Версии или информационный беспредел?

Сегодня вышли: “Начнем с понедельника”, “Алма-Ата ИНФО”, “Central Asia Monitor”, “Комсомольская правда. Казахстан”, “Литер”, “Известия. Казахстан”, “Деловой Казахстан”, “Деловая неделя”, “Панорама”, “Новое поколение”, “Право. Экономика. Политика. Культура”, “Эпоха”, “Азат” и “Казахстанская правда”.

Главной темой практически всех СМИ остается гибель известного политика Алтынбека Сарсенбаева и его помощников. Как независимые издания, так и другие дают информацию в различных ракурсах. Противоречивые данные тиражируются массово. Пожалуй, более объективно описывает факты о преступлении журналист “Каравана” Олег Губайдулин в репортаже “Выстрелы в спину”.

Газета “Новое поколение” опубликовала материал Ольги Медведевой “Убийственная информация”, в котором говорится: “Стреляли не просто в перспективного молодого политика (в сентябре ему исполнилось бы всего-навсего 43 года), не в бывшего министра информации и печати, в разработчика сегодняшней государственной идеологической и информационной политики, в идейного вождя казахстанской радикальной оппозиции (в последнее время Алтынбек Сарсенбаев входил в штаб движения “За справедливый Казахстан” и был доверенным лицом кандидата в президенты Жармахана Туякбая). Мишенью киллеров были спокойствие и безопасность Казахстана…”.

Также журналистка выдвигает версии по поводу того, кому выгодно убийство и ищет его следы:

Атырауский след?

2004 год. Заказное убийство в центре Москвы некоего Ибрагима Джумалиева. Преступник стрелял в него пять раз, но попал дважды: одна пуля прошила грудь, вторая — голову. (Так же убит Сарсенбаев — одна пуля в грудь, вторая — в голову). Рядом с телом милиция нашла дипломатический паспорт гражданина Казахстана на имя убитого. Позже выяснится, что “дипломат” на поверку оказался очень непростой личностью. В Атырау он имел собственный икорный и нефтяной бизнес. В 1999 году Ибрагим Джумалиев, будучи шефом Урало-Каспийского бассейнового управления, наделал столько шума, распределяя “икорные” лимиты, что его деятельностью заинтересовалась прокуратура…

Какое отношение эта история имеет к Сарсенбаеву? Оказывается, дипломатические документы Джумалиев получил в то время, когда послом Казахстана в России являлся Алтынбек Сарсенбаев. Теперь возникает вопрос: имели ли они общий бизнес? Связаны ли их смерти?

Компромат Нуркадилова

Общественное мнение наверняка попытается увидеть связь между расстрелом Сарсенбаева и загадочным суицидом Заманбека Нуркадилова. Между ними всего три месяца. Если публичные угрозы со стороны Нуркадилова в адрес власти и обещанный компромат, якобы припрятанный в зарубежных банках, — не блеф, то, может быть, все дело в нем? Возможно, в случае форс-мажорных обстоятельств именно Сарсенбаев как доверенное лицо имел доступ к нуркадиловскому досье.

Разборки внутри оппозиции или…

Не исключает людская молва и другого: варианта, что внутри оппозиции началась борьба за власть и деньги, за лидерство перед следующими президентскими выборами. И как тут не вспомнить историю раздора между Алиханом Байменовым и Алтынбеком Сарсенбаевым за дележку “Ак жола”?..

Исламский радикализм?

