень жуткая картина. Тем более, что этот год — не високосный. Правда, в этом году, и к тому же меньше, чем через месяц, выборы президента. Получается, что год президентских выборов намного хуже, чем високосный год. Что касается Нуркадилова, то я знаю его как очень сильного, волевого человека, у него чудесная маленькая дочь. Поэтому сама мысль о самоубийстве — противоестественна, не говоря уже о том, что он не мог выстрелить себе два раза в сердце, а затем совершить контрольный, выстрел в голову! Я вспомнила, что как только Нуркадилов собрался было через журналиста Асхата Шарипжанова опубликовать компрометирующие материалы на представителей высших эшелонов власти, так Шарипжанов сразу же погиб. И то, что генерал Оразалиев сказал, что в “последние два месяца Нуркадилов вел себя тихо”, мне кажется странным. Насколько я знаю Нуркадилова, как политика, то ему надолго заткнуть рот невозможно. Поэтому допускаю, что в канун выборов он собирался опубликовать мощный компромат, тем более, что он возглавляет международную организацию по борьбе с коррупцией. Если это так, то его смерть может оказаться очень выгодной кому-то из высших эшелонов власти”.

В “Капитале” в материале Маргариты Мамошкиной о возможности для Казахстана повторить азербайджанский вариант приводятся слова Нурлана Балгимбаева, сказанные в интервью одной из российских газет: “Нурлан Балгимбаев, экс-премьер-министр Казахстана, в интервью российской газете \»Новые известия\» на прошлой неделе выразил мнение о том, что \»Назарбаева, преимущество которого не вызывает практически никаких сомнений, подставляют на ровном месте\».

Г-н Балгимбаев отметил: \»Чего стоят только уничтожение тиражей оппозиционных газет, задержание людей, забрасывание камнями, возбуждение уголовных дел, угрозы со стороны братков… Разве это красит действующую власть? Разве можно назвать поддержкой президента? Я бы назвал такое поведение некоторых околопрезидентских кругов провокацией\». К этому можно добавить и арест оппозиционного активиста Толена Тохтасынва, собиравшегося на встречу с Кондолизой Райс, и другие действия чиновников, которые не совсем соотносятся с гарантиями президента прозрачности…

… “Получается, что Назарбаева, который хорошо знает свой народ, умеет с ним общаться, слушать и понимать, искусно огрождают от такого общения, тщательно фильтруют информацию, скрывают от него независимые газеты или устраивают выезды в “потемкинские деревни”. Я считаю, что это настоящая провокация против него, это трусость чиновников, которым есть что скрывать от Назарбаева и которых надо гнать из власти”, — сказал Нурлан Балгимбаев “Новым известиям”.

В “Известиях. Казахстан”, как и во многих других сегодняшних газетах, в материале Игоря Воротного “Наркотрафик перекроют у его истоков” говорится о прошедшем четвертом заседании совещания руководителей служб безопасности, правоохранительных органов и структур по охране госграниц государств — членов Организации Центральноазиатского сотрудничества в Астане: “По словам председателя Комитета нацбезопасности Казахстана Нуртая Дутбаева, представлявший Афганистан заместитель генерального директора главного управления нацбезопасности Абдулла Лагмани “принял самое активное участие в обсуждении схемы противодействия наркотрафику”. Главной составляющей афганского участия стало предложение ГУНБ о предоставлении спецслужбам стран ЦАС полной информации о наркогруппировках, действующих на территории крупнейшего поставщика наркотиков в мире. Практическую ценность этого предложения спецслужб Афгана пояснил журналистам председатель казахстанского КНБ. “Обмен подобной информацией предполагает, что операции по пресечению наркотрафика будут начинаться на территории Афганистана, а не стран СНГ”, — подчеркнул Н.Дутбаев.

Понятно, что схема подобных совместных операций по пресечению наркоканалов афганского происхождения еще будет прорабатываться и, возможно, потребует согласований на более высоком уровне. Тем не менее, то обстоятельство, что афганцы вышли с подобным предложением именно на ЦАС (в организацию, напомним, входят Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан, то есть находящиеся поблизости от афганских границ государства), свидетельствует о заинтересованности афганских спецслужб в скорейшем и эффективном решении этой проблемы.

