В одной из последних телепередач “Собственное мнение” на 31-м канале при обсуждении результатов выборов президента Республики Казахстан было высказано мнение, что Нурсултан Абишевич Назарбаев победил, благодаря голосам русских, предпочевших его иметь главой государства, не Жармахана Туякбая, шумно рекламируемого оппозиционными СМИ главным соперником действующего президента. С этим нельзя не согласиться. С одним добавлением – голосовали русскоязычные и многих других национальностей, в том числе казахи, 85% которых по данным переписи населения 1999 года владеют русским языком. А для двух миллионов казахов, не владеющих казахским и называемых национал-патриотами “шала-казахами”, русский язык фактически родной (статистика телеканала “Алматы”, озвученная 1-2.01.2006 многократно).
Были и есть у русскоязычных резоны голосовать за Назарбавеа против Туякбая. Первый резон – по отношению к русскому языку. Нурсултан Абишевич и после провозглашения казахского языка государственным декларировал: “Русский язык для казаха – как хлеб, это один из шести языков ООН, если бы не русский, не знаю на каком бы языке в ООН казахи говорили”. А Жармахан Айтбаевич на теледебатах претендентов в президенты 17 ноября (за 16 дней до дня выборов) предпочел говорить на государственном языке, казахском, и этим отсек от себя русскоязычный электорат. Русскоязычные толерантны, законопослушны, но чувства собственного достоинства не лишены, не второсортной частью казахстанского общества являются.
Прямой резон им за такое к себе “внимание” человека, в высшую власть устремившегося, до нее не допустить. Чего им от него ожидать как не: “Нам изначально нужно было провозгласить, что все граждане Республики Казахстан обязаны владеть казахским языком… Но когда провозглашается, что государственный язык – казахский, а русский – язык межнационального общения, это же нелепость! Ведь ясно, что языком межнационального общения должен быть государственный язык – казахский. То есть русский с корейцем должен общаться на казахском языке”. (“Свобода слова” № 33 от 19.10.2005, стр. 1 “Болатхан Тайжан – настоящий казах”, стр. 11 “Болатхан Тайжан: у нас нет полноценного государства”). Стотысячным тиражом сделан такой вброс на русском языке в казахстанское общество газетой, являющейся рупором Ж.Туякбая!
Другой резон голосования за Назарбаева – публикация в оппозиционной прессе антироссийских материалов. Их много. Примеры навскидку: “Свобода слова” от 26.10.2005 – “Бжезинский назвал Путина вторым Муссолини”; “Эпоха” от 18.11.2005 – “Путин завел себе второго батьку”; “Право. Экономика. Политика. Культура” от 18.11.2005 – “Перетряска в Кремле”. Такое в СМИ, пиарящих Туякбая, симпатий русскоязычных не ему, а Назарбаеву добавляло. Нурсултан Абишевич, проводящий многовекторную внешнюю политику, с президентом России встречался гораздо чаще, чем с кем-либо другим из глав государств и правительств, ближних и дальних.
Вот и оказалось в итоге: у Туякбая лишь 6,64% голосов, а у Назарбаева – 91,15%. Проигнорировали туякбаевцы интересы русскоязычных, составляющих абсолютное большинство населения государства, и проиграли. Явно недооценили силу неприятия русскими проявлений неуважения к ним, пренебрегли их возможностями повлиять на исход выборов.
Теперь “локти кусают”, но “пинать” русских продолжают. В “Свободе слова” № 42 от 21.12.2005 на стр. 11 под подзаголовком “Где русский дух?” злословят: “За Назарбаева на этих выборах голосовали студенты из общежитий и почти все мобилизованное для этого дела русское население Казахстана… Произошла полная маргинализация русского населения, которое теперь подвержено любой пропаганде власти, основанное на запугивании. И русские люди, лишенные твердой почвы под ногами, с отчаяньем утопающего вцепилось в формулу Назарбаев – это стабильность. Если казахи еще требуют от власти социальной справедливости, то у русских сегодня один рефрен: лишь бы нас не трогали”.
Полноте, господа демократы! Сколько их студентов-то в числе более шести миллионов граждан, проголосовавших за Назарбаева, было? А русские и русскоязычные (и студенты в том числе) – это да, тут вы – в точку! Правы и когда глаголете: “Русские люди, естественно, поглядывают на Россию. И когда Путин выражает поддержку Назарбаеву, русская община в Казахстане как бы солидарна: если Путин поддерживает, то и мы поддержим”.