Или идет борьба куда более могущественных сил за лидерство в Центрально-Азиатском регионе? И чье-то самолюбие больно задевает экономический подъем, стабильность в отдельно взятой республике? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что в смуте и дестабилизации обстановки в регионе заинтересованы наркомафия и исламский радикализм. Достаточно вспомнить печальный опыт последних лет (Баткенские события, деятельность “Хизб-ут-Тахрир”, “тюльпановая” революция в Бишкеке, андижанские события, участие казахстанских граждан в терактах на территории Узбекистана и т.д.).
Можно предположить, что разветвленная сеть некой тайной организации сегодня имеет своих людей во многих провластных институтах, в том числе в силовых подразделениях. Центр организации — на границе Казахстана и Узбекистана. Можно также предположить, что в завуалированной шахматно-политической игре “агенты” данной организации одновременно работают на несколько сторон, не скупятся на финансирование “своих” людей, проталкивание их на ключевые должности.
Кстати, подобную структуру тайной организации мы наблюдали при раскрытии громкого нападения на инкассаторов Банка “ТуранАлем”. Напомним, за этим преступлением стояли уйгурские сепаратисты, чья организация имела такую же ячеечную структуру и похожие цели.

Третьи силы

Старые оперативники приходят к одному выводу: некие таинственные силы пытаются втянуть Казахстан в большую политическую игру.
Есть версия, что спецслужбы отдельных стран, претендующие на позиции мировых жандармов, могли выполнить “спецзаказ” по дестабилизации обстановки в РК. Авторов этого заказа должно раздражать благополучие в экономически развивающемся, денежном Казахстане. Им хотелось бы, чтобы мировая общественность видела нашу республику в ином свете: тут нет места демократии, тут царит террор и отстреливают оппозицию. Ведь в условиях политической нестабильности будет гораздо легче шантажировать местную власть и добиться от нее тех или иных уступок.

Смерть Сарсенбаева — это циничный вызов. И этот вызов связан с непонятной смертью Нуркадилова. Мол, на этот раз “суицид” не пройдет…
Любопытная деталь: и Нуркадилова, и Сарсенбаева могли заманить на разговор только хорошо знавшие их люди. Не являются ли эти люди и хорошо известными не только погибшим?”

Далее Ольга Медведева вспоминает нападение на инкассаторов банка “ТуранАлем”, когда разбой был совершен на микроавтобусе “газель” с надписью “Аварийная 04-ГАЗ”, а в начале материала говорится о том, что следователями предположено, что на месте преступления был именно микроавтобус, и предлагает следствию искать скорую помощь, говоря о том, что “Может быть, автомобиль, с которого выбросили тела Сарсенбаева, Журавлева и Байбосынова, следует искать в больничных гаражах? Кого удивит, что в больничной машине имеются следы крови?”.

Вообще-то странно, что для одних журналистов вообще информация закрыта, а другим разрешают даже выдвигать версии. И это при том, что полицейские уже сделали заявление, что убийство произошло именно на том месте, где обнаружены тела. Более того, экспертами установлено, что политика и его сопровождающих привезли на джипе.

В “Эпохе” также идет “расследование”, Гульжан Ергалиева полагает: “Нельзя рассматривать смерти Заманбека Нуркадилова и Алтынбека Сарсенбаева как две отдельные трагедии. Их устранение было запланировано еще на стадии предвыборного этапов. Идет планомерное, системное уничтожение оппозиции, ее деморализация и запугивание населения.

Процесс лишь усиливается, и он будет длиться до тех пор, пока господин Назарбаев и его структуры не выполнят свой элементарный долг и не прекратят череду политических убийств. Я уже поняла, что у них в плане — убийство раз в квартал”.

Также в “Эпохе”, в материале Дастана Мукушева “Погиб при исполнении служебного долга”, говорится о погибшем водителе Василии Журавлеве, вчера состоялись его похороны: “Сильный, здоровый, молодой человек Василий Журавлев пришел на работу в офис партии \»Настоящий \»Ак жол\» всего за несколько недель до своей трагической гибели. Но даже за такой короткий срок его полюбили и зауважали коллеги. Все, с кем нам довелось пообщаться, в один голос утверждали, что Василий всегда был очень порядочным, добрым и отзывчивым человеком. На него всегда можно было положиться в трудную минуту.