Определенный интеграционный шаг вперед был сделан на вчерашнем заседании руководителей спецслужб и в рамках самой Организации Центральноазиатского сотрудничества. Участники совещания одобрили перечень террористических и религиозных экстремистских организаций, запрещенных на территории государств — участников ОЦАС, а также список их лидеров и членов. Напомним, что до сих пор у каждого из пяти членов ЦАС был собственный “черный” список подобных организаций. Работа над обобщением этих списков, по словам Н. Дутбаева, велась достаточно тщательно. Каждое государство внесло свои предложения, в результате чего список превысил сотню организаций террористических и экстремистских направлений”.

В “Литере” Наталья Пулина провела беседу с Вячеславом Никоновым “Ни в России, ни в Казахстане кучм и ющенко не наблюдается”. Также автор приводит досье г-на Никонова: “Родился в 1956 году в Москве. Внук легендарного наркома Вячеслава Молотова. Окончил исторический факультет МГУ. В 1989 году стал самым молодым доктором исторических наук в СССР и в этом же году был переведен на работу в ЦК КПСС в качестве инструктора, а затем заведующего сектором социально-экономического анализа и политического прогнозирования.

С 1991 года — помощник руководителя аппарата президента СССР, затем помощник председателя КГБ СССР.

С 1992 года — советник департамента политических и межнациональных проблем Международного фонда экономических и социальных реформ (фонд “Реформа”), преподавал в Калифорнийском технологическом институте (США). В апреле 1993 года совместно с группой политических консультантов организовал и возглавил фонд “Политика”.

Был депутатом Государственной Думы. В 1996 году стал заместителем председателя Координационного комитета общероссийского движения общественной поддержки Б. Н. Ельцина на выборах президента РФ.

Автор 7 книг и более 500 публикаций”.

В самой беседе известный политолог не отрицает, что для нынешнего руководства России самым выгодным президентом является Нурсултан Назарбаев:

ЛИТЕР-Неделя: Казахстан находится на пороге важнейшего политического события — выборов президента. Кого хотела бы видеть Россия в кресле главы казахстанского государства?

В.Н.: Без преувеличения, Казахстан – это ближайший союзник России. Оба государства входят и в Организацию Договора о коллективной безопасности, и в Единое экономическое пространство, и в Евразийское экономическое сообщество, и в другие интеграционные и союзнические объединения, которые существуют на постсоветском пространстве. У России и Казахстана, безусловно, есть общность стратегических интересов и общность вызовов, с которыми эти страны сталкиваются. Это не только вызовы демократизации, но и вызовы исламского экстремизма, подавление наркобизнеса, угроза международного терроризма, а также соперничество крупнейших геостратегических игроков, имеющих серьезные интересы на постсоветском пространстве и в Центральной Азии в целом.

Безусловно, России не безразлично, кто окажется у власти в Казахстане. И Нурсултана Назарбаева вполне можно назвать фигурой, которая в значительной степени устраивает нынешнее российское руководство.

ЛИТЕР-Неделя: Что общего и что особенного на электоральном поле России и Казахстана?

В.Н.: После целой череды революций на постсоветском пространстве сегодня и в России, и в Казахстане сложилась непростая электоральная ситуация. В дискуссиях, связанных с выборами, доминирует тема смены власти. Оппозиция лелеет надежду, что она может осуществить “цветную” революцию, даже не выиграв на выборах. Кстати, до сих пор неясно, кто и сколько голосов набрал на выборах в Грузии, Украине и Киргизии. Об этом уже никто никогда не вспомнит и не узнает. Причем если бы революции в этих странах не окрестили “цветными”, они назывались бы просто государственными переворотами.