Но как ни “кусай локотки”, ни “пинай” русских, ни “плюй” в сторону России, факт полного краха туякбаевцев на выборах признан мировым сообществом. Очень это неприятно туякбаевцам. Отсюда новое лукавство, на правду, вроде, похожее, но вину с себя на власть сваливающее, с русскими заигрывающее. На этой же, упомянутой выше 11-й странице “Свободы слова” внушается: “Еще на заре суверенитета руководство Казахстана приняло негласную политику в сторону казахизации государственного управления. И самая энергичная часть русского населения ушла. Казахстан покинуло более миллиона русских – цвет общества… Без взаимного согласия казахского и русского этносов ни экономических, ни политических изменений не будет. Поэтому националистические настроения в казахской среде должны войти в умеренное русло… Нужно избавляться от веры в исключительность своего этноса, от национального чванства, которым, когда надо, пользуется власть, выстраивая водораздел между этносами”.
Что было – то было, что есть – то есть. Но разве не по инициативе непримиримых национал-патриотов в обстановке пьянящего суверенитета неразумное сотворялось? Не их стараниями “водораздел” между казахами и русскоязычными выстраивался, принимались законы, дискомфорт последним создающие?
Фактов, не красящих неконструктивный национал-патриотизм – не считано. Конкретизировать их – лишь рознь уширять. Русскоязычные свой выбор сделали: кто-то уехал, другие остались. На последних выборах также обозначили, что желают, кому доверяют.
Пора “настоящим” (в отличие от “шала”) понять, что русские и других национальностей граждане Республики Казахстан имеют гарантированные Конституцией страны “права человека” не ниже прав “настоящих” или “титульных”, как они себя называют. Претендующим быть над остальными необходимо прежде всего познать свою объективную историю, позитивную роль в ней русских, как понимал ее великий Абай. Не мифами и легендами о великих предках себя тешить, а философии Абая следовать.
Великие в глуби веков остались. Ныне новейшая история создается. Русскоязычием, к которому Абай призывал, создана мощная, развитая государственная инфраструктура (материальная и духовная) – основа суверенитета Республики Казахстан, члена ООН, уважаемого в мире государства. Русскоязычие объединило народ Казахстана в единую силу в великом созидательном процессе.
А Туякбай и его команда эту силу проигнорировали. Пренебрегли ею, обошли вниманием, не уважили. Более того, позволили себе уничижительные выпады против русских, России и ее президента. И по сей день их продолжают.
Какой должна быть на такие эксцессы реакция русских и русскоязычных, общий дискомфорт от них имеющих? Солидаризация с антиназарбаевцами?
Не о подобном ли Абай в Слове девятом с горечью писал? “Я сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б любил, одобрил бы их нравы, нашел бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне радость или утешение, позволила бы удовольствоваться не теми, так иными их качествами, и не померкла бы надежда моя. Но нет этого. Когда б не любил, не стал бы говорить с ними, делиться сокровенными мыслями, советоваться, входить в их круг, интересоваться их делами, спрашивая “Что там делают, что происходит?”, полеживал бы себе спокойно, нет, — так вовсе откочевал бы от них… В молодые годы и не помышлял о том, что можно оставить свой народ, любил казахов всей душой, верил в них. Когда же довелось узнать людей, когда постепенно угасала моя надежда, обнаружил: нет уже той силы, которая бы позволила покинуть родные края, породниться с чужими. Поэтому в груди у меня сейчас – пустота…”.
У многих русскоязычных, чьи отцы-матери, деды-бабушки здесь родились, здесь похоронены, ныне в грудях-головах не лучше.
Нурсултан Назарбаев: “Нам, откровенно говоря, не стоит искать обоснования наших добрых начинаний где-то извне. Все находим у Абая… На его завете: “Люби, мой брат, все человечество”, – зиждется не просто философия существования, а основополагающий принцип всечеловеческого единства и братства. Мир Абая – наша путеводная звезда…”.
Не было у русскоязычных вопроса – за кого голосовать? Отсюда результат выборов 4 декабря 2005 года: 91,15% голосов – за Назарбаева!