— При жизни Василий был очень порядочный, трудолюбивый и справедливый человек, — отмечает его друг Александр Золотарев. -Он был очень хорошим семьянином. Всегда был готов прийти на помощь — и словом, и делом. Я его знаю с 1983 года. За это время у меня с ним ни разу не было конфликтов, хотя он всегда отстаивал свою точку зрения.

По словам родных и друзей Василия, в последнее время у него не было работы, а посему, когда появилась возможность, он с удовольствием принялся за дело. Василий прекрасно справлялся со своими обязанностями. Он радовался жизни и строил планы на будущее.

— Он работал на данном месте неполный месяц, — говорит сестра жены Василия Журавлева Галина Солженикина. — Он был очень рад, когда нашел эту работу. Они собирались жить — начали делать ремонт, купили машину, думали, что все у них будет хорошо, по-человечески.

Его планам не суждено было сбыться. Подлые выстрелы в спину и в голову оборвали его жизнь. Тем не менее, как утверждают коллеги Василия, он до конца выполнил свой долг и не отступил даже под страхом смерти. Об этом свидетельствуют сильные побои на его теле.

— Я сам живу в Пскове, а посему он был здесь для всех опорой, – отмечает старший брат Василия -Александр. — И когда родители стали пожилыми, и когда сестра наша болела — все было на нем. У нас с Василием никогда не было между собой проблем, которые зачастую бывают между братьями. Он был мне не просто братом, он был мне настоящим другом.

Смерть Василия потрясла его близких. Он был очень далек от большой политики, но по иронии судьбы именно политика явилась причиной его смерти. После случившегося его родные всерьез пересмотрели свои взгляды на жизнь — теперь они стали отчетливо понимать, что так жить нельзя…

Зверски убитого, но не сломленного Василия Журавлева похоронили на кладбище в Алматы в районе Нижней Пятилетки. Стоял теплый, солнечный день. 14 марта 2006 года Василий Журавлев встретил бы свою 47-ю весну…”.

И снова возникает вопрос к следствию: побои были(?) или их не было, как сообщалось ранее МВД.

В “Начнем с понедельника” Досым Сатпаев дал интервью Роману Иванову “Алтынбек Сарсенбаев не исключал сотрудничества власти и оппозиции”, в котором политолог также рассуждает на тему кому выгодно это убийство:

“Я уже отмечал, что Сарсенбаева нельзя было назвать олигархом. Он не ворочал миллиардами, его бизнес, если он и был, не столь крупный, чтобы ради этого погибать. К тому же в Казахстане уже давно сложились свои традиции решения экономических споров без кровопролития. Учитывая, что Сарсенбаев был достаточно опытным человеком в аппаратной игре, человеком, который всегда мог найти возможность для диалога, вряд ли он мог погибнуть из-за экономических разборок.

— Давай вернемся к результатам расследования. Точнее, к случаю, если таковых не будет. Ты считаешь, что в этом случае в обществе сложится мнение, что Сарсенбаева убили именно за его оппозиционную деятельность?

— Да. И оппозиция заявит о том, что в Казахстане якобы начался внутренний террор против политических оппонентов. И диалог власти и оппозиции, о котором говорил Сарсенбаев, в конечном итоге может не состояться. Конечно, можно предположить, что эмоциональный накал уменьшится и группа Алтынбека Сарсенбаева в оппозиции попытается реализовать его идеи. Но даже эта часть, повторю еще раз, в первую очередь будет смотреть на то, как проводится расследование.

Оппозиция сейчас не просто возмущена — она напугана. Это ведь убийство человека, которого никак нельзя было отнести к категории радикальных оппонентов власти. А чего ждать более радикальным представителям оппозиции? Но чтобы произошло убийство, да еще и после выборов, когда оппозиция уже серьезную угрозу не представляла власти, — такого не ожидал никто. Многие не могут понять — почему именно сейчас? Есть версия, что Сарсенбаев готовился опубликовать какой-то компромат по незаконной приватизации СМИ, но и это, по моему мнению, не могло быть серьезным поводом. Даже если бы публикация состоялась, то широкого резонанса она бы не получила, учитывая то, что оппозиция не имеет доступа к общенациональным СМИ. Так что, думаю, что эта версия маловероятна — тут были более серьезные мотивы.