Что касается общего на электоральном поле. Во-первых, это большая популярность лидеров — Назарбаев и Путин имеют схожие рейтинги одобрения своей деятельности, которые в последнее время растут. Причем растут не только благодаря тем достижениям, которых удалось достичь странам, а во многом благодаря информационному фону постсоветского пространства, в том числе в тех государствах, которые уже пережили некоторые революционные изменения. Грузия, Украина и Киргизия в последнее время были источниками скорее негативной, чем позитивной информации, свидетельствующей о благотворности перемен в этих странах.

Также Россию и Казахстан объединяет динамичный экономический рост. Кстати, экономическую модель Казахстана считают эффективной не только американское руководство, но и многие российские специалисты, в том числе и Андрей Илларионов, наиболее либеральный советник президента Путина по экономическим вопросам. Именно Казахстан он неоднократно называл образцом для подражания. На мой взгляд, российская экономика в отличие от казахстанской сейчас не в полной мере использует свой потенциал.

Плюс ко всему Россию и Казахстан объединяет и то, что в обеих странах отсутствуют возможности для проведения “цветных” революций…”.

Также надо отметить, что СМИ заговорили о предвыборных программах кандидатов в президенты. В том числе сегодня опубликован об этом материал в “Экспресс К” – “Бойтесь популистов, беды приносящих…” – под авторством Ермухамета Ертысбаева: “…Изучение предвыборных платформ кандидатов в президенты Республики Казахстан, не включая программу действующего главы государства, основные направления внутренней и внешней политики которого общеизвестны и в комментариях не нуждаются, показало как различие, так и сходство позиций многих из них по различным направлениям.

В предвыборных платформах многих кандидатов в большей или меньшей мере присутствует политическая риторика.

Но что отличает по-настоящему зрелых и компетентных политиков, это то, что их предвыборная платформа взвешенна и имеет реальную экономическую и социальную основу для реализации, выполнимые задачи.

Учитывая, что отдельные из кандидатов имеют большой опыт во власти и непосредственно сталкивались с экономическими процессами, имеют более или менее сильные команды, их предвыборные обещания, даже если они продиктованы соображениями сиюминутной политической выгоды, незабытых обид, выглядят непрофессионально и даже, в отношении сограждан, более чем беспринципно.

Это наглядно проявилось в предвыборной программе Жармахана Туякбая \»Путем справедливости — к достойной жизни\», которую люди, искушенные в политике, уже называют \»путем передела\». Программы человека, который никогда не занимался экономикой, и бывших во власти экономистов, которые сегодня практически отказываются от своих \»либеральных убеждений\», но и предложить взамен ничего толкового не могут.

Без сомнений, это хороший ход: 70% программы является плагиатом того, над чем работают сегодня государственные органы.

Компиляция существующих наработок, игра цифр могут, наверное, впечатлить. Но на самом деле у аналитиков и практиков это вызывает улыбку”, — и так далее…

Виктор БОГАТЫРЬ, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кавалер ордена “Достык” II степени, первый посол Украины в РК в “Казахстанской правде” делится своими впечатлениями от нашей республики в материале “Я все это видел”: “В народе не зря говорят: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. И, работая в течение шести лет в Республике Казахстан в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины, я не переставал восхищаться свершениями казахского народа, нацией, которая заняла достойное место в ряду ведущих стран современного мира.

Казахстан характеризуется высокими темпами развития и успешными экономическими реформами, наиболее развитой среди стран СНГ банковской системой. Республика сумела избежать значительных социальных катаклизмов, межнациональных и межконфессиональных кризисов. Человеческие и материальные ресурсы, которыми так богат Казахстан, в годы независимости пришли в активное движение и сейчас приносят замечательные плоды. Многонациональный народ с каждым годом живет все лучше. По имеющимся у меня статистическим данным, ВВП на душу населения в текущем году превысит 3 400 долларов на душу населения. Казахстан прогнозирует, что в 2010 году этот показатель выйдет на отметку более 5 800 долларов, то есть достигнет нынешнего уровня таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша, Малайзия, а к 2015 году — порядка 9 000 долларов. Это, бесспорно, результат мудрой, взвешенной и дальновидной политики руководства страны…”.