И Нуркадилов, и Сарсенбаев, будучи в оппозиции, поддерживали контакты с некоторыми представителями политической элиты. Естественно, возникает версия, что данное убийство связано с конфликтами внутри самой элиты. И возвращение во власть Сарсенбаева могло быть для кого-то чревато определенными проблемами. Кроме того, такая демонстративная казнь могла иметь своей целью подтолкнуть оппозицию к радикальным действиям. То есть снова возникает версия о пресловутой “третьей силе”…

“Гибель демократического политика вызвала весьма серьезную реакцию в обществе”, об этом в “Панораме” материал Ирины Бектияровой: “Возможно, это позволило лидерам движения “За справедливый Казахстан” высказать все или почти все, что было на текущий момент. Слушали их внимательно. По разным оценкам, на площади перед АН РК собралось от 3 тыс. до 4,5 тыс. человек. Многие из них были в желтых шарфах, кое-кто держал заранее изготовленные плакаты с весьма резкими словами, некоторые на казахском языке были, несмотря на иносказательность, весьма красноречивы. Самый безобидный из них — “Какое сердце биться перестало…”, и то только потому, что с веками подзабыт исторический контекст поэтической строки. Звучали также словосочетания: “кровавые репрессии”, “расстрел”, “политический террор”, “убийц и заказчиков — к ответу”. Но лейтмотивом всего происходящего было: “Нас не запугать”. Организовавшие панихиду лидеры “ЗСК” особо подчеркивали, что убийство г-на Сарсенбайулы и совершенно далеких от политики его телохранителя и водителя Бауржана Байбосынова и Василия Журавлева является в том числе и акцией устрашения, но она не заставит оппозиционеров отказаться от своего дела.

Между тем в обществе гибель демократического политика вызвала весьма серьезную реакцию. Особую значимость в этой связи приобрело заявление ведущих бизнесменов. Среди 21 подписанта — Мухтар Аблязов, Тимур Исатаев, Еркин Калиев, Григорий Марченко, Бахыт Байсеитов, Нурлан Смагулов, Нуржан Субханбердин, Еркин Татишев и другие. Как известно, некоторые из них после известных событий осенью 2001 года подписывали политическое заявление о создании ДВК. Позднее при различных обстоятельствах они вместе и порознь заявляли о непричастности к политике. Сегодня они вновь вынуждены подписывать практически политические заявления. Потому что только так можно расценивать обращение: “Соотечественники! Всем нам, казахстанцам, брошен вызов!” По мнению бизнесменов, “выстрелы в спину и контрольные выстрелы в затылок являются показательной казнью на глазах у общества. Убийцы ставят своей целью посеять страх, растоптать человеческое достоинство и отнять веру в будущее”. “Не дадим себя запугать!” — не столько уговаривают они себя, сколько отвечают какому-то виртуальному сопернику.

Одновременно политсовет партии “Асар” сделал специальное заявление, в котором высказал мнение, что “это трагическое происшествие должно стать поводом для серьезной озабоченности всего общества”. По оценке политсовета, правоохранительные органы республики обязаны предпринять все возможные меры для скорейшего раскрытия преступления. “В ином случае — руководители этих ведомств должны подать в отставку”, — говорится в документе. При этом заявляется, что, “кто бы ни являлся организатором, и заказчики, и исполнители должны предстать перед судом”.

Это и аналогичные заявления других политических партий были сделаны уже после того, как глава государства, находящийся в заграничном отпуске, дал поручение Генпрокуратуре и Министерству внутренних дел тщательно расследовать обстоятельства случившегося, министру Бауржану Мухамеджанову — взять ход расследования под свой непосредственный контроль.

Однако не только в стане оппозиции с первого же дня звучало недоверие к возможности правоохранительных органов объективно раскрыть это преступление и стремлению властей наказать виновных. Бизнес-элита потребовала провести самое тщательное расследование с привлечением лучших криминалистов не только нашей республики, но и зарубежных специалистов. Председатель демпартии “Ак жол” Алихан Байменов также сделал заявление о необходимости обеспечения “гласности и открытости расследования этого циничного и гнусного преступления”. При этом он поддержал создание “ЗСК” общественной комиссии по расследованию этого дела и высказался за то, чтобы комиссия имела доступ ко всем материалам следствия. Г-н Байменов также солидаризовался с лидерами “ЗСК” по поводу необходимости в ближайшее время проведения совместного заседания палат парламента с участием главы государства и представителей всех политических партий и движений, на котором должны быть рассмотрены политическая ситуация в стране, а также ход расследования убийств Асхата Шарипжанова, Заманбека Нуркадилова, Оксаны Никитиной и Алтынбека Сарсенбайулы.

Оппозиционер Акежан Кажегельдин, которого “жестокое убийство Алтынбека Сарсенбаева и его сотрудников потрясает, но не удивляет”, считает, что “бессмысленно призывать эту власть ”брать под контроль” расследование очередного убийства”. По его мнению, объединенной оппозиции необходимо срочно пригласить в Казахстан иностранных следователей, специалистов по раскрытию политических убийств. “Это нормальная международная практика”, — заявляет он.

Но необходимо отметить также и то, что были политические заявления и другого характера. Партия “Отан” выразила обеспокоенность тем, что “в сети интернета и иностранных средствах массовой информации появляются самые различные версии случившегося. Иногда они выдаются за “истину в последней инстанции”. Подобные кривотолки и дезинформация сеют смуту и вредят объективному ходу следствия”, — считают в “Отане”. В связи с этим партия призвала правоохранительные органы “к постоянному и максимально полному информированию средств массовой информации и населения о ходе расследования во избежание вредоносного распространения слухов”. Вероятно, это весьма актуально, поскольку информации в СМИ просачивается, как официальной, так и неофициальной, крайне мало. А некое совсем уж официальное издание рядом с сообщением о соболезновании со стороны главы государства разместило заголовок “Пуля ищет ствол” — публикации на совершенно иную тему, ни словом не обмолвившись более о трагической гибели бывшего министра печати.

Между тем зарубежные СМИ, в том числе российские, американские, германские, английские, весьма подробно и откровенно осветили эту трагедию…”.

В Астане сгорел рынок “Сары-Арка”, об этом в “Комсомольской правде. Казахстан” материал Маргариты Никитиной: “ Заполыхало на рынке в среду вечером. Стали срочно эвакуировать людей. По словам спасателей, несмотря на поздний час, их оказалось много — на одном из этажей комплекса располагались кафе и небольшая гостиница. Всего эвакуировали 127 человек, в том числе и двоих детей. Четырехлетнюю Дашу Бобешко пришлось тут же отправить в больницу — девочка отравилась угарным газом.     

 Огонь, для которого китайская синтетика, представленная в продаже в приличном объеме, послужила хорошим топливом, удалось остановить не сразу. Пожарные сумели локализовать очаг возгорания только через два с половиной часа. К тому времени пламенем было охвачено около 2200 квадратных метров…

О причинах пожара строятся разные версии. Руководство рынка наотрез отказывается от комментариев. Наиболее распространенная в народе версия — “базарная война” и, соответственно, поджог. Сами торгующие считают, что “красного петуха” им запустили конкуренты — либо для того, чтобы заставить поднять цены (оптовый рынок “Сары-Арка” считается одним из самых дешевых в столице), либо для того, чтобы выжить с территории, на которой хотят построить современный торговый центр